Файл: Контрольная работа основные элементы актерского мастерства по предмету Основы классической режиссуры и мастерства актера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Если 6ы» всегда начинает творчество, «предлагаемые обстоятельства» развивают его. Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу. Но функции их несколько различны: «если бы» дает толчок дремлющему воображению, а «предлагаемые обстоятельства» делают обоснованным само «если бы». Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига.
Если для одного самого простого физического действия нужна такая большая работа воображения, то для создания целой линии „жизни человеческого тела" роли необходим длинный непрерывный ряд вымыслов и предлагаемых обстоятельств роли и всей пьесы.
Упражнения (на магическое «если бы»).
Не рассказывая предварительно о свойстве магического «если бы», педагог заранее готовит ряд упражнений, но для учеников это является экспромтом. Взяв набор из 5—6 предметов, педагог дает им поочередно в протянутые руки предмет, быстро произнося при этом:
1. Вручая платок — «вот вам мышь!»
2. Подавая коробку — «здесь лягушка!»
3. Подавая пакет — «в нем черви...»
4. Взглянув ученику на голову — «Ой, ой, по вас ползет огромный паук...»
5. Дать пить из бутылки — «попробуйте...» ученик начинает пробовать, а педагог говорит — «там керосин... кислота...» и т. д.
Упражнения. (Предлагаемые обстоятельства)
1. Педагог дает ученикам «предлагаемые обстоятельства». Например: вы сегодня вечером остались в квартире одна. Ваши родители ушли в театр, они придут часа через три, четыре. Вы рады этому обстоятельству. В этом году вы хотите поступить в театральную студию, но родители не одобряют ваш выбор. Вы все же готовитесь тайно от них. В силу этого вам приходится заниматься то в обеденный перерыв на работе, то в автобусе или поздно вечером на кухне. До экзаменов осталось две недели, а надо читать ряд произведений полным голосом. И вот... сейчас в вашем распоряжении три часа. Что вы будете делать? Соберитесь с мыслями, подумайте и начинайте действовать.
2. Ученик в присутствии всей группы дает одному из товарищей «предлагаемые обстоятельства». При одобрении их педагог говорит — действуйте.
3. Один ученик дает другому «предлагаемые обстоятельства» не вслух, а секретно от всех присутствующих. Получивший задание начинает действовать. Группа же учеников, наблюдая за действиями
, должна по проделанным логическим действиям определить данные «предлагаемые обстоятельства».
Мышечная свобода – как элемент актерского мастерства (свобода внешняя и внутренняя).
В самом тесном взаимодействии со сценическим вниманием находится второе необходимое условие правильного сценического самочувствия актера - сценическая свобода. Она имеет две стороны - внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую). Телесная и духовная свобода в своем взаимодействии составляют необходимое условие истинного творчества на сцене.
Физическая, или мускульная, свобода актера, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мускульной энергии. Мускульная свобода - это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, - не больше и не меньше.
Способность целесообразно распределять мускульную энергию - основное условие пластичности человеческого тела. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для каждого положения тела в пространстве - основной закон пластики.Этот закон можно назвать внутренним законом, ибо он совершенно не касается внешнего рисунка движений и поз. Каков бы ни был характер и рисунок движения или позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть прежде всего подчинены внутреннему закону пластики.
Внешняя (физическая) свобода является следствием свободы внутренней. А внутренняя свобода - это уверенность, это отсутствие колебаний, это полная убежденность в необходимости поступить именно так, а не иначе.
Итак, знание своего дела дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела.
Как в жизни, так и на сцене внешняя свобода- результат свободы внутренней. Актер до конца свободен только тогда, когда он хорошо знает все, что касается его роли, когда он до конца убежден в необходимости этих слов, этих поступков, этих объектов внимания. У него и тени сомнения не должно быть в том, что он ведет себя на сцене так, как нужно. Абсолютная внутренняя убежденность - вот истинный источник внутренней, а, следовательно, и внешней свободы актера.
Необходимо, чтобы актер владел своим вниманием, своим телом (мускулатурой) и умел серьезно относиться к сценическому вымыслу как к подлинной правде жизни.
Воспитание актера в области внешней техники имеет своей целью сделать физический аппарат актера (его тело) податливым внутреннему импульсу.
"Нельзя с неподготовленным телом, — говорит Станиславский, — передавать бессознательное творчество природы так точно, как нельзя играть Девятую симфонию Бетховена на расстроенных инструментах"
Мышечную свободу актера Станиславский считал важнейшим условием создания творческого самочувствия. Поэтому «освобождение мышц» он включил в раздел внутренней техники актера, подчеркивая тем самым особую роль этого элемента не только для телесной, но и для духовной стороны творчества.
Природа творческого мастерства актера требует, чтобы его физический аппарат был подготовлен для действия. Необходимо тренировать не только внутренний аппарат, создающий процесс переживания, но и внешний, телесный аппарат, отображающий нашу внутреннюю жизнь.
Работа над телом требует большого тренажа. Пока существует малейшее физическое напряжение, не может быть и речи ни о каком творчестве, о правильном действии, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни действующего лица. Следовательно, прежде чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими. Это и называется мышечной свободой.
Упражнения на освобождение мышц
1. Преподаватель предлагает всем учащимся напрягать и освобождать попеременно различные мышцы: шеи, плеч, живота, рук и т. д. При этом он следит, чтобы как напряжение, так и освобождение каждый раз у всех было максимальным.
2. Напрячь все мускулы и разделить число 3450 на 15.
3. Предложить ученику отыскать оброненный предмет (карандаш, записную книжку, кольцо и т. п.). Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. И тут же надо сказать, что ученики будут проверять, так ли он это делает, как делал в первый
Сценическое внимание – как элемент актерского мастерства (виды внимания, объекты внимания).
Сценическое внимание - это основа внутренней техники актера, это первое, основное, самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия, это самый важный элемент творческого состояния актера.Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене.
Внимание может быть произвольным (активным) и непроизвольным (пассивным). При непроизвольном внимании не субъект овладевает объектом, а, наоборот, объект приковывает к себе внимание субъекта. Поэтому непроизвольное внимание является в то же время пассивным вниманием.
Произвольное внимание, наоборот, теснейшим образом связано с процессами, происходящими в сознании человека, и носит активный характер. При произвольном внимании предмет становится объектом сосредоточения не только потому, что он интересен сам по себе, а непременно в связи с процессами, происходящими в сознании субъекта. Объект неизбежно включается в процесс мышления человека.
Так же одна форма внимания может переходить в другую. Предмет, первоначально вызвавший к себе непроизвольное внимание, легко может стать в дальнейшем объектом активной сосредоточенности. И наоборот, предмет, с которым установлена связь путем волевого сосредоточения на нем, может стать настолько интересным, что не будет уже никакой надобности в усилиях воли, чтобы удерживать внимание, которое таким образом из произвольного превратится в непроизвольное.
В зависимости от характера объекта следует различать внимание внешнее и внутреннее.
Внешним обычно называют такое внимание, которое связано с объектами, находящимися вне самого человека. Объектами внешнего внимания, таким образом, могут быть окружающие человека предметы (как одушевленные, так и неодушевленные) и звуки. В зависимости от того, при помощи каких органов чувств осуществляется внешнее внимание, оно может быть зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым. Среди этих пяти видов внешнего внимания зрительное и слуховое являются основными, так как человеку свойственно ориентироваться в окружающей его среде главным образом при помощи зрения и слуха.
Объектами внутреннего внимания являются те ощущения, которые порождаются раздражителями, находящимися внутри организма (голод, жажда, болевые ощущения), а также мысли и чувства человека, образы, создаваемые силою воображения или фантазии.
Однако внешнее внимание в его чистом виде бывает связано с одним и тем же объектом очень недолго: или оно быстро перебрасывается на другой объект, или же к внешнему вниманию присоединяется внимание внутреннее, обусловленное процессом мышления, и тогда сосредоточение приобретает активный характер. Таким образом, помимо чистых форм внешнего и внутреннего внимания очень часто встречается сложная форма внешне-внутреннего внимания. Это происходит тогда, когда находящийся вне объект одновременно является и раздражителем внешних органов, и возбудителем процессов мышления. Внимание постоянно меняет характер: то оно внешнее, то внутреннее, то активное, то пассивное; иногда оно находится в стадии перехода из одной формы в другую, иногда взаимосочетаются обе формы.
Внимание у человека в жизни непроизвольно и непрерывно. Это своеобразное приспособление его организма к наилучшему восприятию пли реагированию, сосредоточенности или действию.
Сценическое внимание должно быть произвольное, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывное. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеянность. Закулисная напряженная атмосфера перед спектаклем, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом театра, жажда успеха, чувство самолюбия, тщеславия и т. д.-- все это влияет на внимание. А все, что отвлекает наше внимание и рассеивает его,-весьма опасно в нашем искусстве. В такие минуты творчество прекращается.
Упражнения на развитие внимания
1.Педагог дает ученику какой-либо предмет и предлагает рассмотреть форму, цвет, его особенности и детали. Потом, прикрывая этот предмет, просит рассказать о нем вое, что он запомнил, что привлекло его внимание. После этого педагог вновь показывает предмет ученику, проверяя и сравнивая его рассказ с характеристикой реального предмета.
2. Рассчитайтесь, вставая со стула, слева направо по алфавиту. Когда счет дойдет до участника последнего в ряду, продолжите алфавит по второму и, если потребуется, по третьему, четвертому кругу. (Таким образом, на каждого из обучающихся придется несколько букв алфавита).
3. Преподаватель предлагает всем рассмотреть находящийся в аудитории хорошо знакомый предмет: стул, стол, дверь... При этом он разъясняет, что каждый ученик должен стремиться удержать свое внимание на данном объекте до конца упражнения, т. е. до той минуты, пока не прозвучит команда: «Довольно!»
4. «Зеркало». Два ученика становятся один против другого. Один делает разные движения. Другой же, являясь его «отражением», как бы «зеркалом», повторяет его движения. Если «смотрящийся» делает движение правой рукой, то повторяющий проделывает такое же движение левой (как отражение в зеркале).
Фантазия. Воображение.
С вниманием актера тесно связана деятельность его фантазии. Всему, что актер вполне реально видит на сцене, всему, что он слышит, осязает или воспринимает с помощью обоняния, он мысленно приписывает самые разнообразные свойства и в соответствии с этими свойствами устанавливает к этим вполне реально воспринимаемым объектам самые различные отношения. В этом и заключается деятельность творческой фантазии актера.