Файл: Финансовокредитных институтов в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие надзора за деятельностью
финансово-кредитных институтов в
России
Дубова Светлана Евгеньевна д.э.н., профессор
Финансовый университет
Департамент банковского дела и финансовых рынков
1
Теоретические основы надзорной деятельности. Основы организации надзора за деятельностью
финансово-кредитных институтов в России

LOGO
План
Теоретические основы надзорной
деятельности
1
Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
2
Организация регулирования и надзора Банком России Виды и особенности финансово-кредитных институтов – объектов надзора в России
Регулирование системно-значимых финансовых институтов
Литература
Литература
Банковские системы, в которых надзор осуществляется единолично ЦБ
•ЦБ является мегарегулятором
(Нидерланды);
•ЦБ не является мегарегулятором
(Китай);
1
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
2
Банковские системы, в которых надзор осуществляется
ЦБ и другими надзорными
органами
(США, Франция и др.)
3
Банковские системы, в которых надзор осуществляется
мегарегулятором, отличным от ЦБ
(Исландия, Норвегия)
Модели банковского регулирования и надзора

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
модель секторального специализированного) надзора вертикальная модель)
(регулирование и надзор за каждым сектором (банки, фондовые посредники, страховщики) закрепляются за отдельными органами регулирования);
Институциональные модели
регуляторов:
модель двойного пика
(«twin peaks») модель
регулирование и надзор закрепляются за двумя органами регулирования (ЦБ и управлением пруденциального надзора, не входящим в ЦБ)
модель интегрированного регулирования и надзора
(мегарегулирование)
(регулирование и надзор за всеми типами финансовых посредников выделяются в один орган, который отвечает как за пруденциальный надзор, таки за защиту интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг).
Надзор за финансовыми рынками. Иной аспект

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
модель секторального специализированного) надзора
(«вертикальная» модель)
Институциональные модели
регуляторов:
модель двойного пика
(«twin peaks»)
модель
модель интегрированного регулирования и надзора
(мегарегулирование)
Как изменилась организация регулирования и надзора?
Надзор за финансовыми рынками – иной аспект

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
Из 115 полных членов Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) 49 (42,6%) функционируют в рамках отраслевой вертикальной) модели регулирования (для каждого сегмента финансового рынка действует свой регулятор. Гибридная модель, при которой полномочия регулятора распространялись на несколько секторов финансового рынка, сложилась в 16 странах (13,9%). (модель работала в России дог банки контролировались ЦБ, а фининституты —
ФСФР). Остальные 50 регуляторов (43,5%) представляют различные модели мегарегулирования
В подавляющем большинстве стран ЦБ не является мегарегулятором.
8

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
4.
Самая распространенная модель мегарегулирования действует в 33 странах. Она предполагает наличие единого независимого мегарегулятора, не являющегося центральным банком. В 13 странах функции мегарегулятора осуществляют национальные центральные) банки.
3.
Несмотря на это,
мегарегулирование пока не является господствующей моделью регулирования финансовых рынков. В современном мире многие финансовые рынки живут и без него — два наиболее мощных национальных финансовых рынка мира, США и Китай, которые к тому же оказались в итоге наиболее устойчивы к кризису
2008–2009 годов.
В е годы к мегарегулированию перешли Сингапур (1984), Норвегия
(1986), Канада (1987) и Дания (1988), в е годы — еще пять стран, в
XXI веке процесс ускорился. Великобритания успела поменять две модели. В 2000 году там был создан единый мегарегулятор FSA, а сегодня осуществляется переход к
«twin peaks»).
2
.
1. Переход к МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЮ — процесс объективный, прямо связанный с повышением роли финансовых конгломератов. Этот процесс суть большинства реформ систем финансового регулирования в последние 20 лет.
9
ЗАЧЕМ ОБЪЕДИНЯТЬ
НАДЗОР?

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых
рынках
создание международного финансового центра
???
Необходимость введения единого финансового регулятора в России необходимость оперативного принятия решений по стабилизации финансовой системы в условиях кризиса
необходимость экстренного предоставления дополнительной ликвидности финансовым рынкам
Разработка и реализация политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка
Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ Регулирование,
контроль
и надзор за деятельностью
некредитных
финансовых организаций в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.)
3
Контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных
бумагах
4
Регулирование,
контроль
и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных
обществах
НОВЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ФУНКЦИИ БАНКА РОССИИ В ПОМИМО ФУНКЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
4.
В настоящее время в состав СФС входят страны – члены (Группы 20»+ многочисленные другие члены)
•Банк международных расчетов (БМР);
•Европейский центральный банк (ЕЦБ);
•Еврокомиссия;
•Международный валютный фонд (МВФ);
• Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
•Всемирный банк ВБ;
•Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН);
•Комитет по глобальной финансовой системе (Комитет по платежными расчетным системам (Совет пом н стандартам финансовой отчетности (Международная организация комиссий по ценным бумагам (Июнь г. – на базе Форума финансовой стабильности создан Совет по финансовой стабильности (СФС)

2
.
1. г.
- создание Форума финансовой стабильности
(ФФС, Financial stability Forum), по инициативе министров финансов и управляющих центральными банками стран Группы как неформальной площадка для общения национальных финансовых регуляторов им н организаций в целях укрепления финансовой стабильности. Совет по финансовой стабильности
(СФС)
3.
С г. Россия на постоянной основе участвует в деятельности
СФС
(3 места).
В марте г. Банк России стал соучредителем СФС в рамках его преобразования в ассоциацию.
Кто является идеологом регуляторных новаций
Организация СФС
Основные задачи СФС -
v совершенствование функционирования финансовых рынков определение уязвимых мест финансовой системы укрепление финансовой стабильности во всех регионах мира уменьшение системного риска путем информационного обмена им н сотрудничества между национальными им н органами надзора поддержка деятельности национальных надзорных органов.
Секретариат СФС - в Банке международных расчетов (Базель,
Швейцария),
Возглавляет СФС Генеральный секретарь, который назначается
Пленарным заседанием по предложению его председателя.
Главный орган СФС – Пленарное заседание (собирается не менее 2 разв год. При необходимости – телефонные конференции участников пленарного заседания . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках

LOGO
2. Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
Основные
направления работы
СФС
8. Создание глобальной системы Единого кода юридических лиц. Регулирование деятельности системно-
значимых финансовых институтов. Реформирование рынка внебиржевых
деривативов
4. Снижение зависимости от оценок рейтинговых агентств. Повышение устойчивости финансовых институтов
3. Снижение рисков параллельной банковской деятельности (усиление регулирования финансовых посредников. Реформирование финансовых индикаторов. Совершенствование практик материального стимулирования сотрудников финансовых институтов. ….

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
Международно-признанные требования к надзорным процедурам:
Интернационализация банковского дела привела к тому, что банковский надзор принимает международный характер. В 1974 г. президентами центральных банков стран группы 10 (G10) был создан Базельский комитет банковского надзора (Committee on Banking Supervision
of the Bank for international Settlements). Инициатор - директор Банка Англии Питер Кук, поэтому комитет называют еще Комитетом Кука». Заседания проходят в Базеле (Швейцария)в Банке международных расчетов 4 раза в год.
Членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования
Аргентины
,
Австралии
,
Бельгии
,
Бразилии
,
Великобритании
,
Германии
,
Гонконга
,
Индии
,
Индонезии
,
Испании
,
Италии
,
Канады
,
Китая
,
Люк- сембурга
,
Мексики
,
Нидерландов
,
России
,
СаудовскойАравии
,
США
,
Сингапура
,
Турции
,
Франции
,
Швеции
,
Швейцарии
,
ЮАР
,
Южной Кореи и
Японии
Европейская служба банковского надзора
,
Европейский центральный банк
,
Европейская комиссия
,
Институт финансовой стабильности и
Международный валютный фонд принимают участие в работе на правах наблюдателя

LOGO
2 . Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках. Основные принципы эффективного надзора
(1997 г, пересмотрены в
2006 г.)
Основные документы Базельского комитета.
Базель-I
(
введен в 1988 г, Капитал банка для регулятивных целей должен быть разделен на две категории
– капитал первого и второго уровня, а все активы разделяются на 5 групп в зависимости от степени риска. Базель принят 26 июня 2004 года. Основан на трех компонентах а) минимальных требованиях к капиталу (основа Базель I), б)процедурах надзора, в) рыночной дисциплине. Тем самым существовавший с момента принятия Базель I механизм расчета минимального уровня достаточности капитала был дополнен системой надзора и взаимодействия между банками и надзорными органами, а также широкой системой раскрытия информации. Базель принят в декабре 2010 года, нормативы планируется ввести в 2013-2018гг.).
Основные изменения Базель III включены в расчет капитала, в требования к капиталу и ликвидности. Базель III вводит дополнительные буферы капитала консервационный резервный запас капитала в размере 2,5% величины риска, который вне периода стресса должен поддерживаться банком) и контрциклический буфер

LOGO
2. Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках. мониторинг соблюдения действующих стандартов банковской деятельности таких, как стандарты достаточности капитала Базель, Базель, На сегодняшний день Базельский комитет действует в четырех направлениях
2. работа над совершенствованием стандартов. принятие единых международных бухгалтерских стандартов для банков
4. координация с другими разработчиками стандартов в страховании, на рынках ценных бумаги проч.)
Рекомендации Базельского комитета не являются обязательными, однако, как правило, находят свое отражение в законодательстве стран-участниц.
17

LOGO
2. Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
Глобальные регуляторы финансового рынка
:
9. Международная ассоциация страховых
надзоров, Международная ассоциация страховщиков депозитов
1. МВФ Программа оценки финансового сектора (FSAP), Доклады о соблюдении стандартов и правил
(ROSC)
8. Международная организация комиссий по ценным бумагам
5. Комитет по глобальной финансовой системе (КГФС)
2. Всемирный банк совместный с МВФ мониторинг FSAP)
4. Комитет по платежами рыночной инфраструктуре – (Принципы для инфраструктур финансового рынка
(PFMI), 2012, совместно с БМР)
3.Банк международных расчетов через БКБН Стандарты Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, Базель III и Принципы для инфраструктур финансового рынка) Программа оценки соответствия регулирования (RCAP).
6. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Подходы к организации эффективной регуляторной политики. Группа разработки финансовых мер борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма (ФАТФ) (40 рекомендаций в сфере
ПОД/ФТ)
18
10. Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации
11.Комитет по международным стандартам финансовой отчетности

LOGO
2. Подходы к организации регулирования и надзора на финансовых рынках
Европейский Союз (ЕС)
Европейская система финансового надзора (European system of financial supervision, ESFS) (г. Европейский комитет по системному риску (European Systemic Risk Board, ESRB) –
макропруденциальное регулирование – вершина иерархии. Ниже - три микропруденциальных надзорных органа (European Supervisory Authorities, ESAs):
1. Европейское банковское ведомство (European Banking Authority, EBA
2. Европейское ведомство по ценным бумагами рынкам (European Securities and Markets
Authority, ESMA)
3. Европейское ведомство по страхованию и трудовым пенсиям (European Insurance and
Occupational Pensions Authority, Идея создания Банковского союза (2012) с единым надзорным механизмом, общей системой страхования вкладов, интегрированной структурой антикризисного управления.
Изменения в глобальной финансовой архитектуре и регулятивных основах затронули и региональные интеграционные
объединения
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Идея единого органа макропруденциального надзора –
СФС ЕАЭС (содействие в поддержании финансовой стабильности в государствах-членах
ЕАЭС путем содействия в согласовании действий национальных регуляторов в части урегулирования системного риска

LOGO
Дубова Светлана Евгеньевна д.э.н., профессор
Департамент банковского дела и финансовых рынков
20