Файл: 1. Виды психологической помощи 3 Цели и методы психотерапии 4 Показания к психотерапии 4.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы психотерапии
13 посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
Психотерапия в общемедицинской практике.
Элементы психотерапевтического воздействия входят в практическую деятельность каждого врача.Общение с больным создает условия как для его успокоения, стимуляции мужества и уменьшения тревоги, неизбежной при любом патологическом процессе (особенно в начале заболевания и при неустановленном диагнозе), так и для противоположного влияния — появления либо усиления страха смерти или инвалидизации, нарастания тревоги и развития ятрогении. Эффективность психотерапии, с одной стороны, и угроза ятрогении — с другой, заметно увеличиваются при повышенной внушаемости больного, сопряженной с выраженной соматогенной либо психогенной астенией или ситуацией неопределенности.
К исполнению своих психотерапевтических обязанностей врач приступает при первом же контакте с больным. Основным требованием становится при этом эмоциональная переориентация больного; его успокоение, уменьшение или временное подавление страха и тревоги преодоление пассивности и чувства безысходности, обычного при хронических органических заболеваниях или стойких психосоматических расстройствах, пробуждение у него надежды на успех лечения. Психотерапевтическая задача врача при первом знакомстве с больным напоминает в известной мере функцию священника, призванного нести слово ободрения и утешения каждому страдающему человеку, который обратился к нему за помощью. Эту задачу можно считать полностью выполненной, если по окончании беседы отношения больного с врачом становятся доверительными.
Первую встречу врача и больного желательно построить с учетом двух положений, намеченных еще в классической медицине 19 в.; больной должен получить право на монолог и начале беседы; врачу следует предоставит право потратить на первичный прием и осмотр больного столько времени, сколько необходимо для извлечения максимально полной информации о характере патологического процесса и переживаниях человека, нуждающегося в медицинской помощи. Особую роль в этой ситуации играет выяснение анамнеза.
В процессе беседы больной должен убедиться в том, что его слушают не просто внимательно, а с интересом, что врач не только сочувствует ему, но и достаточно хорошо его понимает и готов помочь. Эффективность психотерапевтического воздействия обеспечивает именно индивидуальный подход врача к диагностике и лечению каждого больного. В соответствии с этим целесообразно очертить больному общий план диагностической программы, куда входят как обязательные для всех, так и необходимые именно для него инструментальные и лабораторные исследования. В дальнейшем о результатах каждого исследования желательно тут же сообщать больному, поскольку малейшее подозрение, что от него что-то «скрывают», способно подорвать его доверие к лечащему врачу.
При достаточно выраженных признаках вегетативной дисфункции важно спокойно, без нажима и доходчиво, на доступном больному языке объяснить ему возможность психогенного происхождения неприятных и болезненных ощущений на фоне эмоциональной напряженности и астении, очень осторожно и постепенно подвести его к мысли о вероятной роли изменений высшей нервной деятельности в развитии патологического состояния. Отметив объективную безобидность возникших у больного


Основы психотерапии
14 функциональных расстройств, необходимо признать вместе с тем их субъективную тягостность; подчеркнуть, что это лишь естественная и полностью обратимая физиологическая реакция на определенные жизненные трудности. Разумные пределы разъяснения больному физиологических механизмов его заболевания зависят от уровня его интеллекта, степени осведомленности в различных вопросах медицины и характерологических особенностей. Лишь после такого общения больной сможет понять, что эффективность всех дальнейших лечебных мероприятий определяется во многом той выдержкой и терпением, которые сумеют проявить и он сам, и его лечащий врач.
В конце беседы врач принимает решение, к какой условной группе (в зависимости от тяжести аффективных нарушений и целесообразности проведения психофармакотерапии) можно отнести данного больного. Лица с преимущественно соматической патологией при незначительных и нестойких эмоциональных расстройствах нуждаются лишь в неторопливом общении, простом успокоении, обычной человеческой поддержке, внимании и ободрении без назначения психофармакотерапии. При более глубоких и эмоционально насыщенных переживаниях, независимо от наличия и характера органических изменений, показаны психотерапия и индивидуальная психофармакотерапия. Постоянная эмоциональная напряженность, не свойственные прежде больному отчетливые страхи и тревога с массивными висцеровегетативными нарушениями требуют прежде всего патогенетического лечения психотропными средствами в сочетании с психотерапией. При стойких ипохондрических страхах, безосновательной уверенности в неизбежной инвалидизации, идее тяжелого неизлечимого заболевания, доминирующей в сознании и приближающейся, по существу, к бреду, больные резистентны к психотерапии; в таких ситуациях на первый план лечебных мероприятий выступает адекватная психофармакотерапия, дополняемая психотерапией лишь при снижении уровня тревоги и страха. В период постепенной отмены психотропных препаратов психотерапию используют как способ закрепления успеха всего курса лечения в долгосрочной памяти больного.
Достаточно сильное психотерапевтическое воздействие оказывает на больного способность врача прогнозировать определенные терапевтические сдвиги и последовательность их развития. Перед завершением беседы следует поэтому сообщить больному, когда он заметит первые признаки улучшения своего самочувствия, в какие примерно сроки удастся достигнуть максимального терапевтического эффекта и через какой промежуток времени можно ожидать повышения работоспособности. В общих чертах необходимо также информировать больного о механизме действия назначенных ему лекарственных средств и их возможном побочном влиянии.
Целесообразно фиксировать внимание больного на любых, даже самых незначительных достижениях проходимого лечения. При первых же признаках улучшения самочувствия больного очередное, нередко непродолжительное общение с ним начинают с вопроса: каких еще успехов добились вы от момента нашей последней встречи?
Основным психотерапевтическим направлением дальнейших контактов становится совместный анализ с больным путей его выхода из ситуации, угрожающей возобновлением прежней симптоматики, и обучение его конкретным приемам самостоятельного оказания себе экстренной помощи при ухудшении самочувствия.
Усвоенные больным простейшие врачебные рекомендации (как самостоятельно снять нарушения сердечного ритма, как преодолеть расстройства сна, какую именно таблетку принять в условиях острого эмоционального стресса и т.д.) продолжают оказывать психотерапевтическое воздействие и после выздоровления или в периоде ремиссии.
Вместе с тем больной должен осознать, что наиболее важное профилактическое значениеимеет постоянная творческая деятельность в широком смысле этого понятия (в т.ч. и любительские ремесла, рукоделие, работа на садовом участке и т.п.). При затруднении или невозможности возвращения к прежней профессии (а также при


Основы психотерапии
15 категорическом неприятии больным выполняемых им ранее профессиональных обязанностей) особое значение имеет всемерное поощрение других творческих способностей личности (вплоть до обращения к забытым в течение жизни детским привязанностям и увлечениям). Не случайно занимательное хобби, целиком поглощающее внимание человека (в виде составления коллекций, пристрастия к фотографии или любого другого занятия), в предпенсионном или пенсионном возрасте нередко способно полностью заменить врача на достаточно продолжительный отрезок времени.

Основы психотерапии
16
Тестовый контроль знаний.
1. К способам психологической помощи относятся все нижеперечисленные за исключением: а) психологического консультирования б) психологической коррекции в) психологической защиты г) психотерапии в узком смысле д) психотерапии в широком смысле
2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции» называется: а) психологическим консультированием б) психологической коррекцией в) психологической защитой г) психотерапией в узком смысле д) психотерапией в широком смысле
3. В рамках психологической коррекции происходит формирование: а) личностной позиции б) навыков адаптивного поведения в) неврозоустойчивости г) фрустрационной толерантности д) стрессоустойчивости
4. Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют использования: а) психологического консультирования б) психологической коррекции в) психотерапии в узком смысле г) психотерапии в широком смысле д) ни один из ответов неверен
5. Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого- либо или чего-либо называется: а) манипулированием б) управлением в) воздействием г) психокоррекцией д) формированием
6. Информирование клиента является существенным методом психологической помощи при: а) психологическом консультировании б) психологической коррекции в) психотерапии в узком смысле г) психотерапии в широком смысле д) ни один из ответов неверен
7. Перевод одного вида «энергии» (например, сексуальной) в другой с формированием замещающей деятельности называется: а) вытеснением б) сублимацией в) проекцией г) переносом д) канализацией
8. Логотерапия - это: а) суггестивная психотерапия б) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия в) метод лечения заикания г) метод коррекции речи д) метод глубинного психоанализа

Основы психотерапии
17
Эталон ответов
№ вопроса
Ответ
№ вопроса
Ответ
1
3
5
1
2
1
6
5
3
5
7
4
4
2
8
4


Основы психотерапии
18
Литература
1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М,
1998.
2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. –
СПб: Питер, 2002.
3. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии- Л,1976.
4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008.
5. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога/ сост.С.Л. Соловьева. М.: 2006.
6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД- пресс, 1998.