Файл: Социальная экономическая география контрольнокурсовая работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего образования 
«Тульский государственный университет» 
Кафедра «Финансы и менеджмент» 


СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 


КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА 

«Особенности экономического развития приграничных субъектов РФ» 
 

Введение

Понятие "приграничные субъекты" включает в себя территории в пределах административно-территориальных единиц государства, непосредственно примыкающих к границе. Огромные пространства России оказались в положении приграничных после распада СССР. Целью работы является изучение особенностей развития приграничных территорий РФ. Задачей является изучение тенденции развития приграничных территорий, их социально-экономические и геополитические особенности, а также роль приграничного сотрудничества, которое в настоящее время стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические и экономические. Объектом являются приграничные зоны Российской Федерации. Развитие приграничных районов сегодня является актуальной проблемой. Экономическое развитие приграничных регионов РФ обусловлено успешностью их сотрудничества с сопредельными территориями других государств. Оптимальная стратегия внешнеэкономической активности в каждом конкретном случае выстраивается исходя из региональных особенностей. В настоящее время в связи с изменением политического статуса этих территорий, открытость границ понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий развития. Сегодня некоторые из приграничных районов представляют собой препятствие для вхождения России в мировую экономику, это обусловлено слабым развитием инженерной инфраструктуры, низкой технической оснащенностью пропускных пунктов, что приводит к очередям пропускных пунктах и увеличивает транспортные издержки, влече
т снижение доходности внешнеэкономической деятельности. Следовательно, существует множество проблем и стимулов к развитию приграничных территорий.

 1. Общая характеристика приграничных районов Российской Федерации

1.1 Понятие, общая характеристика и развитие приграничного пояса

Приграничные регионы в России играют особо важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная. Целесообразно рассматривать три уровня приграничья: макро-, мезо- и микроуровень. Макроуровень учитывает все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации 51 являются приграничными или приморскими. Многие приграничные и прибрежные субъекты федерации занимают огромные территории, значительные части которых не испытывают воздействия границ, например, Якутия. Мезоуровень приграничья представляет административные районы в составе субъектов федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда также включаются города на территориях этих районов. Микроуровень - это приграничная полоса, включающая населенные пункты, выходящие на государственную границу, например,  города Донецк и Гуково (у границы с Украиной). В этой полосе встречаются разделенные границей населенные пункты и транспортные узлы. Российское приграничье делится на семь зон, две старые и пять новых.

1. Норвежско-финляндское приграничье входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично – в программу Европейского союза INTERREG. Баренц-Евроарктический регион был организационно оформлен в 1993 г. с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС. Тогда же были созданы Региональный совет (политический орган) и Административный региональный комитет (административный орган).

2. Балтийское приграничье (границы с Эстонией, Латвией, Литвой) находится на этапе демаркации границ, решения таможенных и этнических вопросов. Особая проблема – эксклавное положение Калининградской области, развитие здесь СЭЗ, обеспечение надежных транзитных коммуникаций. Россия входит в Совет государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне.


3. Белорусское приграничье. Прозрачность границы и образование Союза России и Белоруссии создают дополнительные предпосылки для возрождения экономики этой трансграничной территории.

4. Украинское приграничье. Граница постепенно закрывается, причем в большей степени со стороны Украины. Заключено Соглашение о сотрудничестве приграничных областей, на основе которого ведется работа по усилению экономических, гуманитарных и культурных трансграничных связей.

5. Северо-Кавказское приграничье (границы с Грузией и Азербайджаном) – зона наибольшей нестабильности, политических, этнических и военных конфликтов, экономического распада. Фактически формируется граничный рубеж: Чечня - внутренняя Россия. Контактные функции границы существенно сужены; пока отсутствуют реальные предпосылки для экономического развития территории.

6. Казахстанское приграничье. В этой зоне осуществляется производственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе. Действует Соглашение о сотрудничестве приграничных областей. Россия и Казахстан входят в Таможенный союз.

7. Восточно-Сибирское и Дальневосточное приграничье (границы с Китаем, Монголией, КНДР, морские границы с Японией и США) – это зона возрастающей активности, особенно по приграничной торговле с Китаем. Создание у китайской границы свободных экономических зон и огромный демографический перевес Китая – сильный вызов России. Создаются новые таможенные и пограничные пропускные пункты. Предполагается создание ряда СЭЗ, осуществление совместных транспортных, энергетических и других проектов.

В настоящее время наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии. Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Изменение соотношения между контактностью и барьерностью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации.  Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических зон. Зоны, на основе федерального законодательства, действуют в Калининградской, Магаданской областях и Приморском крае. Перспективы развития пограничной транспортной инфраструктуры в Калининградской области связаны с модернизацией морских портов, улучшением качества обслуживания на переходах и реализацией проекта автомагистрали "Виа Ганзеатика". В Северокавказском районе расширение контактных функций связано с расширением пропускной способности портов Таганрог, Новороссийск, Сочи, Туапсе и развитием сопутствующих транспортных услуг. Существенно повысил надежность железнодорожного сообщения отрезок железной дороги, дающий прямое сообщение между Махачкалой и черноморскими портами Туапсе и Новороссийск, минуя Чечню. Большое значение для развития регионального сотрудничества будет иметь сооружение прямого газопровода между Россией и Турцией по дну Черного моря "Голубой поток" и нефтепровода Тенгиз - Новороссийск Каспийским трубопроводным консорциумом. На Дальнем Востоке большое геополитическое и геоэкономическое значение имеет сооружение автомобильного моста через Амур. Наиболее крупными проектами являются сооружение ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопровода от Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Северный Китай, нефтепроводов от Ангарска в направлении на Пекин через Монголию, современного перехода на российско-китайской границе в Забайкальске, строительство автодороги Хабаровск - Чита. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях.



1.2. Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации

Общая протяженность государственных границ России более 60 тыс. км, в том числе около 38 тыс. км морских границ. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского, Алтайского краев, республики Дагестан межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ. Большая часть периметра морских границ приходится на арктические моря с небольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством. Поэтому приполярные субъекты федерации с определенной долей условности можно относить к приграничным. От Республики Карелия при движении на восток и до Алтайского края плотность населения в приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской — 8,6 человек на кв. км. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую плотность населения — более 50 человек на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария. У большинства приграничных субъектов РФ объем ВРП на душу населения ниже среднего по стране уровня. Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этот показатель у Ямало-Ненецкого Автономного Округа. Исторически связи со странами - непосредственными соседями имеют важное экономическое и политическое значение для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной, Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Так, из общей протяженности сухопутных границ и границ, проходящих по рекам и озерам, на границы приходится: с Финляндией и Норвегией, странами Балтии и Польшей, странами СНГ. Особенностью является также и то, что большинство приграничных территорий соседних с Россией стран являются менее развитыми их частями. Государственные границы в подавляющей части их протяженности проходят по периферийным районам России и соседних с ней стран. В культурно - цивилизационном плане территории, выходящие к старым государственным границам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культу
рной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром.

Пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику, а значит должна придавать больше значения укреплению и развитию своих приграничных регионов. В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Различные типы и формы приграничного сотрудничества мы рассмотрим в третьей главе. Для этого необходимо определить основные точки роста и выделить конкурентные преимущества в некоторых приграничных регионах России.

2. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных территорий

В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран и близлежащих областей. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства. Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения на трех юридических ярусах. Первый составляют федеральные юридические акты, образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О международных договорах Российской федерации», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «О государственной границе РФ». Второй правовой ярус создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов федерации.  К третьему, нижнему, ярусу относятся юридические акты, заключаемые региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах о партнерстве и сотрудничестве. При этом субъекты РФ и единицы местного самоуправления не являются субъектами международного права, соглашения заключаются в рамках, имеющихся у них компетенций.