Файл: Технология коллективного взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 3.6.

Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка


  1. Наиболее успешные педагогические технологии, приемы, методы, которые позволили добиться намеченных результатов:

Технология коллективного взаимодействия:

Технология коллективного взаимодействия включает три компонента:

- подготовку учебного материала;

- ориентацию обучающихся;

- технологию хода самого учебного занятия.

Технология полного усвоения:

Технология полного усвоения задает единый для обучающихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Технология адаптивного обучения:

При использовании технологии адаптивного обучения педагог работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой обучающихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность обучающихся совершается совместно с педагогом.

Технология программированного обучения:

Технология программированного обучения - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому обучающемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Технология компьютерного обучения:

Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее обучающиеся, и в какой мере формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное и т.п.


Технология проблемного обучения:

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Создание проблемной ситуации на занятии:

При проблемном обучении педагог остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека, сообщающего информацию в традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает мыслительные операции обучающихся, исправляет ошибки.

Наблюдая работу коллектива, он видит то, что не замечают ребята, проводя работу со всеми, - ведь отдельного студента можно увидеть в моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.


  1. Проанализируйте способы организации рефлексии
    у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, а также установить их связь с применяемыми Вами технологиями, методами, приемами.


Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (какое отношение?)

  2. Рефлексия деятельности (как учили?)

  3. Рефлексия содержания учебного материала (что узнали?)

Приёмы формирования рефлексии:

1.Метод «Рефлексивная мишень»

2. Метод «График»

Цель применения: организация самооценочной деятельности обучающегося в различных направлениях, получение педагогом информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия.


3.Ладошка

Цель применения: организация самооценочной деятельности обучающегося.

Содержание: на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

4.Письменное интервью

Цель применения: подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: обучающиеся дописывают фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

5.«Одним словом»

Цель применения:активизация интеллектуальной и коммуникативной рефлексии, формирование и развитие умения выделять главное и существенное, формулировать мысль за короткий промежуток времени.

6.«Заверши фразу»

Цель применения:активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление обучающимися процесса и результатов учебной деятельности.

7.«Интервью»

Цель применения:активизация личностной и коммуникативной рефлексии, организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.


  1. Зафиксируйте неудачный профессиональный опыт, проанализируйте причины неудачи. Определите ресурсы научно-методического сопровождения Вашего региона, сетевые ресурсы, которые могут помочь Вам в преодолении возникших затруднений.

Анализ классного часа «Всегда ли мы бываем вежливыми»

Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на формирование нравственных качеств личности обучающихся: этическими нормами поведения; правила вежливого общения; формировать привычку употреблять слова вежливости.

  1. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

  2. В ходе мероприятия обучающиеся вспомнили значения слов «спасибо», «благодарю» и др. Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы.

  3. Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание обучающихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе работы с обучающимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь обучающихся общим делом.


Общая оценка воспитательного мероприятия.

  1. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Привлекать обучающихся к анализу ситуаций.

  2. Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и обучающихся: учить ребят более самостоятельно делать выводы, обобщать, анализировать.

  3. Продолжить работу по развитию монологической речи обучающихся. Многие стесняются высказывать вслух свои мысли, не хватает словарного запаса для обоснованного ответа на вопросы.

Пути преодоления

  1. Обеспечение полного соответствия со­держания занятия образовательным, вос­питательным и развивающим зада­чам.

  2. Выделение в содержании главного, существенного.

  3. Соответствие объема содержания ма­териала занятия отводимому на его изу­чение времени.

  4. Дифференциация содержания образо­вания для учеников с разным уров­нем подготовленности.

  5. Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечи­вающего решение всех задач.

  6. Подготовка заданий и продумывание видов деятельности обучающихся на занятии, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей.



  1. Отберите на основе анализа позитивного и отрицательного опыта проведения занятий «Разговоры о важном» ключевые показатели успешности проведения занятия.

Ключевые показатели успешности проведения занятий: Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом. Активность обучающихся, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности. Улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания. Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа. Подходят такие изречения: «В хорошей артели всяк при деле». «Не родственные связи создают друзей, а общность интересов». Если заинтересовать обучающихся, объединить их одной целью, то все получится.


  1. Определите критерии и параметры оценки эффективности Вашей деятельности с точки зрения аксиологического подхода.


Аксиологический подход эффективности деятельности классного руководителя – критерии:

-  педагог как носитель базовых национальных ценностей, как высшая ценность, как субъект, способный к организации своей деятельности в работе с обучающимися на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

- педагог должен быть для ребят примером и в какой-то степени другом, которому ребята могут доверять.
6. Сформулируйте на основании определенных Вами критериев
и параметров оценки ключевые показатели, которые составят основу чек-листа.


Ключевые показатели:

Тема классного часа, интересы и потребности обучающихся, план-сценарий классного часа, активность обучающихся и готовность участвовать, психологический климат в группе, сплочение группы, отсутствие конфликтов, обратная связь.


  1. Составьте ранжированный список сформулированных ключевых показателей.

Ранжированный список ключевых показателей:

  1. Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом.

  2. Активность обучающихся, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удо­вольствие от коллективной деятельности на благо других.

  3. Психологический климат (улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания).

  4. Сплочение группы, появление совместных ценностей, переживаний и чувств (например, чувства гордости за свою группу);

  5. Отсутствие конфликтов, улучшение отношений внутри группы, с родителями.


8.Сформулируйте ключевые показатели в виде действий классного руководителя (куратора).

Ключевые показатели:

Организация, взаимодействие, улучшение отношений, сплочение группы.


  1. Определите и зафиксируйте последовательность сформулированных действий.

Последовательность деятельности:

Организация воспитательной деятельности с группой

Организация и проведение классных часов

Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками

Взаимодействие с родителями

Методическая деятельность классного руководителя