Файл: Контрольная работа по дисциплине Транспортные коридоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Суть транспортного процесса на автомобильном транспорте заключается в передвижении (перемещении) товаров и людей в пространстве. Перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами в отличии от перевозок в пределах одной страны в международных соглашениях и в законодательстве именуются международными перевозками или международными сообщениями. На автомобильном виде транспорта - транспортные средства одного государства при наличии разрешения политических органов другого государства могут пересекать государственную границу и продолжать перевозочную деятельность на иностранной территории. Здесь можно выполнять перевозку за границу в рамках договора, заключенного по внутренним правилам страны отправителя.

Однако такой порядок осуществления перевозок между странами ставит массу сложных правовых вопросов, связанных с получением от иностранной стороны разрешения на транспортировку, определением условий пользования иностранными транспортными путями и порядком исполнения перевозочного договора за границей. Для устранение этих сложностей практика идет по пути заключения международных соглашений для перевозки автомобильным транспортом.

Таким образом, для современных международных перевозок характерны два признака:

1. Это перевозки, которые осуществляются между двумя или более странами.

2. Перевозки выполняются на условиях, установленных международными соглашениями.

Деление международных перевозок на регулируемые и нерегулируемые особо важно для автомобильного транспорта, где мировое применение получают регулярные (линейные перевозки).

Особенность международного автомобильного сообщения состоит в том, что автотранспортное средство одного государства пересекает границу и следует по дорогам иностранного государства. В этих условиях необходимо установление единых правил дорожного движения, облегчение таможенных процедур, создание гарантий на случай причинения автотранспортом – источником повышенной опасности вреда третьим лицам, что достигается посредством введения обязательного страхования материальной ответственности.3

Организация международных автомобильных перевозок в России возложена на главное управление “Совтрансавто”, которое заключает соглашение коммерческого характера с зарубежными контрагентами и экспедиторами. При наличии постоянных грузопотоков практикуется заключение соглашений об установлении регулярных автомобильных линий. Организацией перевозок мелко партийных грузов и транспортно-экспедиционным обслуживанием занимается специализированное предприятие “Совтрансавтоэкспедиция”. Для технического обслуживания иностранного автотранспорта создана специализированная организация “Совтрансавтосервис”.4

1.2. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок.

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа осуществляется посредством норм национального законодательства и международных договоров. В России к числу национально-правовых актов в данной области можно отнести следующие документы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 (ред. от 17.07.2009)

- Федеральный закон N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

- Федеральный закон №127-ФЗ от 24 июля 1998 г (ред. от 17.07.2009) "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";

- постановление Правительства РФ N 1272 от 31 октября 1998 г. (ред. от 26.06.2008) "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок";

- постановление Правительства РФ N 730 от 16 октября 2001 г. (ред. от 23.11.2009) "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок";

- Постановление Правительства РФ N 637 от 30.10.2006 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)";

- приказ Министерства транспорта РФ от 30 сентября 1999 г. N 73 "О порядке выдачи лицензий на перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении".

Международные договоры как источники международного автомобильного права представлены широким спектром конвенций и соглашений, разработанных в рамках или под эгидой международных организаций, из которых наибольший вклад в развитие данной подотрасли международного транспортного права внесли УНИДРУА; Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) в лице своего Комитета по внутреннему транспорту (КВТ), Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ).

Система международных договоров в области автомобильного права включает следующие основные конвенции:

- Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая в силу для СССР 1 декабря 1983 г.;


- Женевский протокол 1978 г. к КДПГ (ввел новую расчетную единицу для исчисления предела ответственности автоперевозчика - СДР вместо золотого франка);

- Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП), вступившая в силу 12 апреля 1994 г. (Россия не участвует);

- Венская конвенция 1968 г. о дорожном движении (с поправками от 3 марта 1992 года);

- Женевский протокол 1949 г. о дорожных знаках и сигналах в редакции Венской конвенции 1968 г.

- Таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (с поправками Административного комитета Конвенции 2000 г.) Конвенция МДП или Конвенция ТIR, вступившая в силу для СССР с 8 декабря 1982 года.;

- Европейское соглашение 1975 г. о международных автомагистралях;

- Европейское соглашение 1970 г. (с изм. и доп., вступившими в силу 27.02.2004) о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, вступившее в силу для СССР 27.01.1979;

Европейское соглашение1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), вступившее в силу для РФ с 1994 года;

- Конвенция СНГ 1996 г. о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (Вместе с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств") Конвенция не вступила в силу для России на 01.06.2009.

Надо отметить, приведен далеко не полный перечень документов, регулирующих различные аспекты международных автомобильных перевозок и дорожного движения. Все это лишний раз подчеркивает необходимость уделять пристальное внимание международному автомобильному праву как подотрасли международного транспортного права, а также его непосредственному влиянию на унификацию национально-правовых норм в данной области экономики. С этой целью остановимся подробнее на рассмотрении двух конвенций - КДПГ и КАПП.

В этом процессе, а также в деле развития международных автомобильных перевозок и сообщений, важное значение имеет деятельность следующих международных специализированных организаций: по предотвращению дорожных происшествий - МОПДП, создана в 1901 г.; автодорожная федерация - ФИА, основана в 1904 г.; автотранспортная федерация - МАФ, союз автомобильного транспорта - МАС, основанные в 1948 г.; по перевозке скоропортящихся продуктов - ТРАНСФИГОРУТ Европа, создана в 1955 г.;
союз водителей грузовиков дальнего следования, создан в 1957; Комиссия по транспорту Европейского Экономического Сообщества; и др.

Эти организации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Все названные соглашения, во-первых, устанавливают общие принципы деятельности автомобильного транспорта и относятся как к грузам, так и к пассажирам; во-вторых, определяют главным образом права и обязанности государств, но не транспортных организаций и их клиентов, и, в третьих, создают правовую базу для заключения других соглашений по конкретным вопросам международного транспорта.

Соглашения, направленные на обеспечение сообщений между странами, включают соглашения: о таможенных формальностях, упрощение которых имеет важную роль для ускорения операций на всех видах транспорта, о налоговом режиме транспортных средств и перевозимых грузов. Такие соглашения имеют особое значение для автомобильного транспорта.5

2. Заключение и исполнение договора международной автомобильной перевозки.

2.1 Товарно-транспортная накладная.

На основании положений Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) транспортные организации, заключив договор на перевозку, принимают на себя обязательства перевезти груз по заявке грузоотправителя грузополучателю в целости и сохранности за определенную договором плату. В случае отсутствия договора перевозка может осуществляться по разовым заявкам. В ч. 1 ст. 8 Устава в качестве основного перевозочного документа указана транспортная накладная.6 Транспортная накладная содержит все необходимые реквизиты для исчисления платы за работу перевозчика: наименование перевозчика, реквизиты транспортного средства, время прибытия под погрузку, маршрут следования, пробег и т.д., а также определяет и материальную ответственность перевозчика по цене и количеству груза, заявленным грузоотправителем. Именно этот документ подтверждает исполнение заключенного договора на перевозку грузов.

Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается именным или предъявительным билетом, отсутствие, неправильность оформления или утрата которого не влияют на существование и действительность договора перевозки. Определены права пассажира, в частности возможность возврата приобретенного билета, прекращения поездки по уважительным причинам, нормы провоза ручной клади (20 кг.) Перевозчик может принять на себя оказание дополнительных услуг пассажирам (ночлег, питание и т.д.).

Соглашение содержит две коллизионные нормы общего характера: неурегулированные вопросы, вытекающие из договора пассажирской перевозки, подчинены законодательству перевозчика, а вопросы, связанные с осуществлением перевозки по территории другого государства, разрешаются в соответствии с законодательством этого государства.

Перевозка багажа оформляется багажной квитанцией, которая является документом при получении багажа в пункте назначения.

Международные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее – КДПГ). В соответствии с требованиями КДПГ, участником которой является Российская Федерация, договоры на оказание услуг дорожной перевозки посредством автомобилей оформляются международными товарно-транспортными накладными (CMR) на весь маршрут следования от отправителя до получателя.