Файл: Лекция 1 Темы Тема Понятие, предмет и система дисциплины Правоохранительные органы и прокурорский надзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции и поэтому принято различать звенья судебной системы.
Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями, равной компетенцией.
По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
1) основное звено - районные суды, гарнизонные военные суды.
Судами данного звена рассматривается большое количество уголовных и гражданских дел, а, кроме того, подведомственные судам общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Они осуществляют правосудие по делам об административных правонарушениях, разрешая уголовные и гражданские дела по первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Нижестоящими по отношению к районным судам являются мировые судьи, которые не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции. Они образуют одно из звеньев судов субъектов Российской Федерации.
2) среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды. Данные суды осуществляют правосудие путем рассмотрения дел не только по первой инстанции, но и в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).
3) высшее звено - Верховный Суд Российской Федерации.
Звеном судебной системы субъектов Российской Федерации и судебной системы Российской Федерации являются конституционные
(уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Мировые суды в Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе
Российской Федерации», иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской
Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.
Система арбитражных судов также как система федеральных судов общей юрисдикции состоит из звеньев. Первое звено в ней отведено арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Второе - арбитражным апелляционным судам. Третье - федеральным арбитражным судам округов (арбитражным кассационным судам). Четвертое - Высшему
Арбитражному Суду РФ.
Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев: основное звено - арбитражные суды субъектов Российской Федерации; второе звено - арбитражные апелляционные суды; третье звено- Федеральные арбитражные суды округов; высшее, четвертое звено - Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй инстанции
(апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с

разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).
Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд судебной системы за исключением федеральных арбитражных судов округов.
Суд второй инстанции - это подразделения судов, наделенные правом проверять по жалобам участников процесса и (или) протесту прокурора законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.
Суд надзорной инстанции - это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.
Вышестоящая инстанция – это суд, занимающий более высокую ступень по отношению к суду, рассмотревшему дело.
Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд судебной системы, за исключением Конституционного Суда
Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации.
В апелляционном порядке районные суды проверяют законность и обоснованность вынесенных по первой инстанции и не вступивших в законную силу приговоров, постановлений, решений и определений мировых судей.
Арбитражными апелляционными судами рассматриваются апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения
(определения) арбитражного суда субъекта РФ, принятые по первой инстанции.
Кассационной инстанцией всегда является судебная коллегия вышестоящего суда. В кассационном порядке решение пересматривается
только один раз. Оставленное без изменения решение немедленно вступает в силу.
В надзорном порядке может быть подвергнуто проверки любое судебное решение. Надзорное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой, апелляционной инстанции, но и оп- ределений кассационной и даже надзорной инстанции.
Дважды в надзорном порядке не может проверяться лишь законность и обоснованность приговора мирового судьи и последующих решений судебных инстанций, вступивших в законную силу.
Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам - разновидность правосудия, в процессе которого осуществляется проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений соответствующих судов в свете новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны суду в момент рассмотрения дела и имеют существенное значение для его правильного разрешения.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.
Судейский корпус - совокупность государственных служащих, занимающих должности судей.
Органы судейского сообщества – это Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - Совет судей Российской Федерации; Собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации; съезды (конференции) судей субъектов
Российской Федерации и приравненных к ним военных судов, а в период между съездами (конференциями) - советы судей, общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Органы судейского сообщества создаются для:


1) содействия в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
2) защиты прав и законных интересов судей;
3) участия в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
4) утверждения авторитета судебной власти, обеспечения выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей. Он созывается один раз в четыре года по решению Совета судей
Российской Федерации. Может быть созван внеочередной съезд. В съезде принимают участие делегаты от различных ветвей судебной власти, которые избираются по определенным нормам представительства.
Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Съезд:
1) принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей,
2) формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации;
3) правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества;
4) утверждает регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей Российской Федерации.
Совет судей Российской Федерации избирается Всероссийским съездом судей из числа судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

Конференции судей субъектов Российской Федерации - это собрания судей, представляющих судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов
Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, созываемые по нормам, устанавливаемым предшествующей конференцией судей.
Созываются они советом судей соответствующего субъекта
Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Для рассмотрения вопросов отбора кандидатов на должность судьи, приостановления или прекращения полномочий судьи и других вопросов, связанных с обеспечением независимости судьи, создаются квалификационные коллегии судей: Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской
Федерации и судей субъектов Российской Федерации, судей военных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации и других арбитражных судов.
Порядок организации и деятельности, а также полномочия квалификационных коллегий судей определяются Положением о квалификационных коллегиях судей.
Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, обеспечивающим реализацию законодательства о статусе судей.
Контрольные задания
1. Судебная власть принадлежит:
А) народу
Б) государству


В) судам
2. Судебная власть может осуществляться посредством:
А) дознания
Б) толкования норм права
В) надзора
3. Федеральным судом является суд:
А) уставной
Б) мировой
В) районный
4. Федеральные суды создаются и упраздняются:
А) правительством
Б) президентом
В) законом
5. Звенья судебной системы различаются:
А) функциями
Б) объемом полномочий
В) местом дислокации
6.
Суды разных инстанций различаются:
А) компетенцией
Б) структурой
В) специализацией
7. Кассационной инстанцией является суд:
А) районный
Б) областной

В) гарнизонный
8. Законность и обоснованность судебных решений, вступивших в
законную силу, проверяет суд:
А) апелляционный
Б) надзорный
В) кассационный
9. Судами субъектов Российской Федерации являются суды:
а) окружные б) мировые в) районные
10. Органами судейского сообщества яляются коллегии:
А) квалификационные
Б) присяжных заседателей
В) судебные
Блок 3.
1   2   3

Тема 3. Правосудие, его свойства и демократические принципы
Вопросы:
1. Понятие правосудия и его отличительные признаки.
2. Понятие и система демократических принципов правосудия.
3. Характеристика принципов правосудия.
1. Понятие правосудия и его отличительные признаки.
Правосудие – это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по непосредственному рассмотрению в судебных
заседаниях гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, их законному и справедливому разрешению.
Правосудие осуществляется путем: рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел, решения вопросов о виновности подсудимых, применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. рассмотрения дел об административных правонарушениях, направленная на установление виновности лица в совершении правонарушения, наложение административного взыскания либо на прекращение дела производством. осуществляемой в пределах предоставленных полномочий деятельности
Конституционного
Суда
Российской
Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, заключающейся в разрешении по существу подсудных им дел.
Признаками правосудия, его свойствами являются следующие: правосудие - это урегулированная законом (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным или Федеральным конституционным законом «О
Конституционном Суде Российской Федерации») деятельность; правосудие осуществляется по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным
Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным
(уставным) судам субъектов Российской Федерации; правосудие - это деятельность суда общей юрисдикции, арбитражного суда, Конституционного Суда Российской Федерации или конституционного
(уставного) суда субъектов Российской Федерации;
правосудие осуществляется только по одной из предусмотренных законом инстанций: первой, апелляционной, кассационной, надзорной, по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств); правосудие завершается по уголовным делам - разрешением вопросов о виновности (невиновности) подсудимого, применении (не применении) к лицам, виновным в совершении преступления, установленных законом мер наказания либо оправдании невиновного, по делам об административных правонарушениях - наложением административного взыскания либо прекращением дела производством. По гражданскому делу, а также по делам, подсудным
Конституционному
Суду
Российской
Федерации, конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации правосудие имеет место только в связи с разрешением дела по существу.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.№1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. Понятие и система демократических принципов правосудия.
Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, закрепленные в законодательных актах, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.
К системе принципов правосудия относятся: законность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия, охрана чести и достоинства личности, осуществление правосудия только судом, самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных