Файл: Литература к 1му разделу Философия хозяйства информационного общества Литература к 2му разделу Заключение Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

1. Философия цифровой экономики как диалектика

Литература к 1-му разделу

2. Философия хозяйства информационного общества

Литература к 2-му разделу

Заключение

Введение
Философское рассмотрение цифровизации эконо­мики предполагает категориальный анализ этого процесса. На основе идей Аристотеля, Гегеля, Маркса дается обоснование приоритетной адекватности такого анализа диалектике категорий «форма» и «со­держание». Обоснован вывод о доминировании (цифровой) формы как внешней (превращенной) над внутренней (структурной) формой и, тем самым, над содержанием экономики, что консервирует ее единство - наличное качество. Данный философско-категориаль­ный анализ подсказывает «рецепт лечения» формализма цифровиза- ции - своей модернизацией она должна освоить и форму внутрен­нюю - структуру экономики. Только адекватность обеих форм мо­жет обеспечить развитие ее содержания, экономики в целом. По­скольку формализм цифры своей внешней превращенностью харак­теризует ее вне связи с человеческой деятельностью, то требуется введение в проблематику модернизации человеческого фактора, представленного ментальностью его экономической культуры.
1. Философия цифровой экономики как диалектика
После утверждения Правительством России программы «Циф­ровая экономика Российской Федерации» (2017) в научной литера­туре было много публикаций о цифровизации экономики, много об­суждений. В частности, в нашем журнале ее фундаментальный про­блемный анализ дал в своих статьях Ю.М. Осипов (см., напр.: [9]); различные аспекты этого феномена рассматривали Н.Д. Асташова, А.В. Андреева, Т.В. Бобкова, В.Я. Иохин, Г.Б. Клейнер, А.В. Кузне­цов, В.М. Кульков, А.М. Ласько, П.В. Пивень, А.В. Пиковер, Г.А. Ро­дина, Д.К. Стожко, Т.С. Сухина, И.М. Тушканов, В.А. Ушанков и др., проблемы цифровизации активно обсуждались на Ломоносовских чтениях МГУ, различных конференциях. Тем не менее концепт «цифровая экономика», полагаем, пока остается недостаточно опре­деленным.


В его осмыслении есть аспект, еще не получивший, на наш взгляд, должного рассмотрения, но представляющийся весьма важ­ным для философии хозяйства - философский. В предыдущей нашей работе о цифровизации мы показали актуальность для ее со­временного понимания философской (пифагорейской) трактовки цифры как числа, соответствующих представлений Аристотеля и Ге­геля [4]. Исходя из классической сути философии, цифровизацию следует рассматривать через призму ее философских категорий.

Начнем с, так сказать, общего. Какие из них наиболее адек­ватны наличному состоянию рассматриваемой цифровизации? Здесь мы исходим из фундаментальной мысли Аристотеля, что, поскольку цифра есть ипостась числа, а оно сущностно безразлично противо­стоит материи как «...образ, или форма, каждой вещи» [1, 157], то цифра может своим числом формально выражать любую материаль­ность любого качества (в том числе и экономического). Поэтому цифра, формирующая число, по своей сути является непосредствен­ной презентацией формы.

Эта мысль Аристотеля резонирует с идеями Гегеля. В частно­сти, он полагал, что после безразличности важнейшей характеристи­кой числа является его формальность, ибо «.форме принадлежит вообще все определенное» [2, т. 2, 75]. Поэтому и, по Гегелю, число (выраженное цифрой) представляется непосредственностью формы.

В свете этого, полагаем, очевидна необходимость в философ­ской проработке проблематики цифровизации через категории «со­держание» и «форма». (В статье мы опираемся на их классическую диалектическую трактовку через взаимоопределение: содержание есть то, что организовано формой, выражается, проявляется в ней; форма есть содержание в его (внешнем) существовании.)

Прежде всего, выделим базисные философские суждения по интересующей нас тематике (с проекцией на экономику). Во-первых, надо отметить проблему соотношения числа (как математического предмета) и его чувственно воспринимаемого материального аналога (в нашем случае - экономики). Аристотель дает критику учений о самостоятельном бытии чисел [1, 542-543], подчеркивает, что «.числу нельзя. предписывать [обособленное] существование» [1, 357], полагает, что «числовые же отношения не осуществляются в действительности.» [1, 167]. Из этого следует необходимость ви­деть связь чисел со своей «материей», которую они «исчисляют» (в частности - с экономикой), к которой числа сами по себе в силу своей абстрактности не имеют никакого отношения. (Эта мысль от­крывает понимание того, что цифровизация не может рассматри­ваться как самодостаточная задача, она требует конкретной связи с реальными экономическими процессами, погружения в их содержа­ние.)


Во-вторых, в развитие этого Аристотель делает важный вы­вод - числа не могут ни составлять пределы других вещей, ни обра­зовывать их сущность, ни вообще быть какой-либо из их причин [1, 544]. Очевидно, это обусловлено «бес-качественной» формально­стью чисел: «...одно - материя, другое - форма» [1, 201]. Кроме того, он полагает, что «. [форма] означает “такое-то”, а не опреде­ленное “вот это”; делают же и производят из “вот этого” “такое-то”» [1, 201]. (Это акцентирует наше внимание на «формальную», внеш­нюю связь цифры и содержания реальных экономических процес­сов.)

В-третьих, важна мысль Аристотеля, что предмет математиче­ских наук устанавливается постольку, «.поскольку у чувственно воспринимаемых вещей выделяется одна (курсив наш. - В.К., О.Е.) какая-нибудь сторона» [1, 542]. (В свете этого можно полагать, что сама по себе цифровизация не обеспечивает всесторонность осмыс­ления экономических процессов, не может представлять их содержа­тельное многообразие).

С учетом аристотелевской критики «цифири» как схоластиче­ской отдельности, абстрактности, абсолютности «чистой» числовой формы Гегель обосновал диалектическую взаимообусловленность формы и содержания в их органическом единстве, в котором судьба формы - быть «снятой» иным, найти сущностное содержание, к ко­торому она относится, хотя, в принципе, «.форма и материя суть как бы лишь безразличные внешние определения» [2, т. 2, 83]. В свете этого любое явление - это противоречивое единство содержа­ния и формы по отношению к иному, как к внешнему - к другим вещам, отношениям. (В нашем случае - к «ино-новому» качеству экономики; цифровизация должна работать на его становление.)

Гегель подчеркивает недостаточность численно-формального осмысления мира, необходимость его мысленно-конкретной, содер­жательной трактовки, иначе форма может быть лишенной и опреде­лений, и сущности [4]. В этом представляется особенно важным раз­деление формы на внутреннюю (организация содержания, его струк­тура) и внешнюю (видимость предмета, но как некое продолжение формы внутренней). Гегель пишет: «Мы здесь имеем удвоение формы: во-первых, она, как рефлектированная внутрь себя, есть со­держание; во-вторых, она, как нерефлектированная внутрь себя, есть внешнее, безразличное для содержания существование» [3, 299]. При этом форма внутренняя направлена в глубь объекта, связана с его сущностью; внешность явления есть продолжение его содержания и внутренней формы. (Эти соображения проясняют недостаточность нашей цифровизации
, которая фактически выступает как форма внешняя для экономических процессов.)

Выделим еще один важный и перспективный аспект этой про­блематики - (Марксову) идею о так называемой форме превращен­ной («Form sich Entwickelt»), призванной (временно) замещать си­стемную неразвитость внутренних отношений экономики (капита­лизма) их косвенными выражениями, «.. .формой его действительно­сти, или, точнее, формой. действительного существования» [7, 460]. (В частности, Маркс отмечает, что деньги могут замещать любой товар в отношениях денежного и действительного капиталов.) Этот концепт позволяет исследовать видимые черты экономики в ка­честве форм ее фактической реальности, когда названные (цифро­вые) выражения самостоятельно живут в экономике в виде отдель­ного (про)явления. При этом особенно важно подчеркнуть, что форма превращенная «видимым» образом представляется конечной точкой отсчета при анализе свойств функционирования системы в целом, когда она наделяется свойствами общественных отношений вне связи с человеческой деятельностью [6, 386]. (Полагаем - цифра выступает такой превращенной формой, замещающей содер­жательное понимание реальности экономических процессов, за ней может скрываться любое их содержание, качество; в свете этого важно не ограничиваться цифровой презентацией экономики, кон­кретизировать эту форму для проявления, во-первых, ее существен­ности, во-вторых - социально-гуманитарного характера.)

Теперь перейдем к особенному - пропедевтически конкрети­зируем положения, вытекающие из представленной диалектики формы и содержания, методологически важные для философского анализа нашей цифровизации экономики.

Первое. Если содержание есть все то, что организовано фор­мой, а форма (внутренняя) есть содержание в его существовании, проявлении, и формой внешней является («иное» для других) каче­ство объекта - экономики - как единства содержания и его форм, то цифровизацию нельзя рассматривать как некий самостоятельный процесс - он должен быть органически связан со всеми гранями эко­номики как качественного единства.

Второе. В нем внутренняя форма есть активное начало в отно­шении с относительно пассивным («материя») содержанием эконо­мических процессов, разумеется, с соответствующим влиянием формы внешней [8, 250]. Вместе с этим эта форма должна и вопло­щать содержание, и противостоять его изменениям. (Наша цифрови- зация сама по себе, в силу своей внешней формальности, не может быть драйвером развития экономики, нужно идти глубже - к форме внутренней - структуре экономики, а через них - к ее содержа­нию- продуцированию стоимости.)


Третье. Важно выделить различие внутренней «формы-орга­низации» содержания, и «формы-внешности»: первая выражает его сущностно, непосредственно влияя на содержание. Форма внешняя выражает содержание «явленчески», менее активно, она более под­вержена влиянию посторонних для единства факторов [8, 251]. (Цифровизация как внешняя, чуткая к (внеэкономическому) посто­роннему форма, может быть компонентом развития экономики лишь в единстве с внутренней формой и собственно содержанием эконо­мики во всем богатстве ее граней; при этом важно понимание при­роды «постороннего» для экономики.)

Четвертое. Устойчивость формы не означает отсутствия ее изменений, как и всего единства, но форма удерживает его в некой качественной определенности; содержание и формы изменяются не­равномерно, причем внешняя имеет относительную самостоятель­ность для своего содержания, тогда как форма внутренняя более устойчива, больше связана с содержанием. (Важно не отпускать циф- ровизацию как внешнюю форму в «свободное плавание», она не должна отрываться от экономики как внутри-формально-содержа- тельного единства.)

Пятое. Поскольку все объекты находятся в развитии, полной адекватности форм и содержания не бывает; в их единстве «движ­ком» развития является содержание; оно всегда как бы объективно опережает форму, прежде всего - внешнюю. А та должна консерва­тивно держать «беспокойное» содержание в некоем качестве, отлич­ном от «иного», но делать это так, чтобы не препятствовать его раз­витию, делать это развитие наиболее удобным для содержания, для их единства. (Внешняя - цифровая - форма, фиксирующая налич­ное качество (экономики), должна не диктовать содержанию, каким ему быть в этом единстве, а «советоваться» с ним; цифра должна «знать свое место» в функционировании экономики.)

Шестое. Противоречие между содержанием и формой (как внутренней, так и внешней) проходит различные этапы и разреша­ется по-разному. Классически это выглядит так. На первом этапе формы (относительно) соответствуют содержанию, способствуют его развитию; в результате содержание постепенно «убегает» от них, прежде всего - от формы внешней. По мере развития наступает этап несоответствия форм меняющемуся содержанию, которое имеющи­еся формы начинают «тормозить». По мере роста дискомфорта этого процесса для единства наступает третий этап - содержание сбрасы­вает наличность устаревших форм, находит новые, обеспечивающие развитие их единства, его качества [8, 253]. (Полагаем - в нашей экономике сложилась ситуация, не предусмотренная этой диалекти­кой: стареющее, сырьевое содержание объективно вроде бы «про­сит» новую - структурно-внутреннюю - форму, но получает (внешне) цифровую, которая сама по себе не может обеспечить его развитие. Но это, полагаем, фактически устраивает и содержание, и все единство, которые такой цифровизацией имитируют потребность в новых формах.)