Файл: Социальная экономическая география контрольнокурсовая работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое значение для сотрудничества имеет уровень развития приграничных территорий. Как показывает международный опыт, потенциал сотрудничества у богатых стран многократно больше, чем у бедных. Все многообразие условий развития приграничных районов России и их сотрудничества со смежными районами соседних стран и его конкретного содержания в обобщенном виде можно представить в трех основных типах: европейском, постсоветском и азиатском. Европейский тип характерен для регионов России, граничащих со странами - членами ЕС. На узком фронте границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации связующие Россию с зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной Азией, Северную Европу с Закавказьем и Центральной Азией. Довольно жесткий таможенный и визовый режим этих границ компенсируется развитием институциональной контактности. Для этого типа характерно широкое участие в приграничном сотрудничестве органов власти субъектов РФ и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными территориальными органами власти соседних стран. Сферой сотрудничества являются не только транспорт и торговля, но и экология, образование, культура, информация, новые технологии. Постсоветский тип - особенностью приграничного сотрудничества стран СНГ является то, что оно осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового оформления протяженных сухопутных границ между ними только начался. Эти границы разделили в прошлом единое экономическое и во многом общее культурное пространство. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется, прежде всего, на межотраслевой основе. Азиатский тип приграничного сотрудничества характерен для регионов России пограничных с Китаем, Монголией, а также Турцией. Его отличительной чертой является бурное развитие приграничной и челночной торговли. Приграничная торговля с Россией рассматривается как фактор экономического подъема этих территорий. Другая важная черта азиатского типа - сотрудничество регионов, относящихся к разным культурно - цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия в углублении приграничного сотрудничества. 

Развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций экономики. Адаптация региональных пропорций к рыночным условиям и открытости, в свою очередь, является важным условием повышения конкурентоспособности российского производства. Развитие функций экономического, технологического и культурного посредничества во встречных направлениях является наиболее естественной функцией приграничных районов и одним из главных факторов их развития. Во внешней и макроэкономической политике необходимо принимать во внимание последствие тех или иных акций для приграничных регионов. Они не должны быть заложниками федеральной политики.


3. Конкурентные преимущества и безопасность приграничных регионов России

Приграничное положение значительной части регионов России создаёт для них определённые конкурентные преимущества. Эти преимущества связаны с возможностями развития трансграничного сотрудничества в экономической, культурной и иных сферах с учётом региональных приоритетов Российской Федерации - наряду с реализацией традиционных схем межрегионального сотрудничества. Реализация конкурентной региональной политики вписывается в рамки наступательной стратегии страны, получившей название «эффективного протекционизма». Для ее реализации необходимы три главных условия. Во-первых, - наличие конкуренции на внутреннем рынке, что способствует насыщению товарами и в целях сбыта их излишков заставляет обратить внимание на иностранные рынки. Такой протекционизм не препятствует модернизации национальных производств, не ограждает от технологических нововведений. Во-вторых, - наличие в стране потенциала для развития национальных отраслей. В-третьих, такой протекционизм должен быть ограничен во времени. Как представляется, концепция наступательной стратегии может реализовываться не только на уровне предприятий и отраслей, но и на уровне региона в целом. Сегодня активно обсуждаются программы, которые включают создание свободных экономических зон и центров приграничного сотрудничества. Стоит отметить, что полнота реализации прогнозов зависит от того, удастся или нет привлечь инвесторов к финансированию различных проектов. Таковыми, как правило, выступают крупные российские национальные или транснациональные компании. Важным является не просто формирование перечня проектов, а ключевых для решения стратегических задач развития экономики страны, позитивных преобразований производственной и пространственной структуры экономики страны в целом, и отдельных ее регионов.

В то же время именно приграничные регионы в первую очередь испытывают на себе экономическое, демографическое, культурно-религиозное и иное давление со стороны сопредельных государств, особенно в ситуациях обострения в этих государствах внутриполитической обстановки. Модельный закон о пограничной безопасности называет следующие угрозы пограничной безопасности : наличие и возможная эскалация вооружённых конфликтов в пограничном пространстве государства; территориальные притязания сопредельных государств; незавершённость международно-правового оформления государственной границы и линий разграничения морских пространств с сопредельными государствами; проявления в пограничном пространстве государства национального и религиозного экстремизма, этнического и регионального сепаратизма; нестабильность обстановки в пограничном пространстве государства вследствие снижения жизненного уровня населения; неблагоприятное санитарно-эпидемиологическое воздействие сопредельных государств, занос на территорию государства массовых инфекционных заболеваний, опасных для людей, сельскохозяйственных животных и растений; недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных ведомств. При этом многие из перечисленных угроз, возникая в приграничных регионах, затем распространяются вглубь территории страны. Специфика приграничных регионов России обусловливает необходимость выработки и применения дополнительных мер обеспечения их безопасности. Обеспечение пограничной безопасности основывается на следующих принципах: соблюдение законности, прав и свобод человека; приоритет жизни и здоровья людей, минимизации ущерба и вреда их жизни и здоровью, имуществу и окружающей среде; сочетание интересов государства, общества и личности, их взаимная ответственность за обеспечение пограничной безопасности; разумное, основанное на балансе частного и публичного интересов вмешательство государства в хозяйственную деятельность при обеспечении пограничной безопасности; гармонизация законодательств государств в сфере обеспечения пограничной безопасности; сотрудничество государств в области обеспечения взаимной пограничной безопасности.


Обеспечение пограничной безопасности при ведении хозяйственной приграничной деятельности осуществляется в соответствии с правовыми режимами, предусмотренными международными договорами, а также гражданским, административным и другим специальным национальным законодательством. Любая намечаемая хозяйственная приграничная деятельность в установленном нормативными правовыми актами государства порядке подлежит оценке с позиций её возможного прямого или косвенного воздействия на пограничную безопасность. Намечаемая приграничная деятельность, не соответствующая требованиям к обеспечению пограничной безопасности, оценивается как опасная и запрещается в порядке, установленном национальным законодательством. Противодействие трансграничной организованной преступности и негативным трансграничным потокам осуществляется в рамках правоохранительной деятельности и деятельности по обеспечению национальной безопасности. Оно предполагает, в частности: осуществление мониторинга трансграничных потоков в целях выявления их негативной составляющей, оценки её влияния на государственную безопасность и выработки мер по обеспечению пограничной безопасности; осуществление согласованных действий национальных правоохранительных органов, а также усилий в формате межгосударственного пограничного сотрудничества по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений и других правонарушений в пограничной сфере; осуществление взаимодействия правоохранительных органов при установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, преступников, скрывающихся от суда и следствия, принятии решений об удовлетворении ходатайств о выдаче и экстрадиции задержанных преступников; - осуществление взаимодействия в области борьбы с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков; размещение и строительство центров временного пребывания незаконных мигрантов; создание и функционирование национальных и международных аналитических центров по выявлению негативных трансграничных потоков, выработке предложений по обеспечению пограничной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств и Содружества в целом; создание и функционирование межведомственных и международных органов (комитетов, штабов) по противодействию отдельным видам трансграничной организованной преступности.


4. Проблематика приграничных территорий РФ

Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства - барьерность и контактность. Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях. Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация, что ускорило формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Изменение соотношения между контактностью и барьерностью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей силы и регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т.д. Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Проблематика приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между: глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств; культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью; богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран; международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом; политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории. Особое значение проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.


Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и предложений.

1. Развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для оптимизации региональных пропорций экономики. Адаптация региональных пропорций к рыночным условиям и открытости, в свою очередь, является важным условием повышения конкурентоспособности российского производства. В современных условиях экономическая политика должна носить системный характер как на федеральном, так и на региональном уровнях. Основа успешной модернизации национальной экономики базируется на эффективном функционировании региональных инновационных систем, а концепция ее развития неразрывно связана с региональной политикой.

2. Развитие функций экономического, технологического и культурного посредничества во встречных направлениях является наиболее естественной функцией приграничных районов и одним из главных факторов их развития. Хозяйственный, социальный и культурный уклад жизни приграничных территорий обладает своей спецификой и особенностями, среди которых выделяется необходимость и возможность их локализации.

3. Опыт России иллюстрирует известную закономерность: чем сильнее различия уровней социально-экономического развития и экономических систем разных стран, тем выше пограничные барьеры между ними. Сближение уровней и систем способствует росту контактности границ.

4. Во внешней и макроэкономической политике необходимо принимать во внимание последствия тех или иных акций для приграничных регионов. Они не должны быть заложниками федеральной политики.

5. Приграничные регионы сильно различаются по условиям развития и приграничного сотрудничества. Наиболее эффективным в устранении приграничного барьера вхождения России в глобальную экономику может быть комбинация, с одной стороны, мер внутренней политики в виде федеральных программ, с другой стороны, специальных мер поддержки и международных соглашений на двусторонней основе по решению проблем контактности взаимных границ и развитию смежных территорий.

6. Непропорциональное, дисгармоничное экономическое развитие приграничных регионов должно компенсироваться другими регионами, находящимися в более льготных, комфортных условиях и обладающих достаточным потенциалом, позволяющим обеспечить сбалансированность всего хозяйственного комплекса в течение требуемого времени.