Файл: Учебнометодическое пособие Нижний Новгород 2016.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

156 школе требуют сосредоточенности внимания, те. надо обращать внимание на то, что, может быть, в данный момент неинтересно. В начальных классах бурно развивается произвольное внимание. Его развитие является общим интеллектуальным развитием ребенка (умением ставить учебную задачу, работать целенаправленно, достигая результатов в учебной деятельности. В развитии произвольного внимания большое значение имеет формирование учебной деятельности. Вначале формируется умение принимать учебную задачу, поставленную учителем, а потом самостоятельно ставить учебную задачу и удерживать внимание при ее выполнении, осуществлять контроль, это общее направление развития внимания. Важным приобретением младшего школьного возраста является произвольное внимание. Но произвольное внимание в младшем школьном возрасте имеет специфику оно неустойчиво, т.к. слаборазвита саморегуляция. Неустойчивость внимания обнаруживается в слабом умении распределять, его, в легкой отвлекаемости, в затруднении переключения внимания с одного объекта на другой. Дети затрудняются распределять внимание между различными видами работ, например, слушать одноклассника, который читает книгу, и самому читать. При этом ребенок часто сбивается с темпа чтения, отстает или забегает вперед. Отсутствие распределения внимания при чтении по слогам приводит к тому, что ребенок не понимает смысла читаемого, т.к. все внимание направлено на процесс чтения. Внимание характеризуется неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Причины отвлечений могут быть разные, это и новизна обстановки, проявление ориентировочного рефлекса и др. Объем внимания увеличивается, в среднем ребенок может удерживать внимание 15–20 минут, поэтому учителя используют различные методические приемы для удержания внимания наглядность, смена заданий и др. Обнаружена такая особенность, что в первом и втором классах дети легче удерживают внимание при выполнении внешних действий рисунок, лепка, чем при выполнении умственных действий, поэтому на уроке чередуют выполнение этих действий. Установлено также, что дети больше отвлекаются при выполнении монотонной работы, чем при решении сложных задач. Н.Ф.Добрынин доказал, что внимание более сосредоточено, когда дети полностью заняты работой, требующей максимальной умственной и двигательной активности, когда она интересна и эмоционально захватывает ребенка. К концу младшего школьного возраста увеличивается объем внимания, его концентрация, устойчивость, переключение, распределение, те. все свойства внимания


157 совершенствуются, развиваются, становятся почти как у взрослых. В развитии внимания большую роль играет учебная деятельность.
П.Я.Гальперин установил, что психологической сущностью внимания является контроль в форме умственного, сокращенного, автоматизированного действия, которое формируется в учебной деятельности. Формирование внимания по теории П.Я.Гальперина
– это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственных действий. В младшем школьном возрасте развивается память. Вначале школьной жизни преобладает непроизвольная память, детям легче запомнить яркое, необычное, интересное. Но школьная жизнь требует с первых дней произвольного запоминания. В связи с изменениями условий жизни у ребенка начинает интенсивно развиваться произвольная память.
Л.И.Божович обратила внимание наследующую особенность памяти младшего школьника. Родители иногда замечают, что, когда ребенок был дошкольником, у него вроде бы память была лучше, он мог запомнить длинные стихи, ас поступлением в школу она стала хуже, ему труднее выучить даже короткое правило. Эту особенность ЛИ.
Божович объясняет тем, что в дошкольном возрасте дети запоминают непосредственно то, что нравилось, а в школе они должны заучивать то, что задано. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное запоминание, в школьном – произвольное, а оно пока еще недостаточно сформировано.
Божович ЛИ. писала, что в младшем школьном возрасте преимущественное значение имеет образная память. Так, при заучивании они лучше запоминают факты, события, описание внешнего вида. Если урок проходит без наглядности (только в словесной форме, он хуже запоминается. Исследования П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева,
А.А.Смирнова показали, что дети без усилий запоминают материал, с которым они непосредственно действуют. Постепенно ребенок начинает осознавать мнемическую задачу, те. он начинает понимать, что нужно выучить (стихотворение, правило, а что – пересказать своими словами. А потом самостоятельно ставит мнемические задачи. Продуктивность памяти зависит от понимания характера мнемических задача также от овладения приемами запоминания. Дети понимают, что для запоминания надо повторять и воспроизводить материал, потом осуществляют смысловую группировку материала, те. проходят путь от самых простых (многократное повторение) к более сложным (смысловая группировка) способам запоминания. Они осваивают приемы запоминания. Но самостоятельно перейти к осмысленному запоминанию детям трудно, в этом им требуется помощь учителя. Как известно, осмысленное запоминание предполагает


158 расчленение учебного материала на смысловые единицы, те. составление плана. Затем от детей уже требуется не только выделение смысловой единицы, но и смысловая группировка материала, те. объединение и смысловое соподчинение основных компонентов, умение делать выводы. Результаты группировки материала учатся фиксировать в виде письменного плана, который выступает материальным носителем. Опираясь сначала на письменный плана затем на представление о нем, школьники правильно воспроизводят содержание разных текстов. Специальная работа требуется и для формирования приемов воспроизведения вслух или мысленно. В младшем школьном возрасте память, как и внимание, интеллектуализируется, те. происходит качественное преобразование процессов памяти. Сформированные приемы обработки материала младшие школьники начинают применять для развернутого анализа, те. для проникновения в существенные связи и отношения. В этом случае прямая задача – запомнить уже отступает на второй план. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В первом классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, тку детей не сформированы способы осмысленной обработки материала и приемы самоконтроля. Кроме этого, мыслительная деятельность для детей не является привычной, поэтому каждый элемент задания тщательно обдумывается и, естественно, что лучше запоминается то, что стало предметом мыслительной работы. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля начинает преобладать произвольная память, но при этом возможности непроизвольной памяти также высоки, это надо учитывать. В младшем школьном возрасте произвольная и непроизвольная память претерпевает существенные изменения, увеличивается роль осмысленного запоминания и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать проявления ее основных процессов (запоминание, воспроизведение, припоминание. К концу младшего школьного возраста память становится более продуктивной. В младшем школьном возрасте происходит развитие воображения, чему способствуют развитие интеллекта и учебная деятельность. Учебная деятельность побуждает ребенка проявлять репродуктивное (воссоздающее) воображение, например, он должен воссоздать образ отсутствующего предмета, о котором идет речь на уроке, или когда читает книги. В первом классе образы воображения у детей еще бедны, приблизительны из-за недостатка знаний об окружающем. К третьему классу образы становятся более полными, конкретными. Это происходит за счет того, что на уроках у детей формируются умения определять и изображать подразумеваемые состояния


159 объектов, о которых прямо не говорится, но подразумевается, а также умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Входе воссоздающего воображения дети начинают перерабатывать образы действительности, например, изменять сюжетную линию рассказа, придумывая что-то. Часто такие комбинации возникают случайно, непреднамеренно. Они начинают фантазировать, но ясно понимают условность своих выдумок. Начинает развиваться творческое (продуктивное) воображение, которое характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов. Этому во многом способствуют уроки рисования, труда, на которых создается замысел, происходит поиск средств реализации его. За счет развития воображения детские работы становятся более содержательными. Существенные изменения происходят в развитии мышления. Вначале младшего школьного возраста анализ учебного материала осуществляется с опорой на наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Дети судят о предметах и явлениях, в основном, по внешним признакам, поверхностно. Обобщения и понятия зависят от внешних характеристик предметов и опираются на свойства, которые лежат на поверхности. Поэтому в начальной школе большое значение имеет наглядность.
Л.И.Божович указывала, что ребенок младшего школьного возраста в основном мыслит наглядными представлениями, на которые опирается входе рассуждения. Ребенок еще не любит абстрактных рассуждений и не умеет рассуждать в теоретическом плане. Их рассуждения строятся на основе конкретных суждений, а умозаключения относятся к конкретному факту или событию. Однако, усвоение основ наук требует от ребенка теоретического рассуждения, проверки своих суждений и доказательств, оно требует проникновения в сущность. Начинает развиваться логическое мышление. Но оно еще требует опоры на наглядные представления, без опоры на наглядность ребенок не справляется с задачей.
Л.С.Выготский отмечал, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Исходя из теоретических положений, он считал, что обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Становясь доминирующей функцией, мышление начинает определять работу всех других функций сознания. Л.И.Божович писала, что в результате обслуживающие мышление функции интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными. Мышление оказывает существенное влияние на развитие познавательных процессов. Но и само мышление совершенствуется. До обучения в школе оно опиралось на непосредственный жизненный опыт, оперировало конкретными образами,


160 представлениями, житейскими понятиями. В период школьного обучения мышление преобразуется в теоретическое, оперирующее научными понятиями. Входе усвоения знаний у ребенка формируются научные понятия, что требует от него анализа причин явлений, понимания закономерностей, которые их связывают, осознания тех способов мышления, которые приводят к правильным выводам. При этом школьник начинает сначала осознавать систему предложенных ему рассуждений, а потоми собственный процесс мышления. Развитие теоретического мышления, опирающегося на научные понятия, служит источником для многих изменений в психике школьника. Ребенок становится способным рассуждать в теоретическом планете. переходить от понятия к понятию. Выработка понятий требует от ребенка активности, направленной на решение поставленной задачи. Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных операций. Анализ ребенку осуществить значительно легче, чем синтез. При сравнении легче запоминается сходство в знакомых предметах, а различие – в новых. Дети могут абстрагироваться, обобщать. Интенсивно развивается речь. Особенностью является овладение письменной речью. Поскольку письменная речь лишена жеста, интонации, она должна быть развернутой, она более трудна для ребенка и значительно беднее устной. В младшем школьном возрасте дети овладевают чтением, а также происходит развитие всех сторон речи фонетической, грамматической, лексической. Овладевая чтением и письмом, дети понимают, что речь состоит из слов, звуков. Необходимость звукового анализа заставляет ребенка выделять слова из предложений, звуки из слова. Это приводит к осознанию звукового состава языка и развитию фонематического слуха. Происходит развитие грамматической стороны языка, дети начинают изучать грамматику, хотя и до поступления в школу они связывали слова в предложении, склоняли, спрягали, но это все делали интуитивно, а в школе это становится предметом специального изучения. Развитию грамматического строя языка способствует письменная речь. Происходит развитие лексической (смысловой) стороны речи. Расширяется словарный запас, дети свободно оперируют словами, употребляют их в различных ситуациях, в новых значениях. На первый план выступает коммуникативная функция речи. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования. Высказывания ребенка еще непосредственны. В младшем школьном возрасте происходит развитие эмоционально-волевой сферы, это обусловлено также поступлением в школу.