Файл: Смешанная экономика сущность и основные модели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Германская модель.

Формирование немецкой модели смешанной экономики происходило под влиянием Федерального банка Германии, который провозгласил эффективную, но гибкую политику, основанную на субвенционном финансировании. Это означает, что государственная предпринимательская деятельность основывалась на субвенциях и субсидиях, которые были неотъемлемой частью бюджетов различных уровней иерархии. По сей день субсидии являются одним из важнейших способов вмешательства правительства Германии в экономическую жизнь страны. [6, С. 555]

Фундаментальной отличительной чертой смешанной экономики Германии является ее социальная ориентация, основанная на дифференциации экономической и социальной политики. Основным источником социальной защиты населения страны является не прибыль хозяйствующих субъектов, а специально сформированные и контролируемые фонды: бюджетные и внебюджетные.

Правительство Германии стремится обеспечить регулирование национальной экономики на основе поиска компромисса между целями и приоритетами общества и бизнеса. Это означает двоякий характер его реализации. С одной стороны, для того чтобы обеспечить рост валового внутреннего продукта и способствовать развитию экономики в целом, деятельность хозяйствующих субъектов должна быть эффективной. В то же время, независимо от конечных целей бизнеса, социальная эффективность должна быть обеспечена в рамках национальной экономики. [6, С. 555]

Это означает, что немецкая экономика ориентирована на социальную эффективность. Пути ее достижения разнообразны, начиная от стимулирования представителей бизнес-среды к построению сбалансированных тарифных сеток, используемых для оплаты труда, и заканчивая прямым участием государства в повышении социального статуса граждан посредством предоставления различных льгот и пособий. В то же время государственная политика структурирована таким образом, чтобы каждый хозяйствующий субъект мог иметь равные возможности для реализации собственного предпринимательского потенциала. [14, С. 976]

Проанализировав модели смешанной экономики можно сказать, что на сегодняшний день, по мнению учёных, Германская модель смешанной экономики на сегодняшний день является одна из самых продвинутых и востребованных моделей смешанной экономики. Она характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты. Также можно отметить, что и Шведская модель смешанной экономики тоже является востребованной, так как главной особенностью Шведской модели является ведущая роль частного сектора, то есть низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью общественного сектора.


3. Государство в смешанной экономике


Смешанная экономика государства играет большую роль. Основными моментами смешанной экономики для государства являются:

1) Обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

2) Защита конкуренции;

3) Перераспределение доходов населения;

4) Производство общественных благ;

5) Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста;

6) Компенсация внешних эффектов;

7) Налогообложение.

Основной проблемой государства в смешанной экономике, это проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков, которая относится к числу основополагающих в экономической науке. [2, С. 520]

А основу смешанной экономике государства заложены приоритеты национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники и государственное развитие промышленности.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

– пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства; [2, С. 520]

– место ушедшего от управления экономикой государства тотчас же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;

– потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.

К основным стратегиям государственного управления экономикой относятся: формирование и укрепление государственного сектора экономики; государственное стимулирование промышленного роста по приоритетным направлениям и поддержка инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне. [7, С. 187]

В тяжелые кризисные периоды совершенствование и координация системы управления экономикой должны строиться на основе прав государственной собственности, которые не менее важны, чем частные. С этой целью предполагается формализовать государственный сектор экономики на базе существующих государственных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также компаний с преобладающей государственной собственностью, состоящих в основном из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний – государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственным имуществом с использованием средств и методов корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, работающими на рынке в интересах государства - собственника, предусмотренных уставными документами. Целями государственных холдингов являются обеспечение национальной экономической безопасности. [7, С. 187]


Государственная поддержка инновационных процессов. Эффективность государственного регулирования экономики в период научно-технической революции во многом будет определяться ее влиянием на инновационный процесс. Главным преимуществом централизованной системы управления является способность концентрировать ресурсы и научный персонал на стратегических инновационных направлениях. Развитые страны достаточно близко подошли к созданию оптимальной конвергентной инновационной системы. В условиях современной России инновационный бизнес чрезвычайно рискован, и привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов возможно при компенсирующей риск прибыльности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Наиболее развитые страны достигли высоких уровней развития благодаря опережающему росту науки и инноваций по отношению к промышленности. В то же время такие страны, как Япония, даже в трудные периоды истории увеличивали ассигнования на НИОКР, принимая во внимание их. [10, С. 608]

Государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков. Государственное регулирование рынков составляет наиболее развитую часть государственного управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех странах регулировался государством с момента его возникновения. Накоплен значительный арсенал приемов государственного регулирования. Спецификой современного этапа являются резкое усиление роли и увеличение объемов финансовых и информационных рынков, формирование новых информационно-финансовых институтов, регламентирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отставая от передовых стран в этом направлении, может использовать накопленный опыт. Так же как отрасли и отраслевые комплексы, соответственные им рынки классифицируются по степени их важности для национальной и экономической безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем рынке. В зависимости от места на классификационной шкале выбирается модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: от значительного протекционизма до полной открытости, а также необходимая степень прямого государственного управления.

Государство способствует созданию трех-четырех научно-производственных корпораций и ФПГ на каждом привлекательном для страны рынке, контролируя до 60-70% внутреннего рынка. Для стратегически важных рынков одна из этих ПЛИС должна принять форму государственной холдинговой компании. Также целесообразно привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК, которые поддерживают конкуренцию в заданных пределах и способствуют доведению качества продукции до мирового уровня. [12, С. 303]


Государственный орган, регулирующий этот рынок (министерство, государственный комитет и т.д.), лицензирует его участников и контролирует выполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдение его стандартов. На стратегически важных или жизненно важных рынках (продовольственных) холдинг проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупочных продуктов и товарных интервенций. Для ориентированных на экспорт высокотехнологичных отраслей государство в рамках госхолдинга создает специализированные компании, занимающиеся маркетингом, перевозкой товаров на зарубежные рынки. [12, С. 303]

Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. В то же время необходимым условием восстановления экономики является стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другим валютам, сколько в предсказуемости ее изменений, контролируемых государством.

Финансовые рынки развитых стран играют огромную роль в поддержании высокого объема их внутренних рынков, на долю которых приходится около 50% ВВП. Объем российского фондового рынка и особенно фондового рынка не соответствуют нынешнему уровню нашей отрасли, а тем более ее потенциалу. Большинству компаний не хватает опыта и средств для продвижения своих акций на рынок, поэтому на данном этапе государство должно помочь расширить активы компаний, провести первичное размещение их акций.

Государство может реализовать свои цели по обеспечению наблюдаемости и управляемости экономики путем осуществления следующих мер по установлению контроля над информационными рынками: обеспечить основные товарные рынки информацией, обеспечить лицензирование участников рынка, сертификацию используемой информации, обучение специалистов в каждом сегменте рынка, создать базы данных обо всех участниках рынка, их активах, финансовом состоянии, долгах и т.д. [13, С. 352]

Стремление к открытой экономике в период всеобщей глобализации вполне естественно. Заботясь об организации рекламы, маркетинга и т.д., государство поможет своим компаниям снизить транзакционные издержки и повысить их конкурентоспособность, что особенно важно для небольших фирм.

Проблема регулирования государственного управления тесно связана с региональной политикой. На начальном этапе реформ был взят курс на предоставление регионам максимальной независимости в рамках Федерации. Однако предоставление регионам права почти бесконтрольно управлять трансфертами и региональными бюджетами привело к неэффективному использованию средств в некоторых регионах. Попытка ограничить действия властей в регионах натолкнулась на сопротивление со стороны субъектов федерации, некоторым из которых удалось добиться особых условий в разграничении полномочий с центром, что создало опасность сепаратизма и превращения федерации в конфедерацию. Предотвращение этого является одной из задач государственного управления экономикой. Кроме того, федеральный центр должен обеспечить равное развитие регионов и устранение региональных диспропорций. В целях укрепления единого экономического пространства необходимо бороться со всеми проявлениями беспокойства. [13, С. 352]


Институциональное обеспечение стратегии государственного правления экономикой. Проведение новой политики государственного управления экономикой предполагает совершенствование формальных и неформальных институтов.

Одновременно предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов и гарантий для решения первоочередных задач развития информационных технологий, глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих прорыв в области организации управления на всех уровнях экономики.

Таким образом, изучив внешнюю экономику государства можно сказать, что конкурентное преимущество на данном этапе будет иметь страна, которая сможет образовать механизмы быстрого и экономически эффективного освоения создаваемых и заимствованных крупных институциональных моделей, применения их в практике экономической жизни посредством современных информационных технологий, новейших средств массовой информации включая Internet. Необходимо создать специальный государственный орган, занимающийся идеологической поддержкой нового этапа реформ стратегического управления экономикой. [13, С. 352]

Заключение


Смешанная экономика – это система, которая включает в себя аспекты капитализма и социализма. Благодаря смешанной экономике она защищает частную собственность и позволяет обеспечивать уровень экономической свободы в использовании капитала, но также позволяет правительству вмешиваться в экономическую деятельность для достижения определённых задач.

На сегодняшний день экономика многих стран является смешанной. Экономические системы многих стран занимают определённое положение среди других стран, которые придерживаются к двум видам экономики: капиталистическая и командная экономика.

Смешанная экономика представляет собой определённую систему, где влияют друг на друга государственное централизованное регулирование экономики и конкурентно-рыночные регуляторы.

Смешанная экономика позволяет решить определённые проблемы экономики. Основной проблемой экономикой является: что, как и для кого производить. Благодаря смешанной экономике принимаются важнейшие решения на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений.

Проанализировав модели смешанной экономики можно сказать, что на сегодняшний день, по мнению учёных, Германская модель смешанной экономики на сегодняшний день является одна из самых продвинутых и востребованных моделей смешанной экономики. Она характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты. Также можно отметить, что и Шведская модель смешанной экономики тоже является востребованной, так как главной особенностью Шведской модели является ведущая роль частного сектора, то есть низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью общественного сектора.