Файл: 1 Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1 Историкофилософская справка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания
1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа
- Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления
- «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века.
NB: название «материализм» часто употребляют при этом в
смысле реализма (реальности, независимой от мышления и
существующей вне сознания).
- Диамату характерна:
= строгая объективность рассмотрения любых явлений;
= многосторонность рассмотрения изучаемого предмета;
= гибкость понятий;
= внутренняя связь научных представлений об объекте исследования;
- с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а
диалектика материалистической;
- диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая
естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что
мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел
философии).
- Диалектика – это:
= учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии;
= всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод).
- Предмет диалектики:
= различные виды связей;
= всеобщие законы развития природы, общества, мышления;
= универсальное (от слова «универсум») взаимодействие.
- Требования диалектики:
= объективность подхода;
= всеобщность анализа (всесторонность);
= соблюдение принципов всеобщей связи и развития;
= конкретность (историчность) анализа.
- Диалектика:
= рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи;
= понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений;
= рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания;
= видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.
- Диалектический материализм (диамат):
= Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля;
= цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство:
= диалектики (учения о развитии);
= логики (учения о мышлении);
= теории познания.
- Сильная сторона диамата:
= ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира)
= Df: познаваемость мира – это:
= понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи;
= диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии).
NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально
существующее независимо от мышления и сознания)
= объективность (т.е. их естественную природу)
рассмотрения (видения) любого явления материи;
= многосторонность рассмотрения (видения) любого
явления материи;
= гибкость понятий;
= диамат методом основа для науки: при столкновении
науки со сложными (еще нерешенными) вопросами
диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует
на:
= поиск естественных законов развития;
= поиск и обнаружение непознанных связей;
= ищет внутренние (естественные) причины.
1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе
1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321).
2) Диалектика – это:
- единство теории и метода;
- отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира;
- она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321).
3) Все принципы и законы диалектики:
- отражают объективную реальность (природу, общество, сознание);
- учат правильно мыслить о соответствующей области действительности;
- диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания;
- диалектика – это методология знания.
4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84).
5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что:
- во-первых, «мир диалектичен»;
- во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого;
- в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это:
= уровень развития общественной практики;
= степень познания диалектики бытия;
= разумная ориентация человека в мире;
= преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37)
6) По А.Г.Спиркину диалектика – это «противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию» - это, во-первых;
- во-вторых, диалектика – всегда там, где происходит «столкновение противоположностей, борьба идей»;
- впоследствии диалектика стала означать наличие в объективном мире «противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед» (А.Г.Спиркин, с.37).
7) По В.И. Ленину диалектика – это учение о вечном движении, развитии и безостановочно развивающейся реальности. В этом «вечном движении и развитии» В.И. Ленин говорил о диалектических возможностях человеческого познания – «об относительности человеческого знания» (А.Г.Спиркин, с.37).
8) К.Маркс: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (К.Маркс, т.21, с.276)
9) А.Г.Спиркин: в диалектике «неудовлетворенность достигнутым – ее стихия, революционная активность – ее суть» (Спиркин, с.39).
10) Единственное противоядие против метафизики (догматизма как ее разновидности) есть диалектика с ее механизмом «гибкого мышления», «нетерпимости застоя».
11) Ф.Энгельс дал общее понимание диалектики: это наука о наиболее общих законах всякого движения и развития природы, общества и мышления о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причина и следствия постоянно меняются местами (т.20, «Диалектика природы»).
Вопрос второй. Принципы диалектики в философии и науке
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят: принцип развития, принцип всеобщей связи и взаимодействия, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принципы восхождения об абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Рассмотрим некоторые из них.
а) Принципы движения и развития
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.
1) В «философском энциклопедическом словаре» движение – это:
- объективный способ существования материи;
- без движения (развития), материя не может существовать;
- движение – абсолютно, покой – относителен (т.к. является движением в равновесии);
- движение в широком смысле – всякое изменение;
- движение в узком смысле – изменение тела в пространстве.
2) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: на разных уровнях системной организации материи выделил несколько форм движения материи:
- физическая форма: электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц (подвижность ионов и электронов); физическая динамика, кинетика и др.;
- химическая форма: изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул (молекулярно-кинетическая теория), химическая кинетика, химическая термодинамика;
- биологическая форма: охватывает все жизненные процессы – движение (биология); в медико – фармацевтическом аспекте – фамакокинетика;
-географическая форма: пространственное перемещение.
- общественная форма: процессы общественной жизни, развитие личности, культурные процессы;
- психическое движение: интеллектуальное развитие, движение мысли, развитие разума, формирование смыслов, психо-эмоциональное движение и т.п.
3) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение по этому так же несотворимо, как сама материя» (т.20,с.59).
4) Принцип единства материи и движения подтвержден открытиями в естествознании XIX-XXвв.
5) В диалектике развитие – это процесс движения, изменения материальных и духовных систем.
6) Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие.
7) Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.
8) Формы развития:
- эволюционная: постепенные количественные и качественные изменения
NB: изменение сознания сочетается с изменениями материи.
- революционная:
= скачкообразный, неосознанный переход от одного состояния материи к другому.
= скачкообразные изменения сознания без изменения соответствующего базиса.