Файл: 1 Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос первый. Диалектико-материалистическая парадигма познания

В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике.

 1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики

1.1.1. Историко-философская справка

 Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).

1) Диалектика Гегеля

 А)  - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:

=  всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);

=  это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)

           NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.

                                - Гегель обратил внимание на одну особенность феномена

                                  противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх

                                  позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)

                                             = смысл этой схемы следующий:

тезис

(исходный момент)




антитезис

(отрицание тезиса, переход в противоположность)




синтез

(отрицание предыдущего отрицания)

 

                                  NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»

                               = в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание

                               предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона


                              диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания

                              отрицания»);

                                        - I и III законы указывали на развитие

                              = это развитие Гегель проследил на движении понятий:

                                            Например:

 «бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового       «отрицание» (антитезис)            также отвержение           «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.

                                 Здесь надо видеть развитие:

                                            = процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);

                                            = продолжается до получения синтеза;

                                            = количественные изменения переходят в качественные.

          NBв этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его  

                 движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон

                 перехода количественных изменений в качественные).

           Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:

 - закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);

- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);

- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).

 

 

 

 

Таковы три закона диалектики Гегеля)

б) Логика Гегеля:

           - эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких

             экспериментов);

           - поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»;

           - эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным;

           - из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога».

в) в логике мышления Гегель призывал выявлять:

            - сущность явлений;

            - конкретные истины;

            - тенденции и закономерности;

            - возникающие противоречия.

г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике:

            - рациональные;


            - ограниченные;

            - идеалистические.

д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики.

            - явление и сущность

            - форма и содержание

            - движение и развитие (изменение)

            - причина и следствие (условия)

            - пространство и время

            - возможность и действительность

            - необходимость (индивидуальное, отдельное, специфическое, особенное)

            - целое и часть.

е) Гегель структурировал всю живую материю:

            - природа (т.е. естественный мир – физический мир, химический, биологический миры);

            - человек (общество);

            - мышление (сознание);

                                NB: из этого Гегель сделал вывод, о том, что живая материя – это  

                                        объективная реальность (естественный мир) и субъективный мир

                                        (психика, идеальное,т.е. нематериальное – мысли, смыслы, идеи и т.п.).

                                        Все это составило в наукесистему высших психических функций.

            В дальнейшем диалектика Гегеля развивалась на научном уровне.

           2) Уточнение диалектики Гегеля.

            В философии сложилась ситуация, когда надо было исправлять неточности в диалектике Гегеля.

           Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс, они:

            - систематизировали идеи Гегеля

            - обобщили его воззрения

            - очистили диалектику от идеалистических примесей

            - переосмыслили достижения естествознания

            - исследовали (проанализировали) действие законов.

            К.Маркс, Ф.Энгельс проделав эту работу, создали «материалистическую диалектику», которую развивали в ряде работ:

            - «Тезисы о Фейербахе»: «философы лишь разным образом объясняли мир, а все дело состояло в том, чтобы его преобразовать».

                               NB: Ф.Энгельс: поддержал эту мысль и напомнил о триаде Гегеля: все

                                        превращается в свою противоположность, т.е. достойно гибели все, что

                                        существует!!!


- «Нищета философии»: К.Маркс:

                   - отклонил абсолютизирование логики и сведение явлений к ее категориям;

                   - обратил (выделил) реальные противоречия;

                   - проанализировал категории политэкономики (которые преходящие, как и общественные отношения);

                   - из гегелевской диалектики взял прежде всего ее язык!!!

- «Диалектика природы»: Ф. Энгельс:

                   - Природа и общество – взаимосвязанное целое;

                   - они подвижны, развиваются, переходят из одного состояния в другое;

                   - материя несотворима, первична, а сознание – это специфическая функция мозга, способного отражать объективную реальность;

- «Капитал»: К.Маркс:

                   - всемирную историю переосмыслил под углом зрения законов диалектики;

                   - социально-политические, культурные процессы, идеи и представления обусловлены производством, жизнью, бытием;

                   - производственные отношения определяющие, чем производит деятельность;

                   - если производственные отношения отстают от развития производительных сил – вызревают условия для социальной революции и смены формаций – это витки прогресса;

                   - люди признавались способными познавать социальные законы, тормозить их или ускорять, творчески преобразовывать.

- Ф.Энгельс: диалектика – это наиболее общие законы всякого движения и развития: природы, общества и мышления, учение о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами.

           3) Участие современных наук в развитии диалектики (диамата)

                      1) ряд точных и естественных наук превратили три закона диалектики в

                          фундаментальную теорию развития живой материи, мироздания:

                          - информатика                               - теория общей патологии

                          - кибернетика                                - психология (психофизиология)


                          - генетика                                        - медицина

                          - синергетика                                             - социально-гуманитарные науки

                          - микроэлектроника

                          - квантовая физика

                          - экология

                          - физиология

                       2) современные науки развивают в диамате:

                         - новую методологию научного познания материи;

                         - диалектические механизмы самоорганизации материи;

                         - новую научную картину мира (НКМ), новое мировоззрение;

                         - кибернетика и синергетика вскрыли механизмы самоорганизации материи и

                            ее ноосферы (Абд.7).

                 1.1.2.Историко-научная справка

            Первейшим направлением современной науки является вопрос о происхождении жизни на Земле. Разные ученые выдвигали и разные концепции:

                      а) некоторые пояснения сложившейся ситуации:

                                 - «происхождение жизни» - одна из наиболее сложных научных проблем

                                    современного естествознания;

                               - живая природа (по сравнению с неживой) – это настолько высокий

                                    качественный уровень организации материи, что появление жизни во

                                    Вселенной – это не только загадка, но и тайна для науки.

                               NB: вопрос о происхождении жизни наукой рассматривается только

                                       относительно земных форм живой материи (т.к. науке ничего не

                                       известно о внеземных формах живой природы).

                     б) наша задача – за всеми концепциями увидеть диалектику становления жизни

                           на Земле через механизмы самовоспроизводства. В дальнейшем эти

                           диалектические механизмы мы рассмотрим более подробно.

           Существует несколько гипотез о происхождении жизни