Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Химия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
4. Кусочек металлического натрия массой 4,6 г опустили в стаканчик с 30 мл воды и, когда реакция закончилась, в стакан прилили 86 мл 20%-ного раствора серной кислоты. Какая соль и каким количеством вещества получилась при этом?
5. В производстве серной кислоты созданы оптимальные условия для проведения химических реакций. Объясните научные принципы, которые используются в контактном производстве.
Противоток веществ.
Увеличение площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Использование катализатора
Повышение давления
6. К 75 %-му раствору серной кислоты массой 288 г добавили оксид серы (VI) массой 400 г.
Вычислите массовую долю оксида серы (VI) в образовавшемся олеуме.

32
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Обосновывает низкую химическую активность молекулы азота
1 изображает диаграмму «точек и крестов»
1 составляет структурную формулу, называет тип химической связи
1 обосновывает низкую химическую активность молекулы азота
1
Составляет уравнения реакций, характеризующих химические свойства газообразного аммиака и его водного раствора
2 составляет уравнение реакции для аммиака
1 составляет уравнение реакции для гидроксида аммония
1
Обосновывает восстановительные свойства сероводорода
3 обосновывает восстановительные свойства сероводорода
1 приводит пример уравнения реакции
1
Решает задачи по уравнениям последовательно протекающих реакций
4 составляет два уравнения реакции
1 вычисляет массу NaOH
1 вычисляет массу H
2
SO
4 1 вычисляет количество вещества соли
1
Обосновывает научные принципы промышленного производства серной кислоты
5 обосновывает принцип противотока
1 обосновывает, как увеличивают площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ
1 обосновывает применение катализатора
1 обосновывает повышение давления
1
Решает задачи на образование и разбавление олеума
6 вычисляет массу Н
2
О, количество вещества для Н
2
О и SO
3 1 вычисляет массу H
2
SO
4
и массу раствора H
2
SO
4 1 вычисляет массовую долю SO
3
в олеуме
1
Всего баллов
18

33
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 11.3C «Азот и сера»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Обосновывает низкую химическую активность молекулы азота
Затрудняется обосновать низкую химическую активность молекулы азота
Допускает ошибки при составлении диаграммы
«точек и крестов»/ структурной формулы/ определении химической связи/ обосновании низкой активности молекулы азота
Обосновывает низкую химическую активность молекулы азота
Составляет уравнения реакций, характеризующие химические свойства газообразного аммиака и его водного раствора
Затрудняется составить уравнения реакций, характеризующие химические свойства газообразного аммиака и его водного раствора
Допускает ошибки при составлении уравнений реакций для аммиака / для гидроксида аммония
Составляет уравнения реакций, характеризующих химические свойства газообразного аммиака и его водного раствора
Обосновывает восстановительные свойства сероводорода
Затрудняется обосновать восстановительные свойства сероводорода
Допускает ошибки, обосновывая восстановительные свойства сероводорода/при записи примера уранения реакции
Обосновывает восстановительные свойства сероводорода
Решает задачи по уравнениям последовательно протекающих реакций
Затрудняется решить задачу по уравнениям последовательно протекающих реакций
Допускает ошибки при составлении двух уравнений реакций вычислении массы NaOH/ H
2
SO
4
/ количества вещества соли
Решает задачу по уравнениям последовательно протекающих реакций
Обосновывает научные принципы промышленного производства серной кислоты
Затрудняется обосновать научные принципы промышленного производства серной кислоты
Допускает ошибки, обосновывая принцип противотока / увеличении площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ / применение катализатора / повышение давления
Обосновывает научные принципы промышленного производства серной кислоты


34
Решает задачи на образование и разбавление олеума
Затрудняется решить задачу на образование и разбавление олеума
Допускает ошибки при вычислении массу Н
2
О, количество вещества для
Н
2
О и SO
3
/ массу H
2
SO
4
и массу раствора H
2
SO
4
/ массовой доли SO
3
в олеуме
Решает задачи на образование и разбавление олеума

35
Суммативное оценивание за раздел 11.3D «Растворы кислот и оснований»
Цель обучения
11.3.4.1 11.3.4.2 11.3.4.4 11.3.4.6 11.3.4.9
Описать теории Аррениуса, Льюиса и Бренстеда –
Лоури и объяснять границы их применимости
Знать значение ионного произведения воды
Рассчитывать pH сильной кислоты и сильного основания
Называть области применения буферных растворов
Проводить расчёты по результатам титрования
Критерий оценивания
Обучающийся
 Различает кислоты и основания согласно теориям
Аррениуса, Льюиса, Бренстеда –Лоури и приводит примеры;
 Записывает значение ионного произведения воды, и вычисляет концентрации ионов Н
+
и
ОН

;
 Вычисляет значение рН для сильной кислоты и сильного основания;
 Формулирует определение буферному раствору и называет области его применения;
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Заполните таблицу. Напишите определения кислот и оснований в соответствии с теорией, приведите примеры.
Теория Аррениуса
Теория Бренстеда-Лоури
Теория Льюиса
Кислота
… молекула или ион – донор протона

Примеры
НСl / H
2
SO
4

????????????????
3
/ …
Основание
Электролиты, которые диссоциируют с образованием гидроксид-ионов


Примеры

????????
4 3−
/ ????????
3
????????

/ ...
2.
(a) В чистой воде или нейтральном растворе, концентрации ионов
Н
+
и
ОН

равны.
Запишите выражение для константы воды (ионное произведение воды) и её значение.
(b) Запишите значение концентрации ионов водорода.
(c) Запишите значение концентрации гидроксид-ионов.

36
3.
(a) Расчитайте рН 0,02М раствора серной кислоты.
(b) 0,01М раствор КОН разбавили в тысячу раз. Определите рН раствора.
4.
(a) Дайте определение буферному раствору.
(b) Назовите области применения буферных растворов.


37
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Различает кислоты и основания согласно теориям
Аррениуса,
Льюиса, Бренстеда
–Лоури и приводит примеры
1 записывает определение кислот и оснований согласно теориям
Аррениуса,
Льюиса,
Бренстеда –Лоури
1 приводит примеры кислот и оснований согласно теориям
Аррениуса,
Льюиса,
Бренстеда –Лоури
1
Выводит значение ионного произведения воды, концентрации ионов Н
+
и
ОН

2 записывает выражение и значение для константы воды
1 записывает значение концентрации ионов водорода
1 записывает значение концентрации гидроксид- ионов
1
Вычисляет значение рН для сильной кислоты и сильного основания
3 записывает уравнение диссоциации H
2
SO
4 1 высчитывает концентрацию ионов водорода в растворе
1 вычисляет значение рН раствора H
2
SO
4 1 определяет молярную концентрацию КОН
1 высчитывает концентрацию гидроксид-ионов в растворе
1 высчитывает концентрацию ионов водорода в растворе
1 вычисляет значение рН раствора КОН
1
Формулирует определение буферному раствору и называет области его применения
4 даёт определение буферному раствору
1 называет области применения буферных растворов
1
1   2   3   4   5

Всего баллов
14

38
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 11.3D «Растворы кислот и
оснований»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Различает кислоты и основания согласно теориям
Аррениуса,
Льюиса, Бренстеда–Лоури и приводит примеры
Затрудняется сформулировать определение кислоты и основания согласно теориям
Аррениуса,
Льюиса,
Бренстеда–Лоури и привести примеры
Допускает ошибки при определении кислоты и основания согласно теориям
Аррениуса/ Льюиса/ Бренстеда–Лоури/ примеры
Формулирует определение кислоты и основания согласно теориям Аррениуса, Льюиса,
Бренстеда–Лоури и приводит примеры
Выводит значение ионного произведения воды, концентрации ионов
Н
+
и
ОН

Затрудняется вывести значение ионного произведения воды, концентрации ионов Н
+
и
ОН

Допускает ошибки при определении значение ионного произведения воды/ концентрации ионов Н
+
/
ОН

Выводит значение ионного произведения воды, концентрации ионов Н
+
и
ОН

Вычисляет значение рН для сильной кислоты и сильного основания
Затрудняется вычислить значение рН для сильной кислоты и сильного основания
Допускает ошибки при записи и вычислениях уравнения диссоциации
H
2
SO
4
/ концентрацию ионов
Н
+
/ значение рН раствора
H
2
SO
4
/ молярную концентрацию КОН/ концентрацию ОН

/ концентрацию ионов Н
+
/ значение рН раствора КОН
Вычисляет значение рН для сильной кислоты и сильного основания
Формулирует определение буферному раствору и называет области его применения
Затрудняется сформулировать определение буферному раствору и назвать области его применения
Допускает ошибки при определении буферному раствору/ называя области его применения
Формулирует определение буферному раствору и называет области его применения

39
4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 11.4А «Производство металлов»
Цель обучения
11.2.3.1 11.2.3.2 11.2.3.4 11.2.3.5 11.2.3.7 11.2.3.8
Анализировать важнейшие способы получения металлов: гидрометаллургия, пирометаллургия, электрометаллургия и оценивать их достоинства и недостатки
Знать составы важнейших сплавов, применяемых в науке, технике и в быту: чугуна, стали, латуни, бронзы, мельхиора, дюралюминия
Объяснять способы получения металлов электролизом
Различать процессы гальваностегии, гальванопластики
Называть общие научные принципы химических производств
Обосновывать необходимость вторичной переработки материалов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Сравнивает способы получения металлов, определяя их достоинства и недостатки
 Устанавливает соответствие между названиями сплавов металлов и их составом
 Объясняет получение активных металлов на производстве электролизом
 Формулирует определение для гальваностегии и гальванопластики, приводит примеры изделий
 Объясняет применение научных принципов на производстве металлов
 Объясняет необходимость вторичной переработки цветных металлов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Заполните таблицу. Укажите достоинства и недостатки важнейших способов получения металлов.
Гидрометаллургия
Пирометаллургия
Электрометаллургия
Объяснение Металл переводят в раствор в виде соли, затем восстанавливают более активным металлом
Получение металлов из руд их восстановлением при высоких температурах
Получение металлов из водных растворов или расплавов с помощью электрического тока
Пример
CuO + H
2
SO
4
= CuSO
4
+
H
2
O
CuSO
4
+Fe=FeSO
4
+Cu
PbO + C = Pb + CO
2КCl
(расплав)
= 2K + Cl
2


40
Достоинства
Недостатки
2. Установите соответствие между названием сплава металлов и его составом.
А Мельхиор
1
Fe | > 4% C
В Чугун
2
Cu 60% | Zn 40%
C
Дюралюминий
3
Cu 80% | Ni 20%
D
Бронза
4
Fe | > 2% C
E
Сталь
5
Cu 80% | Sn 20%
F
Латунь
6
Al 93% | Cu 5% | Mg 1,5% | Mn 0,5%
Ответ: А - __ , B - __ , C - __ , D - __ , E - __ , F - __ .
3. Активные металлы в чистом виде на производстве получают электролизом расплавов соединений, содержащих в своём составе активные металлы.
Объясните получение чистых металлов натрия и алюминия электролизом расплавов хлорида натрия и оксида алюминия. Запишите уравнения электролиза.
4. К гальванотехнике относится гальваностегия и гальванопластика.
(a) Дайте определение гальваностегии.
(b) Приведите примеры некоторых видов гальваностегии.
(c) Дайте определение гальванопластике.
(d) Что изготавливают, используя технику гальванопластики.
5. Приведите примеры производств металлов, где используются следующие технологические принципы и объясните их применение.
(a) непрерывность процесса
(b) противотока
(c) повторное использование производственных отходов
(d) утилизация теплоты реакции
6. Приведите доказательства целесообразности вторичной переработки цветных металлов, таких как алюминий, медь, свинец.

41
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Сравнивает способы получения металлов, определяя их достоинства и недостатки
1 предлагает достоинства гидрометаллургии, пирометаллургии, электрометаллургии;
1 предлагает недостатки гидрометаллургии, пирометаллургии, электрометаллургии;
1
Устанавливает соответствие между названиями сплавов металлов и их составом
2 устанавливает соответствие между названиями сплавов металлов и их составом;
3 (по 1 баллу за два сплава)
Объясняет получение активных металлов на производстве электролизом
3 записывает уравнение электролиза расплава хлорида натрия;
1 записывает уравнение электролиза расплава оксида алюминия;
1
Формулирует определение для гальваностегии и гальванопластики, приводит примеры изделий
4 формулирует определение для гальваностегии и приводит примеры изделий;
1 формулирует определение для гальванопластики и приводит примеры изделий;
1
Объясняет применение научных принципов на производстве металлов
5 объясняет непрерывность процесса;
1 объясняет принцип противотока;
1 объясняет повторное использование производственных отходов;
1 объясняет отвод теплоты реакции;
1
Объясняет необходимость вторичной переработки цветных металлов
6 приводит доказательства необходимости вторичной переработки алюминия, меди и свинца.
3
(по 1 баллу за один металл)
Всего баллов:
16