Файл: Закон от 25. 12. 2008 273фз О противодействии коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.

Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нормы ст. 204.2 УК РФ содержат специальные нормы по отношению к нормам ст. 204 УК РФ.

Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.

Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.


Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.

С целью борьбы с коррупционными нарушениями, отнесенными к разряду преступных, в России принят ряд нормативных правовых актов, направленных на искоренение коррупции как социально-правового явления, а также на максимальное нивелирование его общественно вредных последствий. Опираясь на многочисленные труды, в которых исследуется коррупция, а также на материалы правоприменительной практики, можно констатировать, что это явление имеет глубокие исторические корни и, пока существует общество, будет одним из его негативных социальных феноменов. По мнению А. И. Кирпичникова, коррупция — хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов. Она родилась вместе с государством и может погибнуть только с ним. Коррупция развивается и существует по своим временным и национальным законам (имеется в виду не законодательство, а менталитет нации), и государство, провозглашая как лозунг борьбу с ней, заботится о том, чтобы она не исчезла, потому что использует коррупцию в интересах своего аппарата [3, с. 7]. В связи с таким прогнозом необходимо разработать меры, направленные на минимизацию негативных последствий подобного социального явления, готовить общество к его проявлениям и настраивать социум на его неприятие. Только здоровое, законопослушное, грамотное гражданское общество способно противостоять коррупции. Для борьбы с коррупционными нарушениями международными организациями приняты соответствующие акты: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.; Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. 1 В отечественном законодательстве вопросам борьбы с коррупцией посвящены отдельные законы и подзаконные акты, на уровне субъектов Федерации в их развитие принимаются соответствующие локальные акты. В России созданы и действуют общественные объединения, деятельность которых связана с изучением и  борьбой с коррупцией, например: горячая линия «Стоп, коррупция» Общественной палаты Российской Федерации; межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»; общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»; межрегиональная общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»; Торгово-промышленная палата Российской Федерации; Ассоциация адвокатов России за права человека; общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с  коррупцией»; Российское антикоррупционное партнерство; межрегиональное общественное движение «Против коррупции»; центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р»; Фонд борьбы с коррупцией и др.