Файл: Воинская культура казачества как православного рыцарства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. А.НЕВСКОГО

СООБЩЕНИЕ
Тема: «Воинская культура казачества как «православного рыцарства»»


Выполнил:

учащийся 8 класса

Шепель Борис Андреевич

г. Курганинск



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?

КАЗАК ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН И ПАТРИОТ.

ОСНОВА КАЗАЧЕСТВА – ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА. КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ НЕ КАЗАК.

УЧАСТИЕ КАЗАКА В ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ. КАКИЕ?

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ

КАЗАЧИЙ КРУГ


ОРУЖИЕ КАЗАКОВ

РЕГАЛИИ

КАЗАЧЬЯ ОДЕЖДА.


ВВЕДЕНИЕ
Возрождение казачества, его традиций и самобытной культуры в настоящее время является в нашей стране одной из наиболее важных общественно-государственных задач. Именно казачество, благодаря его значительному опыту военно-патриотического и духовно-нравственного служения, ценным моральным и психологическим качествам, способно выступить монолитной силой в деле защиты веры, Отечества и традиционных ценностей народов России. Решение данной задачи требует от юного поколения казаков хорошего знания истории своего народа, литературы, различных видов искусств, семейного уклада, особенностей воспитания. народных промыслов и хозяйственной культуры казачества.
КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?




«И пойдет дыбом по свету о них слава,
и все узнают, кто такие казаки».
(Гоголь «Тарас Бульба»).
Н икто точно не знает, откуда пришло к нам слово «казак». Большинство ученых считают, что «казак» тюрского происхождения и означает «вольный человек». Другие полагают, что это слово из монгольского языка и обозначает «защитник границы».

В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли оренбургское, кубанское, донское, терское и алтайские казачьи войска.

КАЗАК ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН И ПАТРИОТ.
Важнейшей традицией казачества является патриотизм. Казак – это воин, защитник. Любовь к Родине – это у казака в крови!

С малолетства мальчиков сажали на коня и давали в руки шашку. В наше время сохранились казачьи пословицы о воинской чести. Например: «Казак в бою, как орел в небе», «У казака в бою нет спины», «Кто пули боится, тот в казаки не годится» и т.д..

Казак патриот – это прежде всего защитник отечества и веры Православный.

Хмельницкий Богдан Михайлович (1595-1657) Гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, родом из православной шляхты Речи Посполитой. Организатор восстания против Речи Посполитой, в результате которого земли Войска Запорожского вошли в состав Российского Государства.

Сирко Иван Дмитриевич (1610-1680) Атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провёл 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым.

Козьма́ Фи́рсович Крючко́в (1890—18 августа 1919) донской казак. Был первым награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну за доблесть и отвагу в службе.
ОСНОВА КАЗАЧЕСТВА – ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА. КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ НЕ КАЗАК.

Православное христианство - вера казаков.
Не секрет, что казаки отличались красотой, мужеством, стойкостью, физической и духовной силой, верой в Бога. В казаки принимали всякого. Но нужно было только одно непременное условие – вера во Христа т.е. православное христианство.

Казаки в своё товарищество принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки и быстро принимали все казачьи традиции.

Перед принятием присяги казаки при вступлении в казачество спрашивали: В Христа веруешь? Если ответ был утвердительным, то просили перекрестится. Даже татарин и турок, магометане, принимали веру казачью (православную), веру в Истинного Бога.

Казаки, требуя веру, понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя, даст мужество новому казаку перенести тяжёлую жизнь среди военных походов и вечной опасности. Не случайно казаки на освояемых территориях первоначально строили именно храм, а затем курени и прочее.

В казачьих семьях в святом месте всегда были иконы. Когда казаки молились, они обязательно совершали крестное знамение. Крестное знамение даёт великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро…Осенять себя крестным знамением, или крестится нужно в любых ситуациях когда чувствуешь что это зло, а также при совершении молитвы, при входе в храм и при прикладывании к святыне, кресту или иконе и т.п. Крестится нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости.


Без усердной молитвы казаки не начинали не одного важного доброго дела. Казаки также молились перед совершением круга и перед битвой.

"Молитва есть возвышение ума и сердца к Богу или беседа души с Богом. Кто не молится, тот лишается общения с Богом и уподобляется сухому бесплодному дереву, которое подсекают и во огнь вметают."- так полагалось по казацким законам еще испокон веков.
УЧАСТИЕ КАЗАКА В ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ. КАКИЕ?

  Христианство на восточные и северные берега Черного и Азовского морей проникло весьма рано. Св. Апостол Симон Канонит, известный под именем Зилота (ревнителя закона), по вознесению Христа, вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матвеем, по сказанию древних церковных летописцев, пошел проповедывать Св. Евангелие в Кавказские страны.

  Православие - религия с которой судьба казачества связана вот уже второе тысячелетие. "Православный" и "казак" всегда были тождественными понятиями. Казачество заявляло о себе как об оплоте Православия и защитника христианского мира, твердо стояло "за дом Пресвятой Богородицы". В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала силы к борьбе. Казаки молились отправляясь в поход и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Молились в минуты опасности и радости. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах.

Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отечеству. На протяжении столетий глубокая вера определяла и мировоззрение казачества.

  Казаки участвовали в таких церковных обрядах как:

  • Исповедь

  • Причастие

  • Венчание

  • Крестины

  • Отпевание

  • Крестный ход

  • Литургия

  • Благословение на поход или войну

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ



У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста). 

Крёстного подбирал отец– это должен быть человек надёжный, у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).


Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения Ребёнка особо не торопились распелёнывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет. Казак начинал боевые походы с 16 лет.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь личный пример старших и погружение казака в соответствующую среду.

В себя включала именно казачья среда.

На стене в курене шашка отцовская. Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких козачку людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей.


Лампас – это символ казака, шашка - это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали– это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

С 8 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.

Пример процесса обучения видения летящей пули:

— проводится на изгибе реки, стрелок (крёстный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,

— в 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,

— по сигналу отца крёстный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.

Рассказывали сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.

Пели песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.

А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

Всё это перед глазами мальчика-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!». Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!».

И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.