Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в умении работать с различными видами информации.
3.4 Становление информационной экономики
К появлению нового сектора экономики - информационной экономики привели:
глобальная информатизация общества, формирование в последние десятилетия национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных систем;
стремительное развитие средств информационной техники и новых информационных технологий;
увеличение потребностей общества в разнообразных информационных услугах.
Информационная экономика – новый сектор экономики, включающий в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок.
Структуру информационной экономики на современном этапе ее развития можно представить себе в виде совокупности следующих основных компонентов:
производство средств информационной техники, включая средства связи и передачи данных;
производство информационных продуктов (баз данных и знаний, мультимедийных продуктов и информационных технологий);
оказание информационных услуг пользователям.
Информационная экономика имеет ряд принципиальных особенностей.
1. Информационное производство, информационные продукты и услуги являются чрезвычайно наукоемкими. Поэтому их качество и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках существенным образом зависят от уровня технологического развития той или иной страны, от уровня развития и использования новых информационных технологий.
2. Продукция информационной экономики является сегодня важнейшим фактором для ускоренного развития ряда других областей общественного хозяйства - промышленности, строительства, транспорта, добывающих отраслей.
3. Информационная экономика отличается исключительно высокой динамичностью смены моделей и даже целых поколений своей продукции, опережая в этой части все другие секторы развития экономики.
4. Многие виды информационной продукции и информационные технологии по своим функциональным возможностям являются изделиями двойного применения, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях. Поэтому, развитие информационной экономики самым тесным образом связано с развитием военно-промышленного комплекса той или иной страны и в значительной степени определяет ее обороноспособность и уровень обеспечения национальной безопасности.
5. Информационная экономика обеспечивает создание инструментальных средств для производства и эффективного использования знаний. Все это создает предпосылки для экономии других видов ресурсов развития общества (сырья, энергии, материальных и людских ресурсов).
6. Развитие информационной экономики создает новую структуру занятости населения, стимулирует развитие новых форм индивидуального труда и творчества, формирования новой информационной культуры общества и новых духовных ценностей.
7. Информационная экономика имеет дело с весьма специфическим видом ресурсов общества - информационным ресурсом, который обладает особыми свойствами при его тиражировании, распространении и использовании в качестве товара.
Специфика информации как товара:
информационный продукт не отчуждается от производителя; в отличие от обычного товара, произведенная информация не только переходит к покупателю, но и остается у продавца;
в течение неограниченного времени в различных географических точках различными людьми возможно использование одной и той же информации;
у информации отсутствует свойство расходования;
определение ценности информации существенно осложняется её индивидуализированной востребованностью. Ценность информации субъективна и зависит от отдельного человека;
в отличие от других товаров, цена информации не является выражением её стоимости, т.к. не отражает количество труда, затраченное на её производство и доведение до потребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что информационные технологии непрерывно развиваются, открывая для нас принципиально новые возможности в различных сферах деятельности (будь то управление предприятием, поддержка принятия управленческих решений, медицина или образование). Главными стимулами их развития являются социально-экономические потребности общества. Сейчас активно развиваются межрегиональные и международные системы связи, начинает формироваться глобальное сетевое сообщество, и при этом формируется рынок информационных услуг. От того, насколько активно мы будем использовать информационные технологии, зависит и качество нашей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания и интернет-материалы на русском языке:
-
Гохберг Г. С. Информационные технологии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А. А. Короткин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с -
Гасликова И.Р., Гохберг Л.М. Информационные технологии в России. М.: ЦИСН, 2006 -
Г.В. Муратова, С.С. Михалкович, В.С. Пилиди, А.Н. Соловьев, В.Ю. Тополов Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] : материалы XXVII научной конференции (Южный федеральный университет, Ростов на-Дону, 24 – 26 сентября 2020 г.). – Ростов-на-Дону ; Таганрог Издательство Южного федерального университета, 2020. / https://inftech.uginfo.sfedu.ru/sites/default/files/SITO_2020.pdf -
Tproger — издание о разработке и обо всём, что с ней связано. / https://tproger.ru/