Файл: План доклада Введение Новое естествознание Философия природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Натурфилософия эпохи Возрождения: направление, идеи, представители:

План доклада:

1.Введение

2.Новое естествознание

3.Философия природы

3а. Бернардино Телезио

3б. Агностино Дони

4. Новая философия вселенной Франческо Патрици

5. Натуралистический пантеизм

5а Николай Кузанский

5б Парацельс

5в Джордано Бруно

6. Натуралистический синтез Томмазо Компанеллы

1. Введение:

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) или Ренессанс- это явление итальянской и мировой культуры. Данный период получил свое название, потому что в этот период происходило возрождение античного культурного наследия – философии и искусства.

В середине 16 столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит и ушел на второй план. Во второй половине 16 столетия появляется философская область – философия природы. Натурфилософия – философия природы; часть философии, призванная истолковывать первоначала, связи и закономерности природных явлений из общих принципов. Философия природы Ренессанса исходило из античного философского наследия – платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она также обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатоновским пантеистическим направлениям. Характерным также является отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

2.Новое естествознание

Философская мысль эпохи Возрождения тесно связана с развитием естествознания. Схоластическое учение о природе, достигшее наивысшего уровня в 14 веке. В 15–16 веках проходят важные сдвиги в естествознании. Великие географические открытия заставили пересмотреть кардинальные положения картины мира, а 16 век ознаменован коперникаской революцией. Наиболее яркое и последовательное выражение новые тенденции философской мысли нашли в творчестве величайших естествоиспытателей-Иоганна Кеплера, Николая Коперника, Леонарда да Винчи и Галилео Галилея.

Леонардо да Винчи рассматривают как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала «творческого гения». Он говорил, что знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность. Позиция Леонарда есть, в сущности, отрицание теологии. Также он опровергал практики «некромантов» и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса. Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание. Он говорит, что у этого истинного знания есть две помехи. Первая это власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом. Вторая мистическое внутреннее постижение божества.


Новый экспериментальный метод познания. Обращение к опыту как к источнику познания – не декларация. Оно является выводом постоянной и повседневной практики. Рисунки да Винчи – средство экспериментального познания, освоения познаваемого объекта. Этот метод противостоит плоскому эмпиризму. Он постоянно подчеркивает необходимость постоянных проверок экспериментов. Подчеркивая недостаточность наблюдений, Леонардо выдвинул задачу математизации знания о природе. Идея была не в полной мере осуществлена. Тем не менее провозглашенные принципы математизации науки о природе вполне отвечали основным тенденциям развития научной и философской мысли эпохи.

Опыт- средство постижения природных законов. Познание не может ограничиваться ощущением и экспериментом, практикой без цельной теории. Природа и бог терминологически не отождествляется в философии до Винчи, но именно природа выступает в качестве совокупности законов, совпадающей с необходимостью, которая исходит от бога-перводвигателя.

Душа у Леонардо да Винчи неразрывно связана с телом. Также он говорит, что душа человеческого зародыша есть душа материи. Духовное начало не противостоит в философии Леонардо телесному, природное- божественному. Прекрасный мир природы есть выражение и проявление бога.

Также Леонардо да Винчи провозглашает однородность Вселенной: Земля такое же светило, как и все небесные объекты, состоит из тех же земных элементов. Его произведение «Похвала Солнцу» прямое подтверждение наступления века гелиоцентризма. Его Солнце —возвышенная до символа физическая реальность, воплощение живительной силы природы, источник тепла и жизни, в том числе и жизни душ животных и человека.

Ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений не имело такого исключительно важного значения как создание Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. В 1543 году он опубликовал книгу «О вращениях небесных сфер», она сыграла решающую роль не только в технической революции 16 века, но и в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Сам Коперник считал созданное им учение «философией», а себя называл не только математиком и астрономом, но и философом. Гелиоцентризм давал иную картину движений небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; наконец, «соблюсти явления», т. е. дать такое описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось бы с данными астрономических наблюдений. Но главное при этом заключалось в создании объективно истинной картины движений планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии.



В качестве основных принципов и гипотез той «натуральной философии», на основе которой Коперник строит свою космологию, он называет следующие положения: мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, вмещая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные небесные тела имеют круговое движение. Прежде всего данная теория ставила под сомнение деление мира на Землю, состоящую из четырех стихий, и противостоящую ей небесную, нетленную, вечную пятую сущность, из которой состоят все небесные сферы и тела. Земля у Коперника рассматривается в качестве небесного объекта, не противостоит планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную.

Отказ от Земли как неподвижного центра движения лишал нашу планету исключительного положения в мироздании. В результате подвергался пересмотру традиционный антропоцентризм средневекового сознания. При том, что центром движения планет солнечной системы оказывалось Солнце, в коперниканской космологии допускался принципиальный полицентризм небесных движений. Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства.

Также стоить отметить вклад Галилея Галилео. Он наглядно доказал труд Коперника об объяснение мира. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры н т. д. Свои открытия он опубликовал в труде под названием «Звездный вестник» (1610). Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира 4 . Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало фатальным для Галилея.

В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание Нового времени и его философская методология. Все его творчество пронизывает механистическо-материалистическая тенденция. Галилею принадлежит почетное место в истории философии: он способствовал формированию материалистического мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования.

С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде всего теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически.


Таким образом, можно сказать, что новое естествознание послужило толчком для развития философии, доказывала несостоятельность теологически-схоластический тип мировоззрения, за что все эти ученые были гонимы церковью.

3. Философия природы

3а. Бернардино Телезио.

Бернардино Телезио (1509-1588) положил начало натурфилософии. Родился в Южной Италии, получил классическое образование, которое составило основу его философской культуры. Результатом его многолетних размышлений стала книга “ О природе вещей согласно ее собственным началам”, помимо этой книги вышел еще ряд небольших научных и философских трактатов.

В своей книги Телезио напоминает о материалистической традиции древних и решительное утверждение нового метода – изучение природы в соответствие с ее собственными началами, заключенные в ней самой и из нее выводимые. Непосредственно божественное вмешательство в дела природы тем самым заранее исключено и из природы, и из сфер философского анализа. Автор следует лишь ощущениям в природе и ничему другому, откладывая познание бога на будущее внеземное существование. В одной из глав он приводит доказательства бытия божьего, в конце он пишет, что в его исследование не место для доказательства божественной мудрости. Таким образом философия освобождается от решения теологических задач. Также его призыв следовать своим началам означает и противоречия со схоластической традицией и отказ от следования Аристотелю. Антисхоластическая полемика Телезио направлена против тех, кто не хочет рассуждать о природе вещей, а лишь рассматривает, что об этом думал Аристотель. Таким образом, те начала о которых идет речь в книге Телезио не должны быть извлечены из чьих-либо произведений, в основе философский построений должны лежать непосредственно данные ощущения.

Задачу натурфилософии Телезио видит в выявление подлинных, действительных свойств вещей и извлечение этих свойств с учетом чувственной очевидности. Материя – выделенные из самой природы начала вещей, отвечающий чувственной очевидности. Он именует ее «телесной массой», что должно подчеркивать конкретность и реальность материи в отличие от схоластического «почти ничто» и бестелесные активные силы – тепло и холод. В качестве начал они рассматриваются отдельно, но в действительности они существуют неразрывном единстве: ни одному из этих трех начал не подобает наименование субстанции, они являются субстанцией лишь все вместе. Материя придает вещам телесность и массу, тепло и холод дают им свойства и формы. Материальное телесное начало вечно и нетленно. «Телесная масса» не обладает активными свойствами, она неподвижна, невидима и «черна», «как бы мертва».


Активные начала – тепло и холод борются между собой за владение материей, так как не могут жить без материи. Также Телезио говорит о том, что в мире нет точки, которая была бы только массой или теплом или холодом, бестелесные активные начала, ведущие борьбу за обладание материей, лишь меняют ее расположение и состояние, но не упраздняют ее природу или какое-либо из ее свойств. Борьба этих противоположных начал проявляется в противостояние двух тел космоса- неба и Земля. Небо есть материя, в котором действует теплое начало, Земля находится под действием холода. Это противопоставление должно было в соответствии с принципами телезианской философии объяснить космологическую— вполне традиционную, чуждую коперниканской революции в астрономии —схему: подвижность Солнца, планет и звезд, всей субстанции неба и неподвижность «холодной» Земли. Материальная субстанция неба и Земли едина. Небо столь же телесно, как и Земля: субстанция небесных тел отличается лишь «большей чистотой», «большей тонкостью», приобретаемой ею от воздействия тепла.

Телезио, утверждая физическую, материальную однородность Вселенной, выдвигает положение об однородности пространства. Он настаивает на существование пустоты, понимая ее как не как абсолютно незаполненное пространство, а как пространство-вместилище, отличающееся от заполняющих его тел. Пространство есть условие существования вещей, их" -«восприемник», независимый от них и постоянно тождественный самому себе. Учение о физической однородности пространства, о единстве пространства и заполняющей его материальной субстанции прилагало путь новой космологии. Соглашаясь с Аристотелем, что восприятие времени связано с движением и изменением тел, Телезио оспаривает его вывод, что «время не существует без движения и изменения». Главное для него — объективность времени; Понятию времени как меры движения Телезио противопоставил определение времени как условия существования и движения, и самих тел как ««объективной» длительности»—«не сверх которой и не благодаря которой, но в которой происходит движение и изменение»

Рассмотрение природы на основе ее собственных начал включало поиск внутренних источников движения тел. Телезио не рассматривает внешний источник движения тел и пытается обнаружить причину движения в самой природе, раскрыть движение как самодвижение. Но материя неподвижна, поэтому источником движения является одно их бестелесных начал- тепло, именно оно является источником движения в земном, подлунном мире и небесных телах.