Файл: Экологическое образование в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяются критерии высокого, среднего и низкого уровня освоения программы по каждому разделу, что является специфическим ориентиром для педагогов при конструировании линии развития каждого ребенка.
Парциальная программа
«Юный
эколог».
Автор программы
С.Н.Николаева. Программа разработана на основе многочисленных исследований С.Н.Николаевой в области ознакомления дошкольников с природой и экологического их воспитания, а также исследований психологов и педагогов (Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Н.Н.Подъякова,
П.Г.Саморуковой и др.).
Основная цель программы – формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада. Программа имеет теоретическое обоснование и методическое обеспечение.
Базовыми идеями программы являются следующие положения
«Концепции экологического воспитания дошкольников» (С.Н.Николаева,
1996):
• Старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь животных и растений со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
• Морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают в процессе демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
• При соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта), старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;
• Дети среднего и старшего дошкольного возраста усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Исходным моментом при формировании у дошкольников осознанного отношения к миру природы С.Н.Николаева считает систему конкретных знаний о природе, отражающую основные ее закономерности: многообразие видов, особенностей жизни, развитие отдельных живых существ, их приспособленность к среде обитания, взаимосвязь внутри природных сообществ. Важным аспектом программы являются идеи о взаимосвязях и отношениях человека и природы. Данные идеи, базовые положения программы полностью отвечают требованиям коэволюционного подхода к решению экологических проблем.
Интерес представляет структура программы «Юный эколог». Решение проблемы экологического образования детей дошкольного возраста автор видит в организации работы по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Формирование начал экологической культуры у детей.
2. Развитие экологической культуры взрослых.
Данный подход вполне обоснован, поскольку успех решения экологических проблем, изменение катастрофической экологической
56

ситуации, во многом зависит от непрерывности экологического образования и экологической пропаганды.
Подпрограмма «Экологическое воспитание дошкольников» (на анализе которой мы остановимся подробно) представлена шестью разделами:
1. Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли, ее значении для нормальной жизнедеятельности живых существ.
2. Многообразие растений и их связь со средой обитания.
3. Многообразие животных и их связь со средой обитания.
4. Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания.
5. Жизнь растений и животных в сообществе.
6. Взаимодействие человека и природы.
Данный подход к определению содержания знаний экологического характера для детей дошкольного возраста отвечает требованиям как обще дидактических, так и эколого-биологических принципов отбора содержания информации о природе для дошкольников.
Экологическая культура рассматривается автором как осознанно- правильное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. По мнению автора, осознанно-правильное отношение детей к миру природы основывается на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ее объектам, явлениям. Однако определенное, не меньшее значение имеют знания об особенностях жизни, роста, развития живых организмов, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ.
Необходимо отметить также, что программа «Юный эколог» не предполагает четкого выделения задач и содержания экологической работы с детьми по возрастам. Данную особенность можно рассматривать как стремление автора к стимуляции творческого подхода каждого педагога к организации экологической работы с детьми.
Автор программы также предлагает подходы к выявлению уровня сформированности осознанно-правильного отношения к миру природы у детей. С.Н.Николаева отмечает, что отношение проявляется только лишь в самостоятельной деятельности детей. Поэтому она говорит о необходимости проводить систематические наблюдения за проявлениями детей в природе.
Результаты этих наблюдений позволят педагогу простроить систему коррекционной работы с каждым ребенком.
Наряду с этим, С.Н.Николаева обращает внимание читателей на создание условий для экологической работы с детьми.
Наряду с федеральными программами, в настоящее время большое внимание уделяется использованию программ, раскрывающих региональный компонент экологического образования, что в наибольшем объеме позволит реализовать краеведческий принцип отбора содержания экологических знаний. Как пример такой программы мы рассмотрим региональную программа «Край родной» - программа эмоционально-познавательного
57

развития детей дошкольного возраста средствами природы родного края.
Авторами данной программы является творческий коллектив ДОУ№345
Московского района г. Н.Новгорода.
В своей программе авторы обращаются к природе родного края, к природе, которая непосредственно, постоянно окружает детей, вызывая живой эмоциональный отклик. Это обусловлено спецификой мышления детей дошкольного возраста, а именно – наглядным характером их мышления. Ещё в работах классиков прогрессивной педагогики
(К.Д.Ушинский,
Е.Н.Водовозова,
Е.И.Тихеева), как один из основополагающих в ознакомлении детей с окружающей действительностью, выделялся краеведческий принцип. Ознакомление детей с родным краем, его природой, культурой, традициями, бытом народа стимулирует развитие у детей гражданских чувств, патриотизма, любви к Родине, что составляет основу формирования их духовности, нравственности, положительного эмоционального отношения ко всему, что ребёнка окружает.
Основными задачами программы являются:
1. Формирование базисных основ экологической культуры у детей.
2. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей через широкое введение их в мир природы родного края.
3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.
В целях реализации выше обозначенных задач, определены принципы реализации программы: краеведческий принцип и принцип интеграции различных видов деятельности в процессе овладения детьми экологической информацией.
Также выделены ведущие методы работы с детьми: моделирование и игры-тренинги экологического содержания.
В целях эффективности реализации программы, авторами программы разработаны рекомендации по организации образовательного процесса и предметно-развивающей среды ДОУ и варианты подходов к планированию педагогического процесса в рамках реализации предлагаемой программы
«Край родной», что позволяет говорить о ней не только как о программе, а и как о специфической технологии работы с детьми дошкольного возраста по их эмоционально-познавательному развитию посредством «введения» в мир природы родного края.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие принципы положены в основу отбора содержания экологической работы с детьми дошкольного возраста?
2. Дайте общую характеристику программ «Детство», «Юный эколог», «Край родной.
3. Сравните выше обозначенные программы с позиций оптимальной реализации коэволюционного подхода к экологическому образованию.
4. Опираясь на алгоритм анализа программ, проанализируйте программы «Развитие»,
«Мы», «Семицветик». Что в них общего и чем данные программы отличаются?
58


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Алгоритм анализа программ
1. Каковы базовые идеи программы?
2. Соответствие общих положений программы реализации коэволюционного подхода к экологическому образованию дошкольников?
3. Какова структура программы: количество разделов, содержательный аспект каждого раздела?
4. Соответствие экологических знаний, предлагаемых в программе общим принципам отбора содержания знаний для дошкольников?
5. С какого возраста предлагается в программе решать задачи экологического образования дошкольников? Насколько данный подход целесообразен?
Инновационные подходы к организации
предметно-пространственной развивающей среды
для решения задач экологической работы с детьми
Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок.
По мнению многих исследователей эти условия можно обозначить как
«культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает.
Особое внимание следует обращать к организации условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Педагогам необходимо помнить, что скромные « ландшафты» нашего детства являются колыбелью эстетических чувств, источником эмоционального и духовного развития личности. Ландшафт предлагается рассматривать как среду для всестороннего, комплексного развития. Базовыми основами оформления ландшафта, с позиций реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании, являются следующие принципы:
• принцип эмоционально-познавательного развития ребёнка средствами природы родного края. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения, взаимодействия детей с миром природы;
• принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребёнка.
Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм её предметов и объектов;
• принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребёнка.
Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребёнка устойчивой потребности не только