Файл: Задание Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями безречевого ребенка при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи

Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия


Выполнил:

слушатель Мурзина Ольга Викторовна

Преподаватель:

Шацкова Виктория Николаевна

г. Пермь - 2023

Цель: сформировать умение ориентироваться в содержании процедуры логопедического обследования ребенка с алалией; разрабатывать конспекты логопедических занятий с детьми с алалией с учетом формы алалии, возраста ребенка и этапа коррекционной работы.

Задание 1. Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
1. От какой беременности ребёнок, возраст матери в период родов_________________________________________________________

2. Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери __________________________________

3. Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные _________________________________________________________________

4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ______________________________________________________________

5. Крик: был, нет __________________________________________________

6. Асфиксия: белая, синяя ___________________________________________


7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость _________________________

8. Вес и рост ребенка при рождении ___________________________________

9. Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью _____________________

10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до _________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное _______________________________________________________________

11. Выписка из родильного дома на ______ день

12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________

13. Особенности раннего развития: держит голову с мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с _____мес. (в норме к 7 мес.), стоит с _____ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с _____ мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).

Первые зубы с _____ мес., к 1 году зубов _______

14. Перенесенные заболевания:

до 1 года _____________________________________________________

после 1 года __________________________________________________

до 3 лет ______________________________________________________
Особое внимание во время опроса необходимо обратить на заболевания нервной системы в анамнезе.

1. Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_____________________________

2. Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ________________________________

4. Судороги при высокой температуре _______________________________

5. Данные о развитии речи

Гуление с ______ мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки)_____________________________________________________________



Лепет с ______ мес., характер лепета: звуковой, слоговой _________________

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п. , звукоподражания, количество слов __________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ______________________________________________________________

6. Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался ______________________________________________________________




Задание 2. Сформулируйте вопросы, к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.

1.Каковы индивидуально-типологические особенности ребенка? (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды;  может ли ребенок самостоятельно кусать, жевать, глотать, пить из чашки; появление  гуления и лепета;  наличие звукоподражательных реакций).

2.Когда у него появилась реакция на близких и чужих лиц? (появление комплекса оживления, узнавание)

3.Насколько он проявляет инициативу и стремится к общению? (об эмоциональных аспектах коммуникации и невербальных средствах общения, особенности общения с окружающими взрослыми и сверстниками, взаимодействие в игре).

4.Какие у него отмечаются особенности поведения? (наличие интереса к предложенным играм и занятиям, проявление инициативы со стороны самого ребенка, его способность к сотрудничеству, эмоциональная  реакция на оценку его достижений).

5.Какие именно ситуации влияют на изменение поведения?  (указания взрослого, поручения, вовлечение в игру).

Задание 3. Разработайте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы по схеме:


 

Возраст: 3года.

Этап работы: подготовительный.

Тема: «Животные»

Цель: развитие самостоятельной речи.

Задачи:

  • Формировать умение вслушиваться в речь логопеда, понимать  её содержание.

  • Формировать умение активной подражательной деятельности в виде произношения звуковых сочетаний (му-му, ав-ав, мяу и др.).

  • Формировать умение выполнять односложную инструкцию.

  • Развивать мелкую моторику кистей рук.

  • Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения.

  • Воспитывать  желание  воспроизводить действия с игрушками.

 

Оборудование: Картинки с изображением животных: кошка, котенок, щенок, корова, свинья, коза, жеребята;  игрушки (животные): котенок, корова.

 

Ход занятия:


  1. Организационный момент.


- Здравствуй, сегодня  мы с тобой поиграем в интересные игры. Ой,  посмотри, кто это выглядывает к нам из-за ширмы?

– Му! – Да, правильно, это корова! Мне кажется, что не только она пришла к нам в гости.


  1. Основная часть.




  • Упражнение «Кто пришел?»

  • Отгадывание загадок.

Муу-му-у! Молока кому? (Корова - Мууу)

Мурр-муррр... пугаю кур. (Кошка - Мяууу.)

Идет, идет, бородой трясет...

Травки просит: мее-мее. (Коза - Ммее.)


  • Игра  «Прятки».


- А сейчас  животные будут прятаться.  А мы с тобой будем их искать, а ты подай голос того животного, которое нашел!

Кошка. (Мяу-мяу.) Корова. (Му-у-муу.) Свинья. (Хрю-хрю.) И т. д.


  • Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)


 «Два котенка»

Повстречались два котенка:

«Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!»

Два быка: «Му-у-у!»

Смотри, какие рога!



  1. Итог.


 Молодец! Ты сегодня очень хорошо позанимался, тебе понравилось? – Да! - А животные, которые приходили в гости?

– Да!

–  Давай скажем им: «До свидания!».

V. Задание для самостоятельной работы (домашнее задание): подготовить  консультацию для родителей по теме.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. – Мозырь «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Белый ветер», 2019. —52с

2.Долганюк, Конышева, Васильева: Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. ФГОС
— СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 144 с


3.Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 128 с.