ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочный план урока русской литературы
Раздел: | « Сатира на общество» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 9 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Молчалин как социальный и психологический тип | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.2.5.1 - характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9. 1.6.1– давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Все учащиеся смогут: обсуждать и оценивать поведение и поступки героев, приводя в качестве аргументов не менее 3-х примеров из текста; обосновать позицию автора; Большинство учащихся смогут: характеризовать главного героя комедии, составлять паспорт главного героя (Молчалина), заполнив не менее 7 пунктов плана и отстаивая свою точку зрения. Некоторые учащиеся смогут: характеризовать Молчалина по отношению к нему других персонажей комедии, сопоставлять их, определять отношение автора и других героев к Молчалину, приведя не менее 5 примеров и отстаивая свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 1 мин 4 мин Середина урока 15 мин 5 мин 10 мин Конец урока 5 мин | I. Орг.момент Создание коллаборативной среды II. Актуализация 1."Мозговой штурм" Эпиграф к уроку: «Низость наших Молчалиных не есть лицемерие и притворство: это их природа». Н.И.Надеждин -Как вы понимаете эпиграф к уроку? -Как вы думаете, какая сегодня будет у нас тема урока? III. Осмысление. 1.Г (по одному вопросу) Дифференцированное задание разработано по ресурсам.
2. Стратегия «ПОПС-формула». Критерий оценивания: аргументированно отвечает на проблемный вопрос. Дескрипторы:
1)Почему в финале пьесы Молчалин так и остался ненаказанным за свою подлость? 2)А.С.Грибоедов подчёркивал, что «Молчалины блаженствуют на свете». Как понять слова автора? Действительно ли это так? Что вы думаете по этому поводу? Заключительное слово учителя. Д. Писарев писал: “Молчалин сказал себе: “Я хочу составить карьеру”, — и пошел по той дороге, которая ведет к “степеням известным”: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...” Таков Молчалин как социальный и психологический тип. 3.И Свободное письмо. «Молчалины в наши дни» Рефлексия. И Заполнить лист самооценки Домашнее задание:
| Учащиеся высказывают свое мнение, определяя тему урока и цели 1.Учащиеся выполняют задания в группах, а затем представляют работу другим группам.По представленным критериям группы оценивают выступления друг друга. 1 группа- Дают характеристику Молчалину, создав «Паспорт героя» из пунктов не менее 7. Используют цитаты из комедии.
Текст для работы 1 группы: Полное имя героя - Алексей Степанович Молчалин. Он 3 года служит секретарем у господина Фамусова:
Господин Молчалин живет в доме Фамусова в своем отдельном "чуланчике":
Молчалин числится на службе в "Архивах", куда его устроил по знакомству Фамусов. На самом деле Молчалин только формально состоит в "Архивах" и получает за это чины. На деле он работает у Фамусова дома:
Фамусов охотно "кормит и поит" Молчалина, а также продвигает его по службе. Все потому что Молчалин умеет угодить своему начальнику:
Раньше Молчалин жил в Твери, откуда его и взял к себе Фамусов:
Молчалин является небогатым, "нищим" человеком:
Чин Молчалина - коллежский асессор. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Таким образом Молчалин стал дворянином благодаря своей карьере:
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. Герой работает у Павла Афанасьевича дома, прибыв к нему из Твери. При этом Молчалин числится в Архивах, куда он попал благодаря Фамусову, который ценит услужливость персонажа. Несмотря на то что Фамусов продвигает Молчалина по карьерной лестнице, он не желает, чтобы Алексей Степанович становился женихом его дочери Софьи, потому что Молчалин – человек небогатый и «безродный». 2 группа- Молчалин и «фамусовское общество». Концептуальная таблица. Учащиеся представляют образ Молчалина при помощи способа свёртывания информации – концептуальной таблицы. Учащиеся должны показать, что общего у Молчалина и «фамусовского» общества.
Текст для работы 2 группы Сходство Молчалина с Фамусовым. У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадаюҭ. Фамусов консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относиҭ ся к тем, кто не разделяяҭ его убеждений. Идеал Фамусова прошлое, когда все было не то, что ныне. Павел Афанасьевич убежденный защиҭник морали века минувшего. По его мнению, жить правильно значиҭ поступать во всем так, как делали отцы, учиться на старших глядя. Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завеҭу: угождать всем людям без изъятья. Для фамусовского секретаря святыми являюҭся только мнения чужие. Он, как и Фамусов, считаеҭ зависимость от других основным законом жизни. Молчалин типичный средний человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий таланҭ умение приспособиться к обстоятельствам, к нужным людям. Они органично вписываюҭся в московское общество. Главный путь к благам для них служба. Истинная цель деятельности сделать карьеру, достигнуть степеней известных. Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями. Концептуальная таблица
3 группа Молчалин - Софья, Лиза. Инфографика. Учащиеся представляют образ Молчалина при помощи способа свёртывания информации – инфографики. Учащиеся должны дать характеристику Молчалина по отношению к Софье и Лизе.
Текст для работы 3 группы Ради собственного продвижения по карьерной лестнице Молчалин, которого, по мнению Чацкого, «взманили почести и знатность», строит любовные отношения с дочерью Фамусова Софьей. Настоящего чувства любви к ней у героя нет. Он думает лишь о том, что возможный брак с дочерью знаменитого человека в обществе поможет ему осуществить свои планы. И если с Софьей Молчалин ведет себя так, как в ее представлениях должен себя вести настоящий мужчина, то с горничной Лизой, как она отмечает сама, Молчалин – повеса. С Лизой герой настойчив и смел. Это показывает двуличность персонажа, его способность за внешним видом вежливого и скромного человека скрывать страстные чувства и развязное поведение. Служанка оценивает Молчалина негативно, сравнивая его с камнем и льдом. Софья о Молчалине:
Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей («Ведь нынче любят бессловесных»).
Молчалин является неразговорчивым, "бессловесным" человеком. Его "говорящая" фамилия подчеркивает его молчаливость. Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их «бог свел». Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью. Молчалин и Лиза
Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается «говорящей» фамилией полностью. В диалогах с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции («Веселое созданье ты! живое!», «Какое личико твое! Как я тебя люблю!»). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости. 4 группа Молчалин и Чацкий. Диаграмма Венна. Учащиеся представляют образ Молчалина при помощи способа свёртывания информации – диаграммы Венна. Учащиеся должны дать сравнительную характеристику Молчалина и Чацкого.
Текст для работы 4 группы Диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к «веку минувшему»: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь, он разносит сплетни: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв…, он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем: …Так, частенько там Мы покровительство находим, где не метим. При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь «по должности» разыгрывает роль любовника. Чацкий с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения: Ума в нем только мало… Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье! Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте: Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет, В нем Загорецкий не умрет! Муж-мальчик, муж-слуга. В произведении Чацкий верно подмечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Главный герой, увидев настоящую сущность Молчалина, уверен в следующем: «Молчалины блаженствуют на свете». Учащиеся ,используя стратегию «ПОПС-формула» отвечают на вопросы 1,2. (ПОПС-формула
Вывод:Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Тип Молчалина — один из самых распространенных в русской литературе. Но первая встреча с этим образом происходит в пьесе “Горе от ума”. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы.. Так кто же такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира ( “угождать всем людям без изъятья”), поэтому он готов до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным. Основы молчалинского благополучия: -умеренность и аккуратность”, -“не сочинитель я”, -“в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, - “ведь надобно ж зависеть от других” В результате за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, вслед за Чацким приходится признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”. 3.Учащиеся пишут эссе,желающие читают свою работу | Ф.О. « Аплодисменты» К.О.каждой группы Ф.О. «Аплодисменты» Ф.О. «Большой палец» Ф.О. «Три хлопка» . | Учебник,тетрадь, тексты по группам,графические органайзеры в зависимости от задания Памятка по составлению ПОПС тетрадь Лист самооценки Дневник | |