Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Либеральная (Американская) модель характерна роль частной собственности. Правительство пользуется данной экономикой через законодательную, налоговую и кредитную политику. [5, С. 336]
Социально-рыночная модель смешанной экономики позволяет поддерживать тех, кто находиться в тяжёлом положении среди финансового положения.
Шведская модель смешанной экономики большое внимание уделяет социальным гарантиям.
Японская модель внешней экономики представляет собой регулируемого корпоративного капитализма.
Итак, давайте более подробно рассмотрим модели смешанной экономики. [5, С. 336]
Американская модель.
Для США большую роль в смешанной экономике играет прогнозирование и стратегическое планирование. Данная модель обеспечивает основу для всех административных решений. При составления стратегического плана учитывались и учитываются на сегодняшний день большое количество факторов:
– технологические;
– экономические;
– социальные;
– политические;
– рыночные;
– международные;
– конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. [5, С. 336]
Выделяются три уровня прогнозных исследований:
– прогнозирование в системе государственного регулирования;
– внутрифирменное планирование;
– коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования существует два основных типа разделения штатов – федеральные, а также штаты и местные органы власти. [5, С. 336]
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
– регулирующий механизм федерального правительства;
– механизм штатов и местных органов власти;
– государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
– аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Налогово-бюджетное регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и создания стимулов для поддержания темпов экономического роста. [6, С. 555]
Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно, существует три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов власти. Федеральные расходы составляют примерно 60% национальных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется за счет бюджетов штатов и местных органов власти.
В настоящее время в Соединенных Штатах возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, основанной на современном уровне науки. Для этого она увеличивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым и инженерам.
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год. [6, С. 555]
Налоговая система в Соединенных Штатах включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности налогооблагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы власти взимают налоги с розничных продаж, налоги на движимое и недвижимое имущество. Применяется льготное налогообложение.
Кредитная система разработана в США. Его основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет функции центрального банка Соединенных Штатов. ФРС реализует денежно-кредитную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. [6, С. 555]
В Соединенных Штатах ряд отраслей промышленности назывался «регулируемыми», поскольку на них распространялся особый правовой режим. Так, в начале 80-х федеральные власти контролировали параметры ценообразования, производства в отраслях, на долю которых приходилось около 24% ВНП (были национализированы гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь). Но регулирование отраслей все чаще оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало проводиться «дерегулирование», то есть снятие ограничений на предпринимательскую деятельность. [6, С. 555]
Японская модель.
Особенностью Японии является использование системы социально-экономических планов и научно-технических программ в качестве инструментов государственного регулирования экономики. Планирование носит ориентировочный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, которые ориентируют и мобилизуют звенья структуры экономики для достижения национальных целей. [6, С. 555]
Прогнозные планы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми правительство и деловые круги могут столкнуться внутри страны и за ее пределами, и, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем.
Цель таких прогнозных планов – дать правительству и деловым кругам общую ориентацию, рекомендации по руководству экономическим и социальным развитием различных отраслей национальной экономики и регионов страны.
Стратегия экономического развития определяется ведомствами и министерствами совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет надзор за исполнением государственного бюджета и контролирует всю финансовую систему. [6, С. 555]
Подробные планы для всех отраслей промышленности разрабатываются Министерством внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основе полученных данных составляется подробный научный анализ и прогноз для каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, то есть на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность национального регулирования заключается в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
В последние годы, когда японская промышленность вступила в открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор были вынуждены резко увеличить расходы на науку и технологии (в 1989 г. они достигли почти 3% ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), более того, средства стали направляться в первую очередь на фундаментальные исследования. [6, С. 555]
Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.
Правительство поощряет исследования и разработки с помощью налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, Департамент науки и технологий разработал ежегодно обновляемый перечень тем исследований, номенклатуру новых продуктов и услуг, в отношении которых предоставляются льготы по кредитованию и налогообложению. В частности, для предприятий, производящих новую продукцию, налоговые льготы могут достигать 25 или 50%, а для особо важных товаров разрешается производить амортизационные отчисления в размере до 25% от продаж в первый год. Кроме того, могут применяться специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговый кодекс внесен специальный пункт, который позволяет им применять снижение налогооблагаемого дохода на 20%. Существуют и другие виды налоговых льгот. [8, С. 415]
Ускоренная амортизация введена для компаний, которые используют энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносят вреда окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации варьируются от 10 до 50%, однако наиболее распространенная норма составляет в среднем 15-18%.
Основным источником финансовых ресурсов для технологического обновления является льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов является долгосрочное кредитование. Гарантии иногда распространяются на 80% от общей суммы кредита новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации проекта, поддержанного таким образом, компания выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии довольно высоки (6-10% в год). Но это не значит, что в ходе экономического развития не было никаких проблем. За последние 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя серьезными проблемами: нефтяным кризисом 1973 года и кризисом «высокой иены» в 1985 году. [12, С. 303]
В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП. [12, С. 303]
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.
Шведская модель.
Очевидно, что в шведской политике есть две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно крупный государственный сектор (имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. [12, С. 303]
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить принципы, которые долгое время обеспечивали развитие этой страны без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальные гарантии для большинства населения.
Высокий уровень развития политической культуры, кооперативный характер отношений между различными социальными слоями и группами населения, и политическими партиями, сформированными на основе взаимопонимания основополагающих интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые насущные проблемы на основе социально приемлемых компромиссов и научных знаний (культура сотрудничества). [6, С. 555]
В экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, основанная на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции науки, образования и производства, на взаимодействии государственных учреждений с частным бизнесом, сотрудничестве или даже слиянии крупных предприятий с малыми и средними предприятиями в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как бы независимо, интеграция различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их развития путем инновационного предпринимательства и масштабного тиражирования освоенных образцов продукции (инновационный климат);
В социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация). [6, С. 555]
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».
Шведская версия государства всеобщего благосостояния была разработана в результате перехода страны к кейнсианским принципам управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальное обеспечение, предоставляемые большинству населения, сочетаются с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет масштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, является универсальным. [6, С. 555]