Файл: Методическая разработка Теоретических и практических занятий Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБОУ СПО ЛО «Тихвинский медицинский колледж»
Методическая разработка
Теоретических и практических занятий
«Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций».
Разработала: преподаватель
Судакова
Елена Анатольевна
Пояснительная записка.
Проблема повышения уровня познавательной активности на данное время очень остра в связи с массовым разнообразием увлечений и развлечений, появившихся в последние годы у детей, поэтому преподавателям необходимо уделять ей большое внимание.
Исследование по данной теме выявляет противоречия: между требованиями к подготовке учащихся и низкой самостоятельной деятельностью, между необходимостью использования технологии КСО для повышения познавательной активности учащихся и тем, что она на самом деле редко реализуется в процессе обучения.
Следовательно, возникает проблема повышения уровня познавательной активности учащихся и ее решение – использование приемов технологии коллективного способа обучения при проведении теоретических и практических. В связи с этим, исследование будет посвящено теме: "Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций».
Объектом исследования является познавательная активность студентов колледжа.
Предметом исследования стали приемы технологии КСО на уроках по теории сестринского дела, семинарских и практических занятиях при освоении студентами профессионального модуля 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», направленные на повышение познавательной активности студентов.
Повышать познавательную активность можно с использованием различных методов и приемов в обучении. Но в связи с модернизацией образования лучше применять более усовершенствованные технологии, например, приемы КСО.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности студентов нуждается в практическом освоении каждым преподавателем, в выработке соответствующих умений и навыков. Только стимулируя познавательную активность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к предмету.
Обоснование актуальности темы.
«Умный всегда найдет выход из любой сложной ситуации».
Ханс Рихтер
Тема актуальна в современных условиях развития педагогического процесса. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
Технология коллективного способа обучения (далее КСО), прежде всего, отвечает возрастным особенностям студентов. Ее приемы помогают преподавателю поддерживать дисциплину и хорошую работоспособность на протяжении всего урока. При применении КСО на уроках у "сильных" студентов используется весь запас знаний и потенциал; они с помощью этой технологии прочнее усваивают материал, могут сами задавать себе темп изучения новых тем. Для слабоуспевающих КСО – один из немногих способов, позволяющих им быть успешными и, следовательно, повышающие их познавательный интерес.
Обучение любому предмету должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых и учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроке с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Указанные методы обучения обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание главного на уроках, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
В данной работе остановимся на следующем методе активного обучения – технологии решения конкретных ситуаций.
Цели и задачи методической разработки.
Цели:
-
Выявить эффективные приемы КСО, повышающие познавательную активность учащихся при изучении предмета. -
Использование приемов КСО для повышения познавательной активности учащихся на уроках будет наиболее эффективным, если:
· Включать приемы КСО в различные этапы урока (последовательность применения приемов строго не определена);
· Содержание КСО будет соответствовать познавательным особенностям учащихся;
· Определить начальный уровень познавательной активности учащихся.
Задачи:
1.Изучить теоретическую основу КСО.
2.Изучить состояние проблемы познавательной активности в теории и практике.
3.Определить уровень познавательной активности студентов ГБОУСПОЛО «ТМК»
4.Определить наиболее эффективные приемы развития познавательной активности студентов на уроках.
Методологической основой исследования являются основные положения КСО в горизонтальном варианте о том, что вместо старого педагогического процесса с тремя традиционными формами обучения (групповой, парной и индивидуальной) устанавливается новый педагогический процесс, строящийся на использовании всех старых, традиционных форм и новой – коллективной, которая является системоообразующим фактором, при этом учащиеся взаимообразно обучают друг друга и находятся как бы на одном и том же уровне.
Для проведения исследования использовались методы:
· Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
· Эмпирические: социологический метод (тестирование, анкетирование), метод педагогического эксперимента, изучение продуктов деятельности (тетради);
· Статистические: качественная и количественная обработка данных.
Этапы выполнения работы:
1.Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме (определение основных понятий: познавательная активность, приемы развития познавательной активности, КСО, вертикальный вариант КСО, горизонтальный вариант КСО).
2.Проведение констатирующего эксперимента
, обработка и анализ полученных данных (проведение констатирующего этапа эксперимента в виде анкетирования и анализа полученных результатов).
3.Разработка экспериментальных материалов (разработка анкеты для учителей, выбор приемов КСО, разработка нетрадиционных заданий, выбор форм самостоятельной работы на уроке для учащихся, подготовка необходимого дидактического материала для уроков).
4.Проведение формирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов (проведение уроков с использованием на них приемов КСО, проведение повторного анкетирования учащихся, проведение анкетирования учителей, самоанализ разработанной программы).
5.Формулирование выводов (формулирование выводов, проверка соответствия гипотезы).
Теоретическая значимость. С помощью данной работы расширяются возможности более успешного повышения познавательной активности у студентов в рамках современного образовательного процесса.
Практическая значимость. Приемы технологии КСО, апробируемые в данной работе, являются эффективными, поэтому могут применяться преподавателями при проведении теоретических и практических занятий для повышения уровня познавательной активности учащихся.
Структура методической разработки:
1. Технология групповой работы с использованием конкретных ситуаций
2. Проведение занятий в группе
3.Задания на самоподготовку для студентов.
4. Дидактический материал.
5. Приложение:
-
Ситуационные задачи; -
Таблицы; -
Рисунки.
Технология групповой работы с использованием конкретных ситуаций.
В настоящее время существует противоречие между объемом актуальной, научной, специальной информации и способами ее переработки, передачи и восприятия, т.е. традиционными педагогическими методами. Поэтому остро возникает потребность в таких технологиях, в основе которых лежало бы развитие личности: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в коллективе. Технология решения конкретных ситуаций имеет свою специфику и отличительные особенности ее применения в учебном процессе. Она, как и другие методы активного обучения, призвана развивать творческое мышление и проводить поиск оптимальных решений.
Практически конкретные ситуации начали использоваться в Школе бизнеса и Школе права Гарвардского университета в 40–50 гг. Спустя четверть века в СССР появляются публикации, в которых представлялась информация о педагогах-новаторах, использующих этот метод: А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева и другие. Изучив достаточное количество источников, пришли к выводу, что первоначально необходимо дать точную формулировку понятия «ситуация».
Итак, ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.
К сожалению, до сих пор не создана единая классификация ситуаций. Но, в то же время существует масса признаков, по которым их можно различать. Так, например, конкретные и базовые ситуации.
Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности в любом учреждении. Их возникновение связано, в первую очередь, с проявлением проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников.
Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду.
Некоторые отечественные и зарубежные специалисты предлагают классифицировать КС по учебной функции.
Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.
Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.
Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал. С помощью подобных примеров начинается процесс по использованию метода КС на специальных занятиях. Визуальная образная ситуация вырабатывает умение визуализировать информацию для более простого способа ее решения.
Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована. Должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.
Живая ситуация – берется из жизни, но никому не известно принятое решение. Вот его надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Если учитель предполагает в дальнейшем использовать такой метод как разыгрывание ролей, то именно «живая» ситуация больше всего подходит для начальных шагов на этом пути, т.к. ее можно предложить разыграть.
Анализ конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее и для оптимального и оперативного ее разрешения.