Файл: Этническое самосознание подростков на примере русских, бурятских и армянских школьников в условиях Забайкальского края.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этническое самосознание подростков на примере русских, бурятских и армянских школьников в условиях Забайкальского края
Хлебникова Е.К.
Учитель МБОУ «СОШ п.Стекольный
Магаданская область, Хасынский район, п.Стекольный, Россия
Evgeniahlebnikova88@gmail.com
«Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы»
П.А.Столыпин
В современных условиях политического и социально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают в экстремальные ситуации и оказываются аварийными группами, возрастает потребность в психологических знаниях для сохранения стабильности межэтнических отношений, поддержания этнического самосознания.
Этническое самосознание на протяжении всего ХХ века нашло свое широкое отражение, как в психологии, так и в других отраслях знаний, заинтересованных в изучении менталитета разных народов (этнология, культурная антропология, социология, этнопсихология).
Например, армяне являются нацией, подготовленной своей историей к эффективной адаптации в иноэтнической среде. Это послужило дополнительной причиной ускоренной эмиграции, из Армении и в недавнее время — начиная с 1988 года. Исследование этнического самосознания бурят актуализировано историческим моментом открытого кризиса, который переживает сейчас бурятский этнос и бурятская национальная культура, национальное самосознание бурят. Русские сравнивают друг друга с известными личностями своей страны. Русские обязательно должны заботиться о сохранении своего этноса и связанной с ним культуры.
Большой интерес вызывает вопрос – а есть ли этническое самосознание у подростков разных национальностей, проживающих рядом, взаимодействующих друг с другом через общение, дружбу. Ведь у подростков ведущая деятельность общение и, очень много времени они проводят друг с другом, занимаясь, казалось бы, бесполезной тратой времени.
Для того чтобы выяснить это, мы проанализировали теоретические источники по изучению этнического самосознания в работах отечественных и зарубежных авторов, проанализировали психологические основы этнического самосознания армянских, русских и бурятских подростков,
подобрали методы и методики исследования этнического самосознания проинтерпретировали результаты исследования этнического самосознания подростков.
В нашем исследовании участвовали 20 русских школьников, 20 бурятских 20 армянских школьников, в возрасте 12-14 лет. Выборка получилась достаточно большой, достоверной, так как мы опрашивали школьников не только в Агинском районе, но и в г.Чита, в этом нам помогли выпускники ЗабГУ факультета психологии.
Для проведения нашего исследования мы отобрали тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин и С.Р. Пантелеев, методику М. Рокича и методику исследования этнической идентичности Дж. Финни
Методика Столина-Пантелеева позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение, самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». По результатам этой методике мы получили такие данные на 1 месте у русских школьников 12-14 лет стоит аутосимпатия. На 2 месте показатель интегральной шкалы «за» и «против» собственно «Я» ученика, такие шкалы как самоуважение и ожидаемое отношение других не столь важны для подростка. Это говорит о том, что в этом возрасте ребенок нравится сам себе, испытывает интерес самопознания и ему неважно, что думают и как относятся к нему другие люди. Помимо этого во второй части шкал результаты подтверждают выше сказанное – на 1 место подростки ставят самопринятие, дальше самообвинение и самопонимание, затем саморуководство, самоинтерес, самоуверенность и на последнем месте отношение других. Бурятские подростки на 1 место ставят самоинтерес и самопринятие, тогда как армянские школьники выбирают аутосимпатию и для них характерен высокий уровень самообвинения, что значит высокий уровень ответственности за свои действия, неудачи.
Шкалы/ школьники | S | I | II | III | IV | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Русские | 62,7 | 14 | 69,7 | 17,7 | 49,7 | 29,3 | 15 | 50,6 | 38,3 | 43,3 | 34,3 | 43,3 |
Буряты | 69,3 | 44,7 | 69,7 | 9 | 71,3 | 16,7 | 7,3 | 89,7 | 60,3 | 43,3 | 54,7 | 43,3 |
Армяне | 62,7 | 25,3 | 47 | 9 | 49,7 | 47,7 | 7,3 | 50,7 | 38,3 | 60,7 | 34,3 | 43,3 |
В методике Рокича важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека. Поэтому мы исследовали только терминальные ценности.
У русских преобладающими ценностями являются творчество и аккуратность, хотя в сравнении с бурятами и армянами значения их не так велики. И вообще русские школьники особо не выделяют никакие ценности – они находятся примерно в одной области значение. Бурятские школьники на первое место ставят материальную обеспеченность, уверенность в себе, немаловажны для них удовольствие, при этом считают, что должен быть высокий уровень воспитанности. Армянские школьники выделяют ряд ценностей, это: любовь, наличие хороших и верных друзей, познание и свобода. Видно, что даже этнические стереотипы закладываются с детства, что влияет на формирование этнического самосознания.
В результате исследования методики Дж. Финни, получилось, что у армянских подростков ярко выражен аффективный компонент, то есть чувство принадлежности к своему этносу (аффективный компонент), а знаниями о своем этносе (когнитивный компонент) наиболее преобладают у бурятских школьников. У русских школьников высокий уровень принадлежности к своему этносу, а бурятские школьники постепенно становятся «космополитами».
Сравнивая этническую принадлежность школьников к своему народу в условиях Забайкальского края, мы сделали вывод, что армянские подростки, находясь вдали от Родины, максимально ассоциируют себя со своей нацией, стремятся сохранить свою культуру, быт, традиции, но в Армении также назревает объединение с другими нациями. Бурятские подростки постепенно теряют свою историческую принадлежность, об этом говорят многие исследователи и подтверждается нашим исследованием. Русские юноши и девушки идентифицируют себя как русских, но также не стараются приложить усилия к тому, чтобы сохранить и передать богатое наследие русского народа.
Литература
1.Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе // Социол. исслед. 2007. №7.
-
Ссылка на автореферат диссертационной работы: Филиппова В.П. /Автореф. дисс.кандт.психол.наук: «Педагогическая поддержка российских и китайских студентов склонных к суицидальному поведению» ЗабГПУ им.Н.Г.Чернышевского, 2008г., г.Чита.
Консультанты:
1.Аракелян А.А., выпускница ЗабГУ 2013, факультет психологии.
2.Филиппова В.П., Кубанский государственный университет, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кафедра зарубежного регионоведения и востоковедения.