Файл: Программа демографическая национальная социальная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

-укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

-создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.этап Национальной программы предполагает:Решение общих вопросов планирования, подготовки, правового, финансового и организационного обеспечения и практического внедрения мер, предусмотренных Национальной программой; разработку, создание и ввод в действие правовых, финансовых и организационных механизмов по созданию условий, благоприятствующих укреплению института семьи, рождению и воспитанию в семье 2-3 и более детей, повышению престижа материнства и отцовства, обеспечивающих снижение смертности и повышение продолжительности жизни, а также упорядочение и оптимизацию миграции.

На II этапе (2011-2015 гг.)планируется осуществление оценки результатов выполнения мер и эффективности реализованных в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России, но конкретные меры по реализации II этапа Национальной программы (2011-2015 гг.) в данном документе не закладываются, а будут разработаны на основе результатов реализации I этапа Национальной программы.

Основными разработчиками прикладной части проекта Национальной программы демографического развития России являются Рыбаковский Л.Л., Елизаров В.В., Архангельский В.Н., Рязанцев С.В., Иванова А.Е., Ульянов А.С., Надоршин Е.Р., Экономов К.А. и др.


. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

Стратегия социального развития России, защиты прав человека в социально-культурной сфере сформулирована в Послании Президента России В.В. Путина 2004 года. Основные приоритеты реформирования социального развития современной России, выделенные в Послании, следующие: повышение уровня жизни людей; создание безопасных условий жизни, снижение уровня преступности в стране; улучшение состояния здоровья российской нации, остановка роста наркомании, избавление от детской беспризорности; снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей, преодоление демографического спада. В развитие указанных стратегических направлений в Послании сформулированы такие приоритетные задачи социальной политики на ближайшую перспективу, как сокращение бедности населения, обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования.

В связи с этим, Правительством России были разработаны проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и План действий Правительства Российской Федерации на 2005 год по его реализации (далее именуются проект Программы и проект Плана на 2005 год) в сфере социального развития. Во Введении проекта Программы стратегическими целями развития страны называются «повышение благосостояния населения и уменьшение бедности» на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Главным индикатором успешности развития при этом является удвоение ВВП за 10 лет. Основными инструментами решения поставленной цели Правительство считает «повышение конкурентоспособности… человека», государственных институтов и бизнеса. Показательно, что в рамках проекта Программы, посвященном достижениям и проблемам реформ с начала 90-х годов, говориться только об экономических итогах и проблемах. В то же время, ничего не сказано об уровне и качестве жизни населения, чрезмерной дифференциации доходов, масштабах бедности, т.е. о состоянии и проблемах социальной сферы, что характеризует отношение разработчиков проекта к вопросам социального развития. К числу важнейших вызовов современного этапа экономического развития России справедливо отнесена проблема отсутствия условий и стимулов для развития человеческого капитала. К их числу отнесены низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, особенно мужчин в трудоспособных возрастах и практически исчерпанный миграционный потенциал. По данным Федеральной службы государственной статистики (согласно переписям населения) с 1989 по 2002 годы смертность в стране выросла в 1,5 раза, рождаемость сократилась в 1,4 раза. Справедливо
отмечаются такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи и соответственно сокращение трудовых ресурсов и современных профессиональных кадров в перспективе, определяющих интеллектуальный и профессиональный потенциал страны. Указывается также недостаточная эффективность систем здравоохранения, социальной защиты населения и образования, что является в условиях постиндустриального общества одним из факторов, ухудшающих условия и стимулы для развития человеческого капитала.

При рассмотрении основных условий осуществления экономической политики в проекте Программы отмечается среди основных условий экономического роста и развитие человеческого потенциала. Кроме того, в числе первых приоритетов социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе названы социальные приоритеты развития человеческого капитала: реформа образования в целях сохранения более высокого уровня российского образования по сравнению со странами сопоставимого уровня социально-экономического развития; повышение эффективности функционирования реформы здравоохранения в целях укрепления здоровья населения и повышения удовлетворенности качеством медицинских услуг; концентрация усилий Правительства России на борьбе с бедностью на основе «вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность…, содействия повышению внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности»; развитие инновационной сферы, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста; развитие российских регионов на основе перехода «от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к …мобилизации доступных ресурсов экономического роста».

Важным общим замечанием, касающимся социального блока проекта Программы является отказ разработчиков от рассмотрения круга вопросов, связанных с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ в части «монетизации» льгот и передачи основного круга вопросов социальной политики на региональный уровень. Обращает на себя внимание фактический отказ авторов документа от обязанности государства разрабатывать единую социальную политику на всей территории страны, от понятия и политики формирования единого социального пространства, обеспечения единых социальных гарантий на всей территории страны, независимо от места проживания, что противоречит правам и свободам человека, единым социальным гарантиям, зафиксированным в Конституции России.


В целом в проекте сформулирована государственная политика развития основных отраслей социально-культурной сферы на 2005-2008 годы.

. Гипотезы стабилизации численности населения мира

При разработке целевых долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий авторы опираются и на прогнозируемые изменения. В свете изучаемой проблемы существует ряд гипотез стабилизации численности населения. Рассмотрим основные из них.

Поскольку демографические процессы оказывают влияние на социально-экономическое развитие, правомерна задача определения наиболее выгодного (оптимального) течения этих процессов. Более узкое понятие демографического оптимума означает некоторую наилучшую численность или возрастно-половой состав населения, иногда наиболее выгодные темпы его роста. Ряд исследователей утверждают, что численность населения нашей планеты можно стабилизировать, т.е. привести к оптимуму, в результате управления демографическими процессами. Управление можно представить как процесс сближения реальных характеристик с их оптимальными. Однако, при выявлении критериев демографического оптимума мы сталкиваемся с большими трудностями. Они обусловлены, во-первых, сложностью многообразием факторов, определяющих формирование того или иного типа воспроизводства населения. Во-вторых, цели, стоящие в демографической перспективе не всегда одинаковы для различных регионов мира. Поэтому критерии демографической оптимальности следует рассматривать как иерархическую систему, т.е. наряду с мировыми могут существовать региональные, подчиненные общей цели критерии оптимальности демографических процессов.

Сложность экономико-демографических взаимосвязей предопределяет в свою очередь комплексный характер самого критерия оптимума. Комплексность состоит в том, что решение общей задачи создания рационального типа воспроизводства населения даже с одних только экономических позиций предполагает решение ряда частных задач - проблем соотношения общемирового и регионального демографических оптимумов, оптимального соотношения всех видов движения для мира и регионов и т.д.

Общество заинтересовано не только в создание оптимального режима воспроизводства населения вообще, а режима, позволяющего сформировать и поддерживать желаемую возрастную структуру населения, которая сама по себе будет влиять не только на демографические процессы, но и на уровень, темпы и структуры производства и потребления. Чтобы воспроизводство населения и его показатели были относительно стабильны необходимо, чтобы интенсивность рождений по поколениям и распределение их во времени были сравнительно неизменными, что во многом обеспечивает стабильность и всего режима воспроизводства населения, а следовательно и стабилизацию численности населения.


Гипотеза С.П. Капицы: Автор утверждает, что к 2005 году прирост населения прекратится и выйдет на стабильную отметку 13-14 млрд. человек. Но данная гипотеза стабилизации численности населения входит в противоречие с опубликованными официальными (заведомо преувеличенными) прогнозами ООН, что численность населения Земли стабилизируется к 2150 году и ни при каких условиях не будет к тому времени превышать11 млрд. человек.

Гипотеза Г. Тейлора: Английский социолог Г. Тейлор в своей работе «Книга о дне страшного суда» пророчит гибель человечества по истечении ближайших 30 лет вследствие перенаселения планеты, истощения минерально-сырьевых и пищевых ресурсов и пагубных последствий научно-технического прогресса, приводящего к загрязнению и заражению атмосферы и водоемов.

Заключение

Численность населения изучается с помощью переписи населения. В нашей стране до последней переписи они проводились в 1897; 1926; 1939гг. Несмотря на отрицательный прирост в нашей стране (сейчас естественный прирост населения в России определяется цифрой, равной - 2), можно утверждать, что население Земли с каждым годом возрастает.

Проблема стабилизации численности населения на сегодняшний день является одной из самых острых. Ситуация осложняется тем, что в одних странах население стареет и численность его уменьшается, а в других рост рождаемости не возможно контролировать, что приводит к перенаселению. В свою очередь проблема социально-экономического развития напрямую связана с численностью населения и качественными характеристиками проживающих на территории той или иной страны.

Для решения подобных проблем государства и межгосударственные организации разрабатывают и реализуют целевые долгосрочные и среднесрочные программы социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий. Успешной реализации подобных программ различна. В нашей стране разработаны проекты:

-Национальной программы демографического развития России, который будет осуществляться с 2006 по 2015 гг. Его цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. Через создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.