Файл: Отчет по производственной (по профилю специальности) практике Специальность 40. 02. 02 Правоохранительная деятельность.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации оперативно-розыскной деятельности;
- иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
2.2 Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами предварительного расследования.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность – это совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений при расследовании преступлений.
Эта деятельность базируется на ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и УПК РФ.
Взаимодействие необходимо уже на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела, т.е. в ходе доследственной проверки. В этой стадии взаимодействие сориентировано на получение материалов, обосновывающих необходимость возбуждения уголовного дела, их всестороннюю оценку.
Не обойтись без него и после приостановления предварительного расследования за не установлением виновного лица или если оно скрылось. Здесь взаимодействие связано с установлением или розыском скрывшегося преступника.
Наиболее актуально взаимодействие тогда, когда после производства запланированных следственных действий преступление остается нераскрытым, а виновное лицо неизвестным, либо когда есть основание предполагать, что преступление раскрыто не полностью.13
Без взаимодействия не обойтись и тогда, когда остались невыясненными существенные обстоятельства дела, непроверенными обоснованные версии, имеются пробелы в системе доказательств.14
Особенность оперативно-розыскных мер в том, что они имеют не процессуальный, разведывательный наблюдательный- обследовательский , поисковый характер. Реализуются службами органов дознания: Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба. Проведение ОРМ относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов, следователи не вправе участвовать в этих мероприятиях.
Порядок производства ОРМ регламентирован ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел, Федеральной слуюды безопасности, Федеральная таможенная служба разработанными на основе закона об ОРД.
Нужно, однако, подчеркнуть, что УПК РФ и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения названным органам о проведении ОРМ, требовать от них содействия в проведении отдельных следственных действий. Письменные поручения следователя для этих органов являются обязательными к исполнению.15 Следственная и ОРД деятельность чаще всего реализуются параллельно.
Взаимодействие может быть эпизодическим – связанным с выполнением отдельных поручений следователя, и постоянным – осуществляемым на протяжении всего расследования по сложному делу. Постоянное расследование осуществляется обычно следственно-оперативной группой или следственной бригадой.
Взаимодействие будет результативным, если неукоснительно соблюдаются следующие условия:
1) оно осуществляется в строго соответствии с требованием УПК, подзаконными нормативными актами, и профессиональной этикой;
2) оно согласовано по месту, времени, целям с планом и ходом проводимого расследования;
3) обеспечена руководящая роль следователя на всех этапах расследования, четкое разграничение процессуальных и оперативно- розыскных функций;
4) оно основывается на взаимной помощи с использованием всех возможностей, предусматривает персональную ответственность за достижение поставленных целей.
Таким образом, под взаимодействием органов предварительного расследования с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на требованиях закона и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность этих лиц и органов, направленную на раскрытие и расследование преступлений, полное изобличение всех виновных лиц.
Рабочие контакты следователя и эксперта состоят в их деловом взаимодействии при подготовке, производстве, использовании результатов экспертизы в ходе дальнейшего расследования. Только такой подход обеспечивает оптимальные условия производства экспертных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нужно подчеркнуть, что регламентируемые стадии оперативно-розыскного производства по делу оперативной разработки можно условно разделить на основные (первоначальную, последующую и заключительную) и дополнительные. Характеристика вышеуказанных стадий производства по делу оперативной разработки показывает к тому же, что они не всегда сопутствуют непосредственному процессу оперативной разработки (как комплексу негласных ОРМ), а в ряде случаев носят самостоятельный (ведомственный) характер.
В целом рассмотренные позиции, несмотря на то, что часть из них можно отнести к общим установкам рекомендательного характера, дают возможность сформулировать исходные положения для унификации дефиниции оперативно-розыскного производства по делам оперативной разработки. Оперативно-розыскное производство по делам оперативной разработки следует определить, как основанные на нормативных актах и общей теории ОРД организационные, тактические, методические и процедурные действия оперативных и информационно-аналитических подразделений (сотрудников) по организационному и документально-правовому обеспечению, процесса оперативной разработки несовершеннолетних и созданию максимальных условий, для достижения ее конечных целей.
Естественно, что приведенная дефиниция (точнее – ее проект) ни в коей мере не претендует на завершенность и является лишь попыткой уточнить предмет оперативно-розыскного производства и дать его характеристику, чтобы впоследствии на этой основе раскрыть сущность этого производства по делам оперативной разработки.
Такой подход позволяет логично изложить характеристику оперативно-розыскного производства на основе сформулированных его стадий. Вместе с тем, следует исходить из важности и насущной потребности разработки данного определения.
Полемический характер здесь не исключается, однако возможные дискуссии лишь подтвердят актуальность затронутых вопросов.
Рассмотренные положения, имеют, безусловно, реальную перспективу реализации в нормотворческой и практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2022) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
3 Федеральный закон Российской Федерации "О полиции" от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СЗ РФ. 2011. № 7
4 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. 21.11.2022) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - С. 3177.
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 19.12.2022 № 14-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - ст. 2954.
8 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33.
9 Кокурин, Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно- розыскной деятельности // Бизнес, Менеджмент и Право. — 2020. — N 1.
10 Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография. – Москва: Проспект, 2020. – 373 с.
11 Астишина Т.В., Афонькин Г.П., Кузьмин А.В., Маркелова Е.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголов-ном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие / Домодедово: ВИПК МВД России,–
2021. – 92 с
12 Сокрашкин, Э. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э. Сокрашкин // Законность. — 2019. — № 12. — С. 52-53.
13 Жданов, С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики [Электронный ресурс]: монография. М.: Проспект,– 2018. – 157 с.
14 Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. / И. А. Климов. — М., 1995. — 47 с.
15 Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»: моногр. / Н. С. Железняк. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2019. — 332 с.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации оперативно-розыскной деятельности;
- иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
2.2 Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами предварительного расследования.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность – это совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений при расследовании преступлений.
Эта деятельность базируется на ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и УПК РФ.
Взаимодействие необходимо уже на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела, т.е. в ходе доследственной проверки. В этой стадии взаимодействие сориентировано на получение материалов, обосновывающих необходимость возбуждения уголовного дела, их всестороннюю оценку.
Не обойтись без него и после приостановления предварительного расследования за не установлением виновного лица или если оно скрылось. Здесь взаимодействие связано с установлением или розыском скрывшегося преступника.
Наиболее актуально взаимодействие тогда, когда после производства запланированных следственных действий преступление остается нераскрытым, а виновное лицо неизвестным, либо когда есть основание предполагать, что преступление раскрыто не полностью.13
Без взаимодействия не обойтись и тогда, когда остались невыясненными существенные обстоятельства дела, непроверенными обоснованные версии, имеются пробелы в системе доказательств.14
Особенность оперативно-розыскных мер в том, что они имеют не процессуальный, разведывательный наблюдательный- обследовательский , поисковый характер. Реализуются службами органов дознания: Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба. Проведение ОРМ относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов, следователи не вправе участвовать в этих мероприятиях.
Порядок производства ОРМ регламентирован ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел, Федеральной слуюды безопасности, Федеральная таможенная служба разработанными на основе закона об ОРД.
Нужно, однако, подчеркнуть, что УПК РФ и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения названным органам о проведении ОРМ, требовать от них содействия в проведении отдельных следственных действий. Письменные поручения следователя для этих органов являются обязательными к исполнению.15 Следственная и ОРД деятельность чаще всего реализуются параллельно.
Взаимодействие может быть эпизодическим – связанным с выполнением отдельных поручений следователя, и постоянным – осуществляемым на протяжении всего расследования по сложному делу. Постоянное расследование осуществляется обычно следственно-оперативной группой или следственной бригадой.
Взаимодействие будет результативным, если неукоснительно соблюдаются следующие условия:
1) оно осуществляется в строго соответствии с требованием УПК, подзаконными нормативными актами, и профессиональной этикой;
2) оно согласовано по месту, времени, целям с планом и ходом проводимого расследования;
3) обеспечена руководящая роль следователя на всех этапах расследования, четкое разграничение процессуальных и оперативно- розыскных функций;
4) оно основывается на взаимной помощи с использованием всех возможностей, предусматривает персональную ответственность за достижение поставленных целей.
Таким образом, под взаимодействием органов предварительного расследования с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на требованиях закона и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность этих лиц и органов, направленную на раскрытие и расследование преступлений, полное изобличение всех виновных лиц.
Рабочие контакты следователя и эксперта состоят в их деловом взаимодействии при подготовке, производстве, использовании результатов экспертизы в ходе дальнейшего расследования. Только такой подход обеспечивает оптимальные условия производства экспертных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нужно подчеркнуть, что регламентируемые стадии оперативно-розыскного производства по делу оперативной разработки можно условно разделить на основные (первоначальную, последующую и заключительную) и дополнительные. Характеристика вышеуказанных стадий производства по делу оперативной разработки показывает к тому же, что они не всегда сопутствуют непосредственному процессу оперативной разработки (как комплексу негласных ОРМ), а в ряде случаев носят самостоятельный (ведомственный) характер.
В целом рассмотренные позиции, несмотря на то, что часть из них можно отнести к общим установкам рекомендательного характера, дают возможность сформулировать исходные положения для унификации дефиниции оперативно-розыскного производства по делам оперативной разработки. Оперативно-розыскное производство по делам оперативной разработки следует определить, как основанные на нормативных актах и общей теории ОРД организационные, тактические, методические и процедурные действия оперативных и информационно-аналитических подразделений (сотрудников) по организационному и документально-правовому обеспечению, процесса оперативной разработки несовершеннолетних и созданию максимальных условий, для достижения ее конечных целей.
Естественно, что приведенная дефиниция (точнее – ее проект) ни в коей мере не претендует на завершенность и является лишь попыткой уточнить предмет оперативно-розыскного производства и дать его характеристику, чтобы впоследствии на этой основе раскрыть сущность этого производства по делам оперативной разработки.
Такой подход позволяет логично изложить характеристику оперативно-розыскного производства на основе сформулированных его стадий. Вместе с тем, следует исходить из важности и насущной потребности разработки данного определения.
Полемический характер здесь не исключается, однако возможные дискуссии лишь подтвердят актуальность затронутых вопросов.
Рассмотренные положения, имеют, безусловно, реальную перспективу реализации в нормотворческой и практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2022) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001. -
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398. -
Федеральный закон Российской Федерации "О полиции" от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СЗ РФ. 2011. № 7 -
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» -
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. 21.11.2022) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - С. 3177. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 19.12.2022 № 14-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. -
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - ст. 2954. -
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. -
Кокурин, Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно- розыскной деятельности // Бизнес, Менеджмент и Право. — 2020. — N 1. -
Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография. – Москва: Проспект, 2020. – 373 с. -
Астишина Т.В., Афонькин Г.П., Кузьмин А.В., Маркелова Е.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголов-ном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие / Домодедово: ВИПК МВД России,– 2021. – 92 с -
Сокрашкин, Э. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э. Сокрашкин // Законность. — 2019. — № 12. — 159 с. -
Жданов, С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики [Электронный ресурс]: монография. М.: Проспект,– 2018. – 157 с. -
Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. / И. А. Климов. — М., — 47 с. -
Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»: моногр. / Н. С. Железняк. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2019. — 332 с.
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2022) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
3 Федеральный закон Российской Федерации "О полиции" от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СЗ РФ. 2011. № 7
4 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. 21.11.2022) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - С. 3177.
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 19.12.2022 № 14-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - ст. 2954.
8 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33.
9 Кокурин, Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно- розыскной деятельности // Бизнес, Менеджмент и Право. — 2020. — N 1.
10 Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография. – Москва: Проспект, 2020. – 373 с.
11 Астишина Т.В., Афонькин Г.П., Кузьмин А.В., Маркелова Е.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголов-ном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие / Домодедово: ВИПК МВД России,–
2021. – 92 с
12 Сокрашкин, Э. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э. Сокрашкин // Законность. — 2019. — № 12. — С. 52-53.
13 Жданов, С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики [Электронный ресурс]: монография. М.: Проспект,– 2018. – 157 с.
14 Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. / И. А. Климов. — М., 1995. — 47 с.
15 Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»: моногр. / Н. С. Железняк. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2019. — 332 с.