Файл: Дисциплина Практическое занятие 1 Обучающийся Кальченко Виктория Сергеевна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна Задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3. Заполните таблицу «Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика».

Таблица ­ Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика

Форма общения

Время появления в онтогенезе

Основная потребность

Ведущий мотив

Средства общения

Место в системе общей жизнедеятельности

Ситуативно-личностная (СЛ) 

1-6 мес.

Внимание и доброжелательность взрослого

Личностный

Экспрессивно- мимические

Формирование персептивных действий, подготовка к общению хватанием

Ситуативно-деловая (СД) 

3 мес.- 2 года 

Сотрудничество со взрослыми

Деловой 

Предметно-действеннык 

Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью

Внеситуативно-познавательная (ВП) 

3 года

Уважение взрослого

Познавательный

Речевые

Развитие наглядных форм общения

Внеситуативно-личностная (ВЛ

 6-7 лет

Сопереживание и взаимопонимание 

Личностный

Речевые

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному общению 

 


Задание 4.

а) Познакомьтесь с результатами исследования Е.О.Смирновой:

В исследовании Е.О. Смирновой, проведенном под руководством М.И. Лисиной, детям предлагались три ситуации взаимодействия, каждая из которых являлась моделью определенной формы общения: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Отмечалось, какую из трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (от трех до семи лет), насколько увлечен ребенок предложенным взаимодействием и главное - каково содержание его контактов со взрослым. В результате оказалось, что в младшей группе у 78% детей осуществлялась только ситуативно-деловая форма общения, в среднем эта форма общения была отмечена у 30% детей, внеситуативно-познавательная — у 50%. Внеситуативно-личностное общение — только у 6% младших и 20% средних дошкольников. В старшей группе этой формой общения обладали уже 60% детей, а ситуативно-деловая форма встречалась в виде исключения (8%).


б) На основе результатов данного исследования сформулируйте выводы об общей усредненной возрастной последовательности, отражающей нормальный ход развития общения дошкольника со взрослыми.

Ответ:

Эти данные дают основание полагать, что внеситуативно-личностное общение наиболее характерно для старших дошкольников.

Это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительный срок (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако «застревание» на уровне ситуативно-деловой формы до конца дошкольного возраста, когда интересы ребенка ограничиваются играми и игрушками, а его высказывания связаны только с ситуативными действиями, свидетельствует о явной задержке в развитии общения, а значит, и общей мотивационной сферы ребенка. С другой стороны, преждевременный переход к внеситуативно-личностному общению, без полноценного проживания предыдущих его форм, также ведет к деформациям в развитии личности ребенка.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно-личностной формы, будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы). Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстановке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьировать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным показателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу раз личных содержаний — в зависимости от ситуации и от партнера.

Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Сфера общения дошкольника со сверстником имеет свои специфические особенности.

Задание 5. Составьте план организации одного из изученных видов общения для детей дошкольного возраста на неделю. План должен содержать цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), используемые методы и приемы, краткое описание предполагаемых мероприятий с указанием сроков проведения.



Организация образовательной деятельности по внеситуативно-личностному общению.

Возраст: средняя группа.

Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

Создать условия для освоения норм поведения через решение детьми проблемных ситуаций.

Развивающие:

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение. Упражнять слуховое и зрительное внимание детей.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Развивающая предметно-пространственная среда: ноутбук, проектор, цветные карандаши, чистые листы, сюжетные картинки.

Методы и приёмы: проблемные ситуации; активизирующие вопросы педагога детям; игровые приемы. Занятие провести в группе в начале недели.

Ход занятия: игра, беседа, музыкальное сопровождение.

Задание 6. Определите форму общения по описанию взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослым.




Описание взаимодействия

Форма общения

1

Ребёнок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Ребенок стремится к доброжелательному вниманию со стороны взрослого.

Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимичесих средств.

2

Взрослый человек выступает для ребенка как особая человеческая личность. Предметом обсуждения является сам человек: жизнь, работа взрослых, их взаимоотношения. В основе общения лежит потребность ребёнка во взаимопонимании, в эмоциональной поддержке и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Внеситуативно-личностнаяформа

3

Взрослый выступает как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, которая определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьёзные проблемы познавательного характера.

Внеситуативно-познавательнаяформа

4

Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Ребенок просит взрослого о помощи, приглашает его к совместным действиям, обращается за разрешением.

Ситуативно-деловаяформа общения



Задание 1.

Определите предполагаемую причину трудностей дошкольников в общении со сверстниками. Свой ответ обоснуйте.

а) Артур М. (6 лет) вовремя игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, онначинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!»

Ответ:

Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность. Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, показывает свою застенчивость.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.

б) Мама обратила внимание, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. Когда ему предлагают: «Иди поиграй с ребятами», он отмалчивается.
б) Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них:

- неумение мальчика устанавливать взаимоотношения со сверстниками;

- неумение ребенка играть;

- возможно влияние личностных качеств, не соответствующих у данного ребенка качествам, доминирующим в компании сверстников;

- разный уровень интеллектуального, физического развития;

- неверно выбранный стиль общения мамы с сыном, например преобладание дисциплинарной модели общения.
Задание 2.

Заполните таблицу «Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи». Дополните указанные в таблице причины (не менее 2-х причин).


Ответ:

Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них:

- неумение мальчика устанавливать взаимоотношения со сверстниками;

- неумение ребенка играть;

возможно влияние личностных качеств, не соответствующих у данного ребенка качествам, доминирующим в компании сверстников;

- разный уровень интеллектуального, физического развития;

- неверно выбранный стиль общения мамы с сыном, например преобладание дисциплинарной модели общения.

Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи


Причины

Стратегия

Непривлекательный внешний вид ребенка

 Консультирование родителей 

Негативное отношение педагога к ребенку

 Анализ причин, самоконтроль педа­гога за проявлением эмоций

Не сформированность игровых навыков у ребенка

 Развитие игровых навыков

Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность)

 Развитие коммуникативных навыков 

Отсутствие у ребенка потребности в общении

 Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей

Частые болезни ребенка

 Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ребенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче информации между ребенком и детской группой — дети могут с помощью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рисунок и т. д.)

 

 

Задание 3.

Познакомьтесь с различными позициями взаимодействия ребенка и взрослого. Определите наиболее оптимальную позицию в общении с ребенком дошкольного возраста. Свой ответ аргументируйте.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а взрослый стоит перед ним.

Ответ:

Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, – вниз, вследствие чего быстро наступает усталость. Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь,