Файл: Лекция 1 Темы Тема Понятие, предмет и система дисциплины Правоохранительные органы и прокурорский надзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция Российской Федерации. Во всех необходимых случаях она применяется как акт прямого действия.
Нормативные указы Президента Российской Федерации подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Контрольные задания
1. В предмет дисциплины «Правоохранительные органы и
прокурорский надзор» входят принципы организации власти:
А) законодательной
Б) исполнительной
В) судебной
2. В рамках дисциплины «Правоохранительные органы и
прокурорский надзор» изучаются основы организации и деятельности
органов:
А) местного самоуправления
Б) налоговых
В) таможенных
3. Предмет дисциплины «Правоохранительные органы и
прокурорский надзор» не охватывает функции, задачи и компетенцию
органов государства:
А) надзорных

Б) контрольных
В) представительных
4. Правоохранительная деятельность – это деятельность:
А) общественная
Б) коммерческая
В) государственная
5.
Правоохранительная деятельность осуществляется посредством
применения мер воздействия преимущественно:
А) правовых
Б) технических
В) организационных
6. К основным направлениям правоохранительной деятельности
относится контроль:
А) конституционный
Б) общественный
В) партийный
7. К правоохранительным органам не относятся органы
министерства:
А) внутренних дел
Б) юстиции
В) по чрезвычайным ситуациям
8.
Функцией правоохранительных органов не является:
А) правосудие
Б) дознание
В) предупреждение техногенных катастроф


9. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность
на основе:
А) рекомендательной
Б) доверительной
В) специализированной
10. В систему правоохранительных органов входят организации:
А) негосударственные
Б) коммерческие
В) общественные
Блок 2.

Тема 2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
Вопросы:
1. Судебная власть: понятие и основные признаки.
2. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации.
3. Понятие звена и инстанции судебной системы.
1. Судебная власть: понятие и основные признаки.
Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная власть реализуется специальным государственным органом - судом.
Судебную власть посредством конституционного судопроизводства осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Именно он является судебным органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18
Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской
Федерации»).
Посредством гражданского (арбитражного) судопроизводства судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а посредством административного и уголовного судопроизводства - судами общей юрисдикции.
Судебная власть обладает рядом основных признаков: судебная власть - вид государственной власти; она принадлежит только судам; независимость, самостоятельность, обособленность; процессуальный порядок деятельности.
Самостоятельность и независимость - первый признак судебной власти.


Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей.
Судебная власть основывается на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности органов судебной власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы судебной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) конкурсного отбора кандидатов на должности судей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для нижестоящих судов решений, принятых вышестоящими судами в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к органам судебной власти и судьям;
8) профессионализма и компетентности судей;
9) гласности в осуществлении судопроизводства;
10) ответственности судей за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности судебной власти; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров в органах судебной власти.
Данные принципы распространяются на судей по должности, как государственных служащих.
Судебная власть в Российской Федерации может осуществляться коллегиально судьями, с привлечением присяжных и арбитражных заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизводства, за исключением конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей. Судья в таком случае действует как носитель судебных функций, выступает в качестве органа судебной власти. Соответственно вышеперечис- ленные принципы распространяются не только на судебную власть, судебный орган (суд), но и на судью.
Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа - присяжные и арбитражные заседатели. На них указанные принципы в полной мере не распространяются.
Судебная власть осуществляется посредством ряда функций - основных направлений деятельности. К ним, наряду с осуществлением правосудия, относятся и полномочия по обязательному толкованию норм права, контрольные и некоторые другие полномочия.
Исключительной прерогативой судебной власти является осуществление правосудия. Возложение на судебную власть каких бы то ни было функций, несовместимых с ее исключительными прерогативами по осуществлению правосудия, недопустимо.
2. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации.
Судебная система – это совокупность всех действующих в Российской
Федерации судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.


Судебная система
Российской
Федерации устанавливается
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.№1-ФК «О судебной системе Российской
Федерации».
Создание в Российской Федерации чрезвычайных судов не допускается.
Судебная система Российской Федерации это взаимосвязанная и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями. В
Российской Федерации действуют две группы судов: федеральные суды, суды субъектов Российской Федерации. Это не простая совокупность судов, а их взаимосвязанная и взаимообусловленная, единая система.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации
Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров
Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В
Российской
Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской
Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов
Российской
Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию
Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
3. Понятие звена и инстанции судебной системы.