Файл: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся на уроках физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4 Контексты заданий для формирования естественнонаучной грамотности
Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. В исследовании PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
-
здоровье; -
природные ресурсы; -
окружающая среда; -
опасности и риски; -
связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
-
личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), -
местном/национальном -
глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Контекст – очень важное условие того, чтобы данное учебное задание можно было считать заданием на естественнонаучную грамотность. Ведь естественнонаучная грамотность предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в идеальных абстрактных условиях. Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачемможет понадобиться то или иное естественнонаучное знание. Задания (задачи) вне контекста оставляют этот вопрос открытым, что делает для многих учеников бессмысленным приложение усилий к таким задачам.
1.5 Познавательные уровни заданий для формирования естественнонаучной грамотности
Для заданий по естественнонаучной грамотности в исследовании PISA определяются также уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения задания. Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:
-
Низкий
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
-
Средний
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
-
Высокий
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
1.6 Естественнонаучная грамотность и ФГОС основного общего образования
Понятие «естественнонаучная грамотность» (далее - ЕНГ), как и задача формирования этого вида функциональной грамотности, абсолютно согласуются с требованиями к образовательным результатам, определенным в ФГОС основного общего образования. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить набор основных компетенций, определяющих ЕНГ, с требованиями ФГОС ООО к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов.
| Компетенции ЕНГ | Требования ФГОС ООО к образовательным результатам |
1. | Научное объяснение явлений, включая: применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений; использование и создание объяснительных моделей; и др. | Создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результатобразования). |
2 | Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования, включая: распознавание и формулирование цели данного исследования; выдвижение объяснительных гипотез и предложение способов их проверки; предложение или оценка способов научного исследования данного вопроса. | Овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы (общие предметные результаты дляпредметнойобласти «Естественнонаучныепредметы»). Приобретение опыта применения научных методов познания (предметныйрезультатизученияфизики). |
3 | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, включая: анализ, интерпретацию данных и получение соответствующих выводов; преобразование одной формы представления данных в другую; и др. | Определение понятий, создание обобщений, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных и по аналогии) и получение выводов (метапредметныйрезультатобразования). Оценка результатов экспериментов, представление научно обоснованных аргументов своих действий (общиепредметные результаты дляпредметнойобласти «Естественнонаучныепредметы»). |
Сравнение показывает, что компетентности, составляющие ЕНГ, и требования стандарта согласуются друг с другом.
Глава II. Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся 7 класса
2.1 Задания по теме «Введение»
Задание 1. Дрон-рейсинг
Дрон-рейсинг – это гонки дронов. Дроны мчатся к финишу на скорости свыше 100 км/ч. Беспилотниками управляют гонщики с помощью специальных очков виртуальной реальности и пульта дистанционного управления – контроллера. В таких состязаниях требуется не только максимальная скорость. Нужно прийти к финишу первым, преодолев все преграды и пролетев через чек-пойнты – специальные подсвеченные участки трассы. Для этого необходимо чувствовать размеры дрона, чтобы провести его между преградами, правильно совершить манёвр, вписаться в крутой поворот. Это напоминает компьютерную игру, которая происходит на самом деле.
В дрон-рейсинге существует ограничение: расстояние между роторами диаметрально противоположных моторов не должно превышать установленного значения. Наиболее популярные классы дронов – от 210 до 250 мм. Количество моторов обычно не регламентируется, но почти все пилоты летают на квадрокоптерах – это оптимальное решение с точки зрения мощности, веса и аэродинамики. При этом время полёта гоночных дронов невелико и в среднем составляет 3–5 минут.
Вопрос 1:
Двое друзей собираются участвовать в дрон-рейсинге. Ребята настроены на победу и сформулировали проблемы, которые необходимо решить до соревнований. На какие из указанных ниже вопросов ребята смогут ответить, используя естественнонаучные методы? Выберите все верные ответы.
А. В какой цвет покрасить корпус дрона для того, чтобы он понравился зрителям?
В. Какова должна быть ёмкость аккумуляторной батареи квадрокоптера для пролёта всей дистанции гонок?
С. Можно ли увеличить размеры пропеллеров, если изменить мощность электродвигателя?
Д. Могут ли школьники участвовать в гонках Всероссийской лиги дрон-рейсинга?
Е. Можно ли использовать видеоаппаратуру, дающую задержку изображения до 20 миллисекунд, если предполагается разгонять дрон до 100 км/ч?
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 2:
Оцените возможную протяжённость трассы для соревнований дронов. Приведите расчёты.
Ответ: дроны летают 3–5 мин. со скоростью 100 км/ч. Следовательно, протяжённость трассы составляет примерно 5-8 км.
Вопрос 3:
Беспилотные летательные аппараты – это самолёты, вертолёты, аэростаты или дроны, которые пилотируются дистанционно оператором или полностью автоматически. На протяжении многих лет самой популярной сферой применения беспилотников были военные операции. Сегодня для беспилотников расширены границы их деятельности. А подготовка операторов беспилотников обычно начинается с дрон-рейсинга. Приведите не менее трёх примеров возможного применения беспилотных летательных аппаратов.
Ответ: Примеры применения беспилотных летательных аппаратов:
1) для проведения видеосъёмки с воздуха;
2) для доставки интернет-покупок бесконтактным способом;
3) для проведения метеорологических наблюдений;
4) для тушения пожаров;
5) для мониторинга за трафиком/грузоперевозками
Задание 2. Геккон
Геккон - небольшая ящерица, обитающая в субтропических и тропических областях. У гекконов есть одна особенность – они умеют удерживаться практически на любой поверхности. Тело животного удерживает даже одна лапа. Поверхность может быть любой –дерево, скальная порода, даже полированное стекло.
|
|
А – лапка геккона; Б – «подушечка» пальца геккона под микроскопом;
В – одна из щетинок лапы геккона; Г – она же, под большим увеличением;