Файл: Лапина Карина Владимировна Раздел 1 Теоретические основы общения Тема 1 Понятие общения Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно». Все баллы суммируются.
Ключ
«ДА» | 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25 |
«НЕТ» | 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23 |
-
Менее 8 баллов – стабильная модель общения, некоторая ригидность. -
8 - 17 баллов –- потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении. -
17 - 25 баллов –- мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
МетодикаОценка способности к эмпатии.
Цель занятия: Овладение методом диагностики эмпатии с помощью модифицирован-ного опросника А .Меграбяна и Н.Энштейна.
Оснащение. Опросник А .Меграбяна и Н.Энштейна
В опроснике 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить своего согласия с ним.
Порядок работы: Испытуемому выдается ответный лист. Зачитывается инструкция:
«Прочитайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя подобных ситуациях, выразите степень своего согласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку».
Обработка результатов и анализ данных. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ присваиваются 1.2.3 или 4 балла, затем, путем суммирования, подсчитываю общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется потабл. пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.
Стандартизация проводилась на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет( средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.
ОПРОСНИК
-
Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко. -
Мне не приятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявлять свои чувства. -
Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать. -
Я считаю, что плакать от счастья глупо. -
Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей. -
Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств. -
Я бы сильно волновался (волновалась ), если бы (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие. -
На мое настроение сильно влияют окружающие люди. -
Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми. -
Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки. -
Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь. -
Слушаю некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой). -
Когда я читаю книгу ( роман, повесть, и .т.п.), то переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле. -
Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь. -
Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются. -
Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут. -
Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет. -
Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены. -
Я очень переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков. -
Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных. -
Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге. -
Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей. -
Я очень переживаю, когда смотрю фильм. -
Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг. -
Маленькие дети плачут без причины.
Ключ к опроснику А .Меграбяна и Н.Энштейна
Номер утверждения | Да (всегда) | Скорее да, чем нет (часто) | Скорее нет, чем да (редко) | Нет (никогда) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | 4 1 4 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1 1 1 4 4 4 1 4 4 1 1 | 3 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 3 3 2 3 3 2 2 | 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 2 2 3 2 2 3 3 | 1 4 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 1 1 1 4 1 1 4 4 |
Общая оценка подсчитывается путем суммирования баллов. Степень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.
Таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Стандартный процент | 2,28 | 4,40 | 9,19 | 14,98 | 19,15 | 19,15 | 14,98 | 9,19 | 4,40 | 2,28 |
Мужчины | <=45 | 46–51 | 52–56 | 57–60 | 61–65 | 66–69 | 70–74 | 75–77 | 79–83 | >=84 |
Женщины | <=57 | 58–63 | 64–67 | 68–71 | 72–75 | 76–79 | 80–83 | 84–86 | 87–90 | >=91 |
Анализ и интерпретация результатов
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):
-
82–90 баллов — очень высокий уровень; -
63–81 балл — высокий уровень; -
37–62 балла — нормальный уровень; -
36–12 баллов — низкий уровень; -
11 баллов и менее — очень низкий уровень.
Градацию уровней можно проводить и внутри профессиональной группы, если это качество для ее представителей профессионально значимо.
Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.
Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще:
-
на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения; -
более эмоциональны, чаще плачут; -
как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах; -
проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь; -
демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений); -
менее агрессивны; -
оценивают позитивные социальные черты как важные; -
более ориентированы на моральные оценки.
Тема 4.1 Служебный этикет
Практическое занятие №8
Тема: Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Цель: оценить способ реагирования в конфликте.
С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования в конфликтной ситуации. Можно выяснить, насколько будущий специалист склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе или, наоборот, старается обострить их (конфликты). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
Ход работы: Опрашиваемому предлагается перечень вопросов (30) с двумя вариантами ответов. Необходимо выбрать один, типичный для его поведения.
Стимульный материал: Вопросы теста
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б)Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я пытаюсь уладить его с учетом интересов другого человека и моих
собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого.
Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Я настаиваю, что все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения;
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) Я почти всегда стремлюсь избежать споров;
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я даю ему возможность на стоять на своем.