Файл: Лапина Карина Владимировна Раздел 1 Теоретические основы общения Тема 1 Понятие общения Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обработка и интерпретация результатов
Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно». Все баллы суммируются.

Ключ


«ДА»

5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25

«НЕТ»

1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23




  • Менее 8 баллов – стабильная модель общения, некоторая ригидность.

  • 8 - 17 баллов –- потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении.

  • 17 - 25 баллов –- мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

МетодикаОценка способности к эмпатии.

Цель занятия: Овладение методом диагностики эмпатии с помощью модифицирован-ного опросника А .Меграбяна и Н.Энштейна.

Оснащение. Опросник А .Меграбяна и Н.Энштейна

В опроснике 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить своего согласия с ним.

Порядок работы: Испытуемому выдается ответный лист. Зачитывается инструкция:

«Прочитайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя подобных ситуациях, выразите степень своего согласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку».

Обработка результатов и анализ данных. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ присваиваются 1.2.3 или 4 балла, затем, путем суммирования, подсчитываю общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется потабл. пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

Стандартизация проводилась на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет( средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.

ОПРОСНИК

  1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

  2. Мне не приятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявлять свои чувства.

  3. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

  4. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

  5. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

  6. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

  7. Я бы сильно волновался (волновалась ), если бы (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие.

  8. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

  9. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

  10. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

  11. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

  12. Слушаю некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).

  13. Когда я читаю книгу ( роман, повесть, и .т.п.), то переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

  14. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

  15. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.

  16. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

  17. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

  18. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

  19. Я очень переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

  20. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

  21. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

  22. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

  23. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

  24. Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

  25. Маленькие дети плачут без причины.


Ключ к опроснику А .Меграбяна и Н.Энштейна

Номер утверждения

Да

(всегда)

Скорее да,

чем нет (часто)

Скорее нет,

чем да (редко)

Нет

(никогда)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

4

1

4

1

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

1

1

1

4

4

4

1

4

4

1

1

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

3

3

3

2

3

3

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

3

2

2

3

3

1

4

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

4

1

1

1

4

1

1

4

4

Общая оценка подсчитывается путем суммирования баллов. Степень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

Таблица пересчета «сырых» баллов в стены

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стандартный процент

2,28

4,40

9,19

14,98

19,15

19,15

14,98

9,19

4,40

2,28

Мужчины

<=45

46–51

52–56

57–60

61–65

66–69

70–74

75–77

79–83

>=84

Женщины

<=57

58–63

64–67

68–71

72–75

76–79

80–83

84–86

87–90

>=91

Анализ и интерпретация результатов


Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):

  • 82–90 баллов — очень высокий уровень;

  • 63–81 балл — высокий уровень;

  • 37–62 балла — нормальный уровень;

  • 36–12 баллов — низкий уровень;

  • 11 баллов и менее — очень низкий уровень.

Градацию уровней можно проводить и внутри профессиональной группы, если это качество для ее представителей профессионально значимо.

Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.

Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще:

  • на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения;

  • более эмоциональны, чаще плачут;

  • как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах;

  • проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь;

  • демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);

  • менее агрессивны;

  • оценивают позитивные социальные черты как важные;

  • более ориентированы на моральные оценки.


Тема 4.1 Служебный этикет

Практическое занятие №8

Тема: Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Цель: оценить способ реагирования в конфликте.

С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования в конфликтной ситуации. Можно выяснить, насколько будущий специалист склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе или, наоборот, старается обострить их (конфликты). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Ход работы: Опрашиваемому предлагается перечень вопросов (30) с двумя вариантами ответов. Необходимо выбрать один, типичный для его поведения.

Стимульный материал: Вопросы теста

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б)Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом интересов другого человека и моих

собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;


б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, что все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь избежать споров;

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я даю ему возможность на стоять на своем.