Файл: Сущность транзактного анализа по эрику берну.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад

(Транзактный анализ Э.Берна)

СУЩНОСТЬ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА ПО ЭРИКУ БЕРНУ

Трансактный анализ-это не только направление психотерапии, но и полноценная теория личности, которая объясняет появление определенных чувств, мыслей и поведения в разных жизненных ситуациях. Основа метода-концепция эго-состояний, которая помогает осознать особенности взаимоотношений между внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым и последствия дисбаланса в этих взаимоотношениях

Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.

1. На какие принципы, теоретические положения и представления о природе человека опирается консультант в ходе беседы/работы с клиентом в данном подходе ?

Транзакция в Транкзатном анализе означает единицу взаимодействия, коммуникации между людьми. Считается, что люди обмениваются транзакциями из 3-х эго-состояний: Ребенка, Родителя или Взрослого.

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены. В транзактном анализе говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Основная цель этого психотерапевтического метода — актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В процессе терапии должен учитываться актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов.

Данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором пациент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на выход из сценария и достижение автономии, получение пациентом новых Родительских посланий, создание интегрированного Взрослого.

Кроме того, транзактный анализ позволяет проанализировать игры людей
, страдающих психосоматическими расстройствами, и преимущества (выигрыши), вытекающие из них. Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности.

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние — это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р — эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур

В — эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»

Д — эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

Ребенок

Эго-состояние Ребенка — совокупность поведения, мыслей и чувств, сформированных в детстве. Когда человек находится в эго-состоянии Ребенка, он мыслит, чувствует и ведет себя так, как делал это в детстве. Он может вести себя инфантильно, искать поддержку, пугаться, бунтовать, пытаться угодить другим, требовать развлечений или внимания.

В функциональной модели эго-состояний выделяется три части эго-состояния Ребенка:

1

Свободный Ребенок — творческий, играющий, спонтанный, эмоциональный. Это — «свободная» часть человека, реагирующая на все с любопытством и непосредственностью, способная радоваться, наслаждаться, испытывать иные настоящие чувства, соответствующие ситуации.

Мы находимся в эго-состоянии Свободного ребенка, когда принимаем спонтанные решения, занимаемся творчеством, самовыражаемся, флиртуем, действуем, опираясь на своих импульсы и желания.

2

Адаптивный Ребенок — эго-состояние, отвечающее за способность человека подстраиваться под требования других людей, «слушаться», соответствовать ожиданиям, угождать.

В эго-состоянии Адаптивного Ребенка мы стараемся действовать так, чтобы получить похвалу от начальника или избежать его критики, подчиняемся правилам, требованиям или ожиданиям компании-работодателя, членов семьи или другой группы людей.

3

Бунтующий Ребенок

 — эго-состояние, альтернативное Адаптивному Ребенку. Вместо послушания и соответствия ожиданиям и требованиям он выбирает бунт против контроля и правил.

Мы находимся в эго-состоянии Бунтующего Ребенка, когда спорим с авторитетами, противодействуем их контролю, намеренно не выполняем работу, постоянно опаздываем или не укладываемся в дедлайны, саботируем указания, бунтуем против любых попыток нас контролировать.

Родитель

Эго-состояние Родителя отражает сохраненный из детства образ значимого взрослого. В этом эго-состоянии мы чувствуем и ведем себя так, как родитель или опекун вел себя с нами в детстве.

Функциональная модель выделяет два типа Родителя:

1

Контролирующий (Критикующий) Родитель критичен и строг. Он требует выполнения его указаний, послушания, следования жестким нормам и правилам.

Находясь в эго-состоянии Контролирующего Родителя, мы указываем другим, как им нужно действовать, чувствовать или жить. Мы хотим, чтобы все было сделано правильно (т.е. соответствовало нашему образу правильного), и критикуем других за поведение, которое отличается от этого образа. Мы можем быть таким Контролирующим Родителем по отношению к детям, супругам, подчиненным, друзьям, а также к самому себе.

2

Заботливый (Опекающий) Родитель оберегает, успокаивает, заботится.

Находясь в эго-состоянии Заботливого Родителя, мы можем заботиться о других. Мы можем найти теплые поддерживающие слова для друга, с любовью приготовить обед для членов семьи, помогать расти и развиваться своим коллегам и сотрудникам, сочувствовать и сопереживать, проявлять тепло и принятие.

Взрослый

Эго-состояние Взрослого отвечает за рациональное, логическое мышление, принятие решений и поведение, соответствующее реальной ситуации. Это единственное эго-состояние, которое живет «здесь и сейчас»: Взрослый не отражает наш детский опыт, и поэтому служит хорошей опорой для принятия важных жизненных решений.

«Важно отметить, что ни одно из эго-состояний не может быть оценено как «хорошее» или «плохое». У каждого из них есть сильные и слабые стороны и своя «зона ответственности» в жизни человека. Дисбаланс эго-состояний, при котором одно из них становится слишком сильным или слишком слабым — часто одна из важных причин проблем в жизни человека. В терапии мы способствуем минимизации этого дисбаланса, устанавливаем контакт со всеми частями личности и развиваем у клиента способность свободно переключаться между эго-состояниями в зависимости от ситуации и задач, которые перед ним стоят».


ТРАНСАКЦИИ

В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция.

Существует несколько видов трансакций:

Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.

Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».

2. Какую цель преследует консультант в ходе оказания помощи человеку в этом подходе?

ТА преследует несколько целей:

1.Найти, устранить стереотипы в поведении.

2.Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.

3.Понять свой внутренний мир.

4.Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.

5.Научиться не скрывать чувства.

6.Поверить самому себе.

3. Как выглядит консультативный контакт клиента и консультанта( какую роль занимает клиент, какую роль занимает консультант, как воспринимают друг друга, на каких принципах строятся их отношения и совместная работа.) ?

Шесть условий консультации:

  1. Два лица находятся в психологическом контакте.

  2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

  3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.

  4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

  5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

  6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.


Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии. Важный этап в терапии Транзактного анализа — «контракт», который заключают терапевт и клиент. «Контракт» — это конкретная цель и ожидаемый результат терапии, а также области ответственности каждой из сторон.

4. Какие методы, приемы и техники применяет консультант в процессе беседы/работы с клиентом в рамках данного подхода?

Существуют техники, характерные только для Транзактного анализа:
1)Метод «Нового решения»

В основе сценария жизни лежат убеждения, сформированные в детстве, или «ранние решения». Мэри и Роберт Гулдинг создали метод «Нового решения» или «Перерешения». Основная задача метода – осознание раннего решения, которое приводит к трудной жизненной ситуации в жизни клиента, и его изменение. В процессе терапии актуализируется эго-состояние Ребенка, и терапевт помогает клиенту заменить непродуктивные убеждения на новое, лучшее решение. Это дает возможность изменить весь сценарий, которому следует человек в своей жизни.
2) Реперентинг

Если родители клиента отсутствовали или по каким-то причинам не могли выполнять свои родительские обязанности, в Транзактном анализе может быть использован метод реперентинга. Это означает создание нового Внутреннего Родителя взамен отсутствующего или неоптимального родительского образа. Терапевт с помощью особых техник выполняет роль «хорошего родителя» в момент переживания клиентом определенных детских ситуаций. Также, через терапевтические отношения, в которых терапевт тепло принимает клиента, создает безопасное пространство для всех его чувств и поступков, выражает сочувствие, принятие и поддержку, клиент учится быть «родителем» самому себе. Благодаря этому человек получает в жизни необходимую опору, развивает навыки заботы о себе.
3) Игры и беседа

  • Путем выявления нежелательного сценария жизни/ реакций, вырабатывается новая тактика поведения, прописываются пункты, нужнее для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Разыгрывая свои сценарии в реальной жизни, люди пытаются восстановить или развить то, что они вынесли из своего раннего семейного опыта.

  • Анализ состояний Я, транзакций и игр. Для определения состояний Я есть по меньшей мере четыре способа: 1) поведение членов группы, употребление ими тех или иных слов, их голос, жесты, мимика и позы отражают состояние Я в каждый данный момент времени; 2) состояния Я могут быть выявлены при наблюдении транзакций между людьми; 3) функционирование состояний Я раскрывается в процессе анализа прошлого человека и его семейных отношений; 4) члены группы могут научиться самостоятельно определять состояния Я.