Файл: Контрольная работа по дисциплине История.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт права и управления

Кафедра истории государства и права

ФВЗО

Контрольная работа

по дисциплине «История»

Происхождение, расселение, быт, верования восточных славян в VI-VIII вв. Образование древнерусского государства – Киевская Русь.

Тула 2017

Оглавление
Введение..............................................................................................................3

Глава 1.1 Норманская и Антинорманская теории происхождения древнерусского государства...............................................................................4

1.2 Происхождение Восточных славян..................................................6

Глава 2 Занятия и быт восточных славян..........................................................9

Глава 3 Верование Славян................................................................................14

Глава 4 Образование древнерусского государства – Киевская Русь............17

Заключение.........................................................................................................20

Список использованных источников и литературы.......................................21


Введение
Цель моей работы – изучение происхождения, расселения, быта, и верования восточных славян в VI-VIII вв. Образование древнерусского государства – Киевская Русь.

Я расскажу о переселении восточных славян, о их жизни, вере, о том как

протяжении нескольких столетий восточные славяне не только освоили просторы Восточно-Европейской равнины, научились строить города, сформировали великую культуру, но и создали одно из самых больших государств средневековой Европы.

В наше время эта тема не престаёт интересовать, написано множество книг (к примеру книги авторов, каких как С.В. Алексеева, Владимира Соловьёва, Егора Классена. Учебников Зуева М. Н. Орлова), снято фильмов («Русь изначальная», реж. Геннадий Власьев. «Старинное предание», реж. Ежи Гофман. «Сага древних булгар: Лествица Владимира

Красное Солнышко»,реж. Булат Мансуров). В школах, техникумах, вузах, это одна из обязательных тем, которые изучают по истории.

Глава 1

1.1 Норманская и Антинорманская теории происхождения древнерусского государства

Антинорманскую теорию происхождения древнерусского государства в своё время представил Ломоносов, именно он решительно выступил против сущёствующей норманской теории. Антинорманская теория базировалась на следующих принципах:

Норманны и варяги – совершенно разные народы.

Скандинавы были балто-славянами.

Пруссы и Пруссия – порусы, которые обитают рядом с русами.

Название русы пошло от названия реки Рось.

«Градорика» («страна городов») - так норманны называли земли славян. У самих норманнов в то время городов ещё не было. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они никак не могли научить руссов «государственности».

При создании этой теории Ломоносов опирался лишь на внутренние факторы. На сегодняшний день много учёных с уверенностью могут сказать, что в его теории есть множество не доказанных факторов и большое количество домыслов.

Например, антинорманская теория гласит, что термин «Русь» возник в доваряжский период. А вот в «Повести временных лет» имеются данные, которые полностью противоречат известной легенде о призвании княжить трёх братьев. В указании 852 года говорится, что Русская земля во время царствования Михаила в Византии уже существовала. Аргументы антинорманской теории брались исключительно из письменных источников.

В начале XIX века не только соотечественники, но и иностранцы начали свою борьбу с норманнской теорией. Шторх (1800) и Эверс(1814) собрали довольно солидный материал против приверженцев норманнской теории. Но, антинорманисты решительно начали действовать лишь в конце 1850-х годов.

Основоположниками норманнской теории являются немецкие историки и учёные: Гот-либа Байер, Август Шлецер и Герерд Миллер. Эти учённые доказывали норманнское (варяжское) происхождение государственности. Главный фактор, описывающий норманнскую теорию, заключается в том, что русский народ создали скандинавы. Именно они подарили ему государственность и культура, так сказать подчинили его себе. Русский учёный Ломоносов вообще воспринял данную теорию, как оскорбление всего народа русской национальности. Они были уверенны, что норманнская теория была основана на ошибочном толковании русских летописей. По сей день, норманнская теория является одной из самых спорных вопросов во всей истории происхождения Русского государства. Исследователи уже смогли доказать неправомерность этой теории.

1.2 Происхождение славян
Как появились славяне? Этот вопрос не даёт покой учёным-историкам уже много лет. Один из первых кто поднял этот вопрос был Нестор (Повесть временных лет). В этой повести упоминалось о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название «Русская земля» и кто раньше начинает княжить в Киеве.


В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов. Между I и IX веками степи Северного Причерноморья («Дикое поле») в западном направлении пересекали сарматы, готы, кочевые гунны, аланы, авары, булгары и мадьяры.

В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы.

В VI в. восточная группа и образовала славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины (будущие русский, украинский, белорусский народы).

Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.

Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди восточнославянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским образом». По данным летописца «земля полян также носила название «Русь». Одно из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.


К тому же времени относится и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т.е. Киевым. Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».

Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.

Глава 2

Занятия и быт восточных славян
Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они выращивали рожь; пшеницу, просо, гречиху, овес и ячмень. Выращивались также и технические культуры лен, конопля.

В древней Руси культивация и обработка льна, а также дальнейшее выработка льняных текстильных изделий позволяли достаточно бедному крестьянству обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными аксессуарами (скатерти, занавески, кружева), дополнительными приспособлениями (веревки, рыболовные снасти), и даже едой - льняное масло, выбиваемое изо льна при обработке, являлось основой многих деревенских блюд.


Конопля — техническая культура, которую славяне узнали раньше, чем лен. Возделывание Конопли на всех этапах — от сева до тканья полотна — сопровождалось магическими действиями и считалось (за исключением сева) сугубо женским занятием. В верованиях и фольклоре с Коноплей связывается мотив «жизненных мук», ни одно другое растение не претерпевает столько страданий, превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дергают, мочат, сушат, треплют, чешут, прядут и т.д.), поэтому песни о «муках» так же конопля использовалась в качестве оберега, сербы с их помощью отгоняют градоносную тучу и т.п.

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие.

Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. – пашенное земледелие.

Восточные славяне использовали двупольный севооборот, при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье, при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.

Орудиями земледельческого труда были: борона-суковатка (тягловое рыхлящее орудие. Относится к лёгким деревянным боронам. Использовалась для заволакивания борозд и дополнительного рыхления почвы после вспашки, заделки в почву семян, вычёсывания сорняков на паровых полях и на огородах. По-видимому, является древнейшим почвообрабатывающим орудием лесной зоны Европы, где она, возможно, и была изобретена. Скорее всего, от неё произошла соха.),

рало (земледельческое орудие, близкое к плугу. Основная функция рала — рыхление почвы. Имело деревянную основу и металлический наконечник ральник).

Cоха (похоже на рало с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой — палицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь).

Сабан – это более совершенная соха. Она отличалась от своей предшественницы большей устойчивостью.