Файл: Программа демографическая национальная социальная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:
Введение

  • Актуальные проблемы социально-экономического развития и стабилизации численности населения в мире

  • Актуальные демографические проблемы России

  • Общая характеристика Национальной программы демографического развития России.

  • Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

  • Гипотезы стабилизации численности населения мира

Заключение

Список литературы

Введение

программа демографическая национальная социальная

Проблема стабилизации численности населения на сегодняшний день является одной из самых острых. Ситуация осложняется тем, что в одних странах население стареет и численность его уменьшается, а в других рост рождаемости не возможно контролировать, что приводит к перенаселению. В свою очередь проблема социально-экономического развития напрямую связана с численностью населения и качественными характеристиками проживающих на территории той или иной страны.

Для решения подобных проблем государства и межгосударственные организации разрабатывают и реализуют целевые долгосрочные и среднесрочные программы социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий. Успешной реализации подобных программ различна. Как показывает мировой опыт, одни из них внедряются успешно, как например, в Японии, а другие заканчиваются крахом, как в Индии. Многое зависит в от выбранных методов и знания особенностей культурного коллективного сознания населения и его традиций. Такое положение дел в современном обществе определяет актуальность выбранной нами темы.

Целью нашей контрольной работы является изучение целевых долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

-определить роль, место и значение социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий в системе демографических, социальных и экономических наук;

-проанализировать проблему социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий;

-исследовать существующие целевые долгосрочные и среднесрочные программы социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий (на примере России);


-описать существующие целевые долгосрочные и среднесрочные программы социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий (на примере России);

-систематизировать полученные данные;

-сформулировать основные выводы по проблеме.

Теоретической основой нашей работы являются взгляды, таких исследователей, как Алисова Н.В., Борисова В.А., Голубчика М.М., Файбусовича Э.Л., Логиноваой Н.Н., Капицы С.П., Хорее Б.С. и других.

Объект изучения: проблема социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий.

Предмет изучения: разработка и опыт реализации целевых долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий на примере Российской Федерации.

Основной метод анализ теоретической литературы и разработанных программ.

Структура работы: введение, 5 пунктов (Актуальные проблемы социально-экономического развития и стабилизации численности населения в мире; Актуальные демографические проблемы России; Общая характеристика Национальной программы демографического развития России; Программы социально-экономического развития Российской; Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы); Гипотезы стабилизации численности населения мира), заключение, список литературы (11 источников).

1. Актуальные проблемы социально-экономического развития и стабилизации численности населения в мире

Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд. чел. Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах, например, Китай - 1 млрд. 221 млн. чел.; Индия - 936 млн. чел.; США - 263 млн. чел.; Индонезия - 198 млн. чел.; Бразилия - 162 млн. чел.; Россия - 147 млн. чел. Наряду с такими «гигантами» есть страны, численность населения которых составляет 20-30 тыс. чел. На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился. Так, в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн. чел., а в течение XX века - на 4590 млн. чел. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза. Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн. чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.


Естественный прирост зависит от ряда факторов. К ним можно отнести: уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.; структуру населения (половая, возрастная, брачная); образ жизни (городской и сельский); занятость женщин в общественном производстве; национальные и религиозные традиции. Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней.

Увеличение численности населения ведет к изменениям в социально-экономической сферы. В связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем и т. п. Но главной проблемой этих стран стала продовольственная проблема. Трагическое свидетельство бедности - детская смертность. До сих пор в 34 развивающихся странах из каждых 10 детей один-два умирают, не дожив до пяти лет. Видя этот риск, немногие матери решаются ограничить количество детей. Как ни парадоксально, но чтобы снизить темпы прироста населения, нужно направить усилия на сохранение жизни и здоровья детей (10 млн. детей недоедают и еще 20 млн. питаются неполноценно). Тем не менее, люди сейчас живут дольше, чем когда-либо. Глобальная продолжительность жизни возросла с 56,7 лет в 1970-1975 годах до 61,5 года в 1985-1990 годы, в среднем 71 ребенок из 1 тыс. умирает до пяти лет. В то же время в Латинской Америке продолжительность жизни 66 лет, в Южной Азии - 57, а в Африке только 52 года.

В развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные со «старением нации». В таких странах, как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (то есть смертность превышает рождаемость). Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику. Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.


. Актуальные демографические проблемы России

Превышение смертности над рождаемостью, начиная с 1992 года, часто оценивается как депопуляция, т.е. «вымирание» России. Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57,7 лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Сравним: для США и других развитых стран этот показатель равен соответственно 73-74 года и 79-80 лет. Мужчины в среднем живут на 16 лет меньше, а женщины - на 8, чем на Западе. В наши дни разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что чрезвычайно пугает. Этот разрыв обусловлен не только биологическими факторами. Примерно 4-5 лет этого разрыва вызваны действием специфических факторов. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка. Если раньше абсолютно нормальным явлением было 3-4 ребенка в семье, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже. До сих пор в сельской местности рождаемость детей в значительной степени больше по сравнению с рождаемостью в крупных городах, несмотря на то, что социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах, в том числе и России. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.

Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост подвижности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и т.д. Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-половых диспропорций, к нехватке молодежи, что затрудняет развитие сельского хозяйства быстрейшее освоение новой техники. Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и постарению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы. Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема «приживаемости» новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери.


3. Общая характеристика Национальной программы демографического развития России

Содержание Национальной программы демографического развития России включает в себя: Паспорт Национальной программы демографического развития России; План мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России; Экспертная оценка стоимости реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России. Реализация Национальной программы будет осуществляться с 2006 по 2015 гг. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения. В соответствии с целью предложены следующие приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Основные принципы государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой: принцип адресности мер; реализации государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой; реализации Национальной программы поэтапно; территориальная дифференциация реализации государственной демографической и семейной политики; постоянная обратная связь; объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

Общие ожидаемые результаты реализации Национальной программы:

-прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;