Файл: Статья 2 фз О противодействии коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники антикоррупционной деятельности и коррупционные преступления как проявление коррупции в современной правовой картине

Статья 2 ФЗ «О противодействии коррупции» содержит перечень, нормативно-правовых актов, составляющих источниковую базу противодействия коррупции в РФ. Указанный перечень содержит только виды нормативно-правовых актов, которые составляю правовую основу противодействия коррупции в РФ, но не содержат указаний на конкретные нормативно-правовые акт. В соответствии с указанной, Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, международно-правовые принципы, договорные и законодательные нормы Федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых акты Президента РФ, акты Правительства РФ и иных органов исполнительной власти, акты органов государственной власти субъектов РФ и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления формируют правовую основу противодействия коррупции в России.1

Подробнее остановимся на примерах антикоррупционного законодательства по каждому вышеуказанному типу нормативно-правового акта.

Конституция Российской Федерации не содержит норм, непосредственно устанавливающих формы и механизмы противодействия коррупции, однако, вместе с тем, она является правовой основой деятельности правоохранительных органов, в том числе, прокуратуры, судебных органов, одной из непосредственных задач которых является участие в уголовном судопроизводстве, в том числе, по делам о преступлениях коррупционной направленности. Помимо этого, Конституция РФ устанавливает правовой статус органов государственной власти, в число полномочий которых входит и проведение правовой и антикоррупционной экспертизы. При этом, конституционная реформа 2020 года установила ряд правовых антикоррупционных инструментов, в числе которых можно назвать наличие дополнительных требований и запретов к кандидатам на замещение должностей государственной и муниципальной службы а также к лицам, замещающим государственные должности.

Следующий заявленный источник – общепризнанные принципы и нормы международного права. Среди наиболее примечательных в вопросе антикоррупционной деятельности можно назвать следующие международно-правовые источники:


- Конвенция ООН против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года.2

- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).3

Указанные источники формируют базовый категорийный аппарат, устанавливают основные начала и принципы противодействия коррупции.

В числе Федеральных конституционных законов РФ, регламентирующих противодействие коррупции целесообразным представляется выделить ФЗ «О прокуратуре РФ»4, ФЗ «О судебной системе РФ»5,

ФЗ «О Правительстве РФ»6, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»7, ФЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»8.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - базовый специальный закон, регламентирующий антикоррупционную деятельность в Российской Федерации.

Первая статья указанного закона содержат понятийную основу, на которую опираются остальные нормы. Примечательно, что термин «коррупция» раскрывается в указанной норме не через признаки, образующие единое определение, а через перечень составов преступлений, которые относятся к коррупционной направленности. Данный подход к определению имеет как положительные, так и негативные черты. В качестве положительного момента можно отметить четкую спецификацию при выявлении преступления коррупционной направленности. С другой стороны, стремительная динамика развития противоправного поведения коррупционной направленности не всегда своевременно может быть учтена конкретным перечнем состава преступлений, однако, в данном случае, подход законодателя представляется целесообразным в виду того, что помимо перечня конкретных составов преступлений заявлены также и определенные признаки преступлений коррупционной направленности, то есть перед нами предстаёт формально-материальное определение коррупции. Помимо определения коррупции вышеупомянутая норма ФЗ «О противодействии коррупции» содержит определение противодействия коррупции, нормативно-правовых актов РФ, функций государственного, муниципального (административного) управления.


Статья 2, о которой подробнее было упомянуто выше (см. выше), содержит перечень видов нормативно-правовых актов, которые могут выступать источником антикоррупционного законодательства.

Статья 3 указанного Федерального закона содержит нормы-принципы противодействия коррупции. Примечательно, что в дополнение к так называемым фундаментальным принципам законности; признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; публичности и открытости деятельности госорганов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение правонарушений коррупционной направленности, в указанной норме присутствуют также специальные признаки – межведомственного сотрудничества, комплексного подходи при разработке и отправлении мер противодействия а также приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

По мнению автора, такая детальная проработка принципов антикоррупционного законодательства свидетельствует о стремлении законодателя создать крепкий базис для дальнейшего совершенствования и восполнения пробелов.

Настоящий закон отдает приоритет мерам по устранению предпосылок к образованию коррупциогенных факторов (профилактике коррупции). В числе прочих профилактических мер, предусмотреных ФЗ «О противодействии коррупции», законодатель выделяет проведение антикоррупционной экспертизы. Детальному анализу указанного института посвящен следующий параграф.

П. «а» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»9, как уже указывалось выше, предусматривает определение коррупции через перечень составов преступлений, предусмотренных нормами уголовного законодательства. Итак, согласно вышеуказанной норме, коррупцией в Российской Федерации признается злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Перечень указанных составов не закрытый, он предусматривает отнесение к коррупционным и иных составов преступлений. К их числу автор предлагает отнести такие составы преступлений как посредничество во взятке (ст. 291.1 УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ) и другие1011.

Остановимся на отдельных вопросах квалификации преступлений коррупционной направленности. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
12 даны разъяснения по вопросам квалификации деяний как преступлений коррупционной направленности.

Заявленные составы преступлений коррупционной направленности по родовому объекту состава преступления можно классифицировать на преступления против нормальной экономической деятельности субъектов оборота (далее – группа 1) и преступления против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы (далее – группа 2).

Для удобства анализ конструктивных элементов обеих групп составов преступлений с учетом разъяснений, приведенных в вышеуказанном постановлении Пленума ВС РФ, приведён в сводной таблице.

Элементы состава преступления

Группа 1

Группа 2

Объект преступления

(видовой)

Интересы службы в коммерческих и иных организациях

Интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления

Объективная сторона

Передача/получение субъектом денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание/получение услуг, предоставление/ получение имущественных прав за совершение в интересах дающей деяний (как законных, так и незаконных), входящих в круг полномочий специального субъекта.

Посредничество в передаче/получении незаконной выгоды

Злоупотребление специальным субъектом своими полномочиями (должностными либо служебными полномочиями для группы 2) в целях получения выгоды для себя либо третьих лиц.

По конструкции предполагают как формальные составы, так и материальные.

Субъект

Специальный субъект

- лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, выполняющее постоянно, временно либо по специальному полномочию административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции)

- частные нотариусы и аудиторы

- физическое лицо (передающее незаконную выгоду, либо осуществляющее посредничество)

- Должностное лицо

- Физическое лицо (передающее незаконную выгоду, либо осуществляющее посредничество)

Субъективная сторона

Только прямой умысел.


Приведенный анализ позволяет сделать вывод об общих конструкциях объективной стороны составов преступлений коррупционной направленности, но наличии особенностей, обусловленных видовым объектом и, как следствие специальным субъектов преступления.

Подводя итог, необходимым представляется отметить стремительный рост количества примеров проявлений коррупции в современных сферах жизни общества (не только политико-правовой, но и остальных, прежде всего, социально-экономической) а также необходимость постоянной поддержки соответствия состояния правового регулирования антикоррупционной деятельности динамичным общественным отноешниям.


1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О противодействии коррупции"// СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)


2Конвенция ООН против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 05.01.2021)

3 Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года [Электронный ресурс] URL:http://www.arbitr.ru/_upimg/7F5950E4AD99865D4F518881FD68C1A8 _Конвенция_об_уголовной_отв_за_коррупцию_ETS_17.pdf (дата обращения: 05.01.2021)

4 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 09.11.2020) "О прокуратуре Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)

5Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)

6 Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)

7 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)

8 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)

9 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О противодействии коррупции"// СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)

10 Там же.

11 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05.01.2021)