Файл: Национальный исследовательский университет итмо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИТМО”


Факультет Технологического менеджмента и инноваций
Направление подготовки (специальность) Стратегии и технологии цифровой трансформации

ОТЧЕТ
о научно-исследовательской работе практике

Тема задания: Научно-исследовательская работа
Обучающийся Ночвай В.И. U4143

(Фамилия И.О.) (номер группы)

Практика пройдена с оценкой
Подписи членов комиссии

(подпись)

Дата

Санкт-Петербург

2023 г.

Содержание


введение 3

Основная часть о результатах практики 4

1.Теоретические подходы к организации бизнес-процессов нефтегазовых компаний 4

1.1. Исследование специфики организационно-управленческой структуры компаний нефтегазового сектора 8

1.2. Теоретическое исследование системы внутрикорпоративных коммуникаций нефтегазовой компании 15

заключение 22

список литературы 23


введение


Совершенствование системы управления организациями в новых для России рыночных условиях предъявляет повышенные требования к управлению эффективностью развития бизнес-процессов на предприятиях нефтедобычи. От правильного выбора стратегии управления бизнес-процессами во многом зависит конкурентоспособность предприятий. Нефтедобывающая отрасль пока отстает в развитии бизнес-процессов организации инфраструктуры и, как следствие, не располагает необходимыми разработками в области экономики, организации технологического и материально-технического обеспечения основного производства, что является одной из важных причин высоких затрат в добыче нефти. В новых условиях рыночных отношений проблемы, связанные с организацией управления бизнес-процессов инфраструктуры, только обострились. Оценка эффективности организации бизнес-процессов – составная часть общего процесса эффективного управления хозяйственной деятельностью. Она представляет собой логическое следствие реализации основных функций управления бизнесом – прогнозирования, планирования, организации, контроля, регулирования и распорядительства. В то же время оценка выступает составным элементом функции контроллинга в системе функций управления.


Основными проблемами организации бизнес-процессов являются: моделирование системы основных индикаторов оценки экономической деятельности предприятий; определение системы показателей, характеризующих деятельность предприятий нефтегазовой сферы; повышение качества выполняемых бизнес-процессов; прогнозирование спроса на промышленные услуги. Эти оценки представляют собой определенные правленческие процессы, входящих в общий процесс управления как составная часть функций организации, распорядительство, регулирование и относящихся к основным направлениям организационной деятельности.

Организация нефтегазовой сферы составляет отдельное направление управленческой деятельности при обеспечении качества организации обслуживания и определения механизма адаптации предприятия промышленного сервиса к колебаниям рыночной конъюнктуры. В связи с этим, именно вопросы оценки эффективности бизнес-процессов в сфере управленческой деятельности по развитию организаций промышленного сервиса на предприятиях нефтедобычи для обеспечения конкурентоспособности и эффективности самой организации в условиях жестких рыночных отношений являются весьма актуальными.

Основная часть о результатах практики

  1. Теоретические подходы к организации бизнес-процессов нефтегазовых компаний


В первую очередь необходимо разобраться с понятием «бизнес-анализ» По толкованию американского ученого Томаса Дэвенпорта: «Бизнес-анализ – структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка. Или — специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца, точным определением входов и выходов. Или — структурируемый, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка»1. Анализ различных источников [9],[14],[20] показывает, что для всех бизнес-процессов характерны следующие общие черты 1) непрерывность и цикличность, 2) взаимная связь, 3) внешний и внутренний срос. В контексте исследования под бизнес-процессом понимается «логическая последовательность производственно-управленческих действий, направленных на получение дохода и приращения ценности для потребителя с учетом возможности организации».

В любой организации, в том числе и в нефтегазовой, возникают основные бизнес-процессы, которые являются профильными и вспомогательные бизнес-процессы (опциональные / непрофильные). Профильные процессы — это такие процессы, которые возникают в результате текущей деятельности компании, их результатом является производство услуг или продуктов, требуемых внешним клиентом. Инфраструктурные (непрофильные) процессы – процессы, обеспечивающие существование основных, т.е. профильных процессов. Разбирая пример функционирования нефтегазодобывающего предприятия, можно выделить добычу нефти и газа в качестве профильного процесса и технологическое обеспечение производства в качестве непрофильного. Представим классификацию структурных подразделений нефтегазового предприятия по признаку профильности. Структурные подразделения, участвующие в профильных бизнес-процессах, отвечают за управление [14]:


  1. добычей нефти, газа и конденсата;

  2. поддержанием пластового давления;

  3. подготовкой и транспортировкой нефти, газа и конденсата.

Структурные подразделения, участвующие в непрофильных бизнес-процессах, отвечаю за управление:

  1. технологическим транспортом;

  2. текущим и капитальным ремонтом скважин;

  3. производственным обеспечением;

  4. производственно-техническим обслуживанием и комплектацией оборудования;

  5. ведомственной пожарной охраной и медицинским обслуживанием.

Критериями оценки эффективности процесса принято считать стоимость, эффективность использования ресурсов в рамках бизнес-процесса, экологическую безопасность ведения бизнес-процесса, безопасность ведения бизнес-процесса с точки зрения охраны труда, результативность.

  1. Требования к стандартизации и контролю ключевых показателей бизнес-процесса:

К ключевым показателям бизнес-процесса относят как результирующие, так и процессные ключевые показатели, далее - показатели бизнес-процесса.

Владелец процесса при проектировании нового бизнес-процесса, стандартизации или актуализации стандарта действующего бизнес-процесса должен спланировать и организовать контроль выполнения бизнес-процесса и достижения исполнителями данного бизнес-процесса, целевого результата, востребованного внутренним и\или внешним клиентом (т.е. контроль качества поставки результата бизнес-процесса).

Выбор процессных показателей и организация мониторинга и контроля процессных показателей осуществляется владельцем бизнес-процесса на основе принятых практик в подразделении и требований, установленных в соответствующих системах управления (управления по целям, управления операционной деятельностью и т.д.).

Результаты контроля достижения целевого результата характеризуют качество функционирования бизнес-процесса по критерию соответствия целевому назначению и подлежат регулярному анализу со стороны владельца процесса через результирующие показатели.

  1. Принципы разработки ключевых показателей бизнес-процесса в целях стандартизации:

Результирующие показатели бизнес-процесса отражающие целевое назначение бизнес-процесса, должны быть привязаны к целям, достижение которых определяется требованиями и технологией выполнения работ, формализованными в описании бизнес-процесса.


Стоимость измерения показателя (сбора, обработки и хранения данных) не должна превышать управленческий эффект от использования данного показателя бизнес-процесса.

Владелец и участники процесса должны иметь влияние на данные показатели бизнес-процесса, т.е. показатель должен быть управляемым [2].

Выбор и формирование перечня показателей бизнес-процесса может осуществляться:

- для отдельного бизнес-процесса - «от целей процесса»;

- для группы или категории бизнес-процессов - «от целей продукта/ целей функции/ целей группы процессов/ целей области деятельности». При этом при подходе (сверху-вниз) закрепление показателей за бизнес-процессами осуществляется через процедуру соотнесения структуры целей со структурой бизнес-процессов.

Показатели бизнес-процесса должны быть измеримыми, а способы их измерения должны быть прозрачными.

Показатели бизнес-процесса должны иметь четкую однозначную формулировку, описание и формулу расчета.

Показатели бизнес-процесса должны иметь потенциал к автоматизации сбора, обработки и хранения данных.

Показатели бизнес-процесса должны использоваться в регулярной работе/мониторинге, то есть быть применимыми на практике в регулярной операционной деятельности.

Показатели бизнес-процесса должны обеспечивать возможность нормирования и согласования с потребителями условий поставки и критериев оценки качества передаваемых потребителю результатов бизнес-процесса.

Показатели бизнес-процесса должны обеспечивать накопление исторических данных через сбор регулярной отчетности.

В нефтегазовой промышленности обеспечение эффективной работы основных производственных объектов в значительной мере достигается правильной организацией инфраструктурных бизнес-процессов. Система организации бизнес-процессов инфраструктуры производства в нефтедобыче является большой и сложной подотраслью, поскольку наряду с чисто производственными функциями выполняет значительный объем транспортно-технологического обслуживания и материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятий нефтедобычи. Доля подразделений вспомогательного производства на предприятиях нефтяной промышленности достигает в структуре стоимости основных фондов 30 – 40%, по численности работающих 40 – 50%, а в эксплуатационных затратах 15 – 25% [25].
    1. Исследование специфики организационно-управленческой структуры компаний нефтегазового сектора



Под производственной структурой предприятия будем понимать состав цехов, служб, отделов, дочерних организаций предприятия и характер связей между ними. Производственная структура предприятия определяется характером выпускаемой продукции, сложностью изготовления продукции, типом производства, формами взаимосвязей с другими предприятиями. Структура зависит от масштаба производства, степени специализации и кооперирования предприятия с другими предприятиями, от уровня технической оснащённости и т.д.

Основной структурной единицей большинства предприятий является цех, который представляет собой производственно, хозяйственно и административно обособленную часть предприятия, где производится готовая продукция, полуфабрикаты или выполняются работы определённого назначения.

По своей роли на предприятии цехи делятся на следующие группы [6]:

- Основные – вырабатывающие определенную продукцию или выполняющие работы по целенаправленной деятельности промышленного предприятия. Их совокупность представляет основное производство предприятия.

- Вспомогательные – обеспечивающие основные цехи услугами, необходимыми для нормальной работы (ремонтные, энергетические и другие).

- Обслуживающие – способствующие нормальному протеканию процессов производства (лаборатории, транспорта, связи и др.).

В состав цеха в зависимости от его функций и особенностей технологии могут входить несколько более мелких подразделений (бригада, участок, группа, отделение). Основным первичным звеном производства является рабочее место, в пределах которого осуществляется непосредственно производственный процесс.

Производственная структура предприятия может быть представлена в форме генерального плана, т.е. схемы территории предприятия с указанием расположения производственных подразделений и объектов. Генеральный план (производственная структура предприятия) должен обеспечивать [6]:

  • минимальный размер занимаемой территории, высокий коэффициент застройки;

  • минимальную протяжённость коммуникаций при эффективной взаимосвязи производственных объектов;

  • возможность расширения предприятия при минимальном строительстве коммуникаций и объектов производственного обслуживания;

  • упрощение управления предприятием;

  • обеспечение техники безопасности эксплуатации объектов.