Файл: Учебнометодическое пособие Нижний Новгород 2016.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.6. Кризис семи лет
Л.С.Выготский писал, что когда дошкольник вступает в кризис, то самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что он теряет наивность и непосредственность а также в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был. Общее в симптомах кризиса Первое отличие – ребенок начинает манерничать, капризничать, в поведении появляется вертлявость, паясничанье, клоунада. Он утрачивает непосредственность, у него появляются какие-то не совсем понятные странности. Утрата детской непосредственности – это результат дифференциации внешней и внутренней жизни.
Л.С.Выготский пояснял, что наивность свидетельствует о том, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Утеря непосредственности означает привлечение в поступки интеллектуального момента, те. внешне он один, а внутренняя жизнь совсем другая (себе на уме. Другая отличительная черта – возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит я радуюсь, я сержусь и т.д. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит. Он начинает обобщать переживания. Мир (среда, в котором ребенок живет – жилплощадь, игрушки, одежда и др) остается прежним, а отношение к нему ребенка меняется. У ребенка нет еще настоящей самооценки, самолюбия. Л.С.Выготский отмечал, что уровень запросов к себе, к своему успеху, положению возникает в связи с кризисом семи лет. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка остаются, а симптомы кризиса
(манерничанье и пр) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, а также, что возникает смысловое переживание – появляется и острая борьба переживаний. Это возможно тогда, когда ребенок впервые понимает свои переживания, когда возникает внутреннее отношение к ним. Среда остается прежняя, родители те же, отношение тоже. Но вроде бы без всякой причины ребенок, который вел себя хорошо, был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым, упрямым.

150
Л.И.Божович писала, что вовремя кризиса семи лету ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального Я. Именно в это время формируется внутренняя позиция, порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. Как и во всех кризисах, если обстоятельства не позволяют проявиться активности, то у ребенка возникает протест. У детей 6–7 лет появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять более серьезную деятельность. Психологическая сущность этих стремлений примерно такая же, как ив кризисах одного года и трех лет – дети стремятся к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности. Появление этих стремлений подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает тогда, когда он осознает себя не только как субъекта действия (что было в раннем возрасте, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это подготавливается теми психическими новообразованиями, которые возникали в процессе социализации ребенка, он уже способен осознать себя, те. у ребенка появляется осознание своего социального Я. Новый уровень самосознания выражается в его внутренней позиции, который появляется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся психологических особенностей, ребенком обобщаются и складывается центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к самому себе, к окружающим людям. Возникновение этого новообразования – переломный пункт в развитии ребенка. Дошкольника перестает удовлетворять прежний образ жизни, он хочет занять новую позицию – школьника. В кризис семи лет впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Появление внутренней позиции школьника является центральным новообразованием, которое подготавливается на протяжении всего дошкольного возраста. Это и есть новый этап в формировании личности ребенка. Начало обучения способствует удовлетворению стремлений дошкольников. Отодвигание сроков обучения приводит к углублению негативных явлений переходного периода. Ребенок перестает удовлетворяться игрой.


151 Задания для самообразования
Литература
1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. :
Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.
8.1. Дошкольный возраст, с. 293-331.
8.2. Кризис семи лет, с. 331-332.
2. Шаповаленко, ИВ. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / ИВ. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд. Глава 14. Дошкольное детство, с. 201-224.
3. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г.
Ананьев // Психология развития : хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 200-212.
4. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л. С.
Выготский // Психология развития : хрестоматия. - СПб, 2001. – С. 56-79.
5. Выготский, Л. С. Психологическое значение игры / Л. С. Выготский //
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. МС. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Выготский, Л.С. Психология / Л. С. Выготский. - МС. Лисина, МИ. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / МИ.
Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб., 2001. – С. 160-162.
8. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
9. Эльконин, ДБ. Психология игры ДБ. Эльконин.- М. Педагогика, 1978. – 358 с.
10. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008. - 688 с. Методические рекомендации
Л.С. Выготский о происхождении и значении игры. Понятие о мнимой ситуации. Роль правил в творческой игре. Расхождение смыслового и видимого поля в игре. Замещение в игре. Значение игры в психическом развитии ребенка [4,5]. Разные подходы к анализу структуры сюжетно-ролевой игры (С.Л. Новоселова, ДБ. Эльконин.) Характеристика сюжетно-ролевой игры мотив, содержание, способы отображения окружающего предметные, ролевые, взаимодействие детей, проявление самостоятельности и творчества. Диагностика сюжетно-ролевой игры показатели, особенности заполнения диагностического листа [8].

152 Характеристика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (К.
Риччи, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Стадии развития изобразительной деятельности. Почему Л.С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку Роль конструктивной деятельности в умственном развитии детей (Н.Н.
Поддьяков, Л.А. Парамонова) Развитие самостоятельности в процессе элементарного труда детей (ДБ. Эльконин, Л.А. Порембская) [1]. Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер). Восприятие детьми литературно- художественных произведений. Роль сказки в психическом развитии дошкольников. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Наглядно- образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (Н.Н.
Поддьяков). Особенности обобщений и суждений дошкольника. Развитие речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Роль общения для развития личности ребенка (внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная формы) [7]. Изучив статью МИ. Лисиной [7], заполнить таблицу 7 Особенности различных форм общения Таблица 7 Особенности различных форм общения Форма общения Возраст Потребность Мотив Средства
Ситуативно-личностное
Ситуативно-деловое
Внеситуативно- познавательное
Внеситуативно-личностное Развитие памяти. Проблема формирования произвольной памяти. Развитие внимания, его особенности. Диагностика психических процессов [10, с. 110-140 ]. Развитие личности в дошкольном возрасте. Особенности самооценки [3]. Развитие эмоций, особенности формирования нравственных, эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие воли и произвольности поведения. Условия усвоения ребенком нравственных норм. Диагностика эмоционально-волевой сферы с. 267-298,
431-450]. Кризис семи лет симптомы, отличительные черты, особенности протекания. Что общего в кризисах одного года, трех и семи лет [6].


153
14. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Возрастные рамки младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными, границы изменяются в зависимости от поступления детей в школу с 6 или 7 лет. Возрастной диапазон младшего школьного возраста – отлет до 10–11 лет. Исторически этот период выделился недавно, он отсутствовал у детей, которые не обучались в школе, не было его и у детей, для которых начальная школа являлась первой и последней ступенью образования. В этом возрасте важно, чтобы ребенок был хорошо физически развит, т.к. в школе предполагаются большие интеллектуальные и физические нагрузки. У ребенка формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный. Окостенение еще не заканчивается, поэтому дети гибкие, у них хорошо развиты крупные мышцы, увеличивается мышечная сила, в связи с этим они склонны к размашистым движениям. Сердечная мышца хорошо снабжается кровью. Много крови получает головной мозг, т.к. сонная артерия большого размера. Это позволяет детям выдерживать умственные нагрузки, у них довольно высокая работоспособность. Увеличиваются лобные доли головного мозга. Изменяется соотношение возбуждения и торможения, хотя склонность к преобладанию возбуждения над торможением еще сохраняется, поэтому дети непоседливы, подвижны. Постепенное возрастание торможения приводит к появлению самоконтроля, сдержанности. Все эти анатомо-физиологические изменения укрепление скелетно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, равновесие возбуждения и торможения приводят к тому, что ребенок младшего школьного возраста существенно отличается от дошкольника.
14.1. Социальная ситуация развития Поступление в школу изменяет всю жизнь ребенка. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных школьных правил. Ребенок стал занимать новое, по сравнению с дошкольником, место в обществе. Ребенок переходит от свободного существования без постоянных обязанностей к обязательной общественно значимой деятельности – обучению. Теперь он имеет обязанности ежедневно посещать школу, учить уроки. Эти обязанности на ребенка накладывает общество, а он несет за их выполнение ответственность перед учителем, родителями. Отношения ребенка со взрослыми всегда определяли социальную ситуацию развития, в младшем школьном возрасте они также значимы, но появляется специфика. Это непросто отношения ребенок – взрослый. Экспериментальные исследования
Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И.С.Славиной показали, что система «ребенок–взрослый»


154 дифференцируется на две составляющие ребенок – учитель и ребенок – родители. Появляются еще отношения ребенок – сверстники. Но определяющими являются отношения ребенок – учитель».Учитель воплощает требования общества, поэтому, как замечал ДБ. Эльконин, эти отношения можно рассматривать шире, как отношения ребенок – общество. Как ребенок относится к учителю Он ему доверяет, проявляет послушание, воспринимает как авторитетное лицо, оценка учителя значима для ребенка. Всё это, с одной стороны, является благоприятной предпосылкой для успешности обучения, ас другой стороны, накладывает отпечаток на все отношения ребенка с другими людьми – родителями, сверстниками. Оценивая качество учебной работы ребенка, его поведение в школе, учитель оказывает влияние насколько благоприятными или неблагоприятными будут жизненные условия у ребенка с родителями, сверстниками. Хорошее поведение и положительные отметки дают основание для уважительного отношения к ребенку, как родителей, таки сверстников. Известно, что в младших классах дети оценивают сверстников потому, как они учатся отличники – всегда хорошие, а слабо успевающие дети – плохие. Да и взрослые обычно у первоклассников, прежде всего спрашивают Как ты учишься Вместе с новыми обязанностями у ребенка появляются права он имеет право на рабочее место, его нельзя отвлекать вовремя приготовления уроков, имеет право на уважение за хорошую учебу. Новая социальная ситуация развития требует и новой ведущей деятельности, ею становится учебная деятельность.
Социальная ситуация развития объясняет, почему в младшем школьном возрасте на первый план психического развития ребенка выдвигается процесс формирования произвольного характера его поведения и деятельности. Этот процесс длительный и сложный, осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста.
14.2. Особенности психического развития Развитие психики младшего школьника осуществляется на основе ведущей деятельности – учения. Организованное обучение становится возможным только лишь при условии развития у детей произвольности поведения. Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цель, находить средства для ее достижения, преодолевая при этом препятствия и трудности. Произвольность – это одно из новообразований младшего школьного возраста, произвольность складывается входе развития психических процессов.
Божович ЛИ. писала, что переход в школу – это переход к систематическому обучению, накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет кругозор детей, развивает


155 мышление, изменяет характер всех психических процессов – восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными, управляемыми, и главное – формирует у ребенка основы мировоззрения. Младший школьный возраст – это стабильный возраст, входе которого происходит интенсивное интеллектуальное развитие детей. Интеллект опосредует развитие всех психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Но, как писал Л.С.Выготский, что касается самого интеллекта, то он не знает самого себя, тенет осознания и произвольности. Восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию свойству детей отсутствует систематический анализ воспринимаемых свойств и качеств предметов. У детей первого и второго классов восприятие отличается слабой дифференцированностью, они путают похожие, ноне тождественные предметы, свойства
(6 и 9, Э и З, могут пропускать буквы в словах, слова в предложениях, заменять одни буквы другими. Но к третьему классу восприятие становится дифференцированным, оно превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным. Восприятие пространства и времени еще связано с определенными трудностями дети преувеличивают длительность минуты, поэтому не всегда ориентируются во времени при выполнении заданий. В целом, в развитии восприятия нарастает произвольность. Это становится возможным благодаря наблюдению, в результате которого расширяются возможности ребенка в процессе анализа воспринимаемых предметов. Учитель учит детей обследовать предметы, фиксировать результаты, записывать выявленные свойства. Постепенно у ребенка развивается целенаправленное и произвольное наблюдение, подчиняющееся определенной задаче, а также важное качество наблюдательность.
Младший школьник еще не может управлять своим вниманием. Ориентировочный рефлекс Что такое, являющийся физиологической основой непроизвольного внимания, ярко проявляется и младшем школьном возрасте. Дети обращают внимание на необычное, новое, отвлекаясь при этом от учебной задачи. Даже при сосредоточенности внимания дети легко отвлекаются от главного и существенного на какие-то яркие, броские признаки или внешние раздражители. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а непросто привлекательных предметах. Внимание тесно связано с мышлением, поэтому детям трудно сосредоточиться на материале, который им непонятен, не осмыслен. Связь внимания с мышлением свидетельствует об интеллектуализации психических процессов. Условия обучения в