Файл: Реферат По дисциплине История государства и права России.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)
ФАКУЛЬТЕТ«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО»
КАФЕДРА «Публичное право»
«ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 ГОД»
Реферат
По дисциплине «История государства и права России»
Выполнила
Ковкова А.М., ЮПБ-111
(подпись) (дата)
Руководитель
Ковалёва И.А.
(подпись) (дата)
Краткая рецензия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________ (оценка по результатам защиты) ___________________ (дата) __________________ (подпись преподавателя)
НОВОСИБИРСК 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………..…………………………….3
1 Разработка Губернской реформы…………………..…………….5
2 Реализация реформы………….…………………………………..7
3 Итоги реформы……………………….………………………….10
Заключение……………………….………………………………..19
Библиография………………………….…………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Губернская реформа 1775 г. стала объектом критического рассмотрения уже в годы ее проведения в жизнь. За более чем двухсотлетний срок, прошедший со дня подписания акта 7 ноября, реформа изучалась и историками, и юристами.
На данный момент в России происходит реформа местного самоуправления. Это уже не первая реформа в России в этой области. Одной из важнейших реформ местного самоуправления в России произошла в 1775 году и называлась она губернской реформой. Территориальное деление в соответствии с этой реформой просуществовало почти без изменений до 1917 года.
Любая форма осуществления местного самоуправления связана с решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций, содержания в должном состоянии культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования мегаполисов и обслуживания их сложнейшей инфраструктуры. “Профессиональный" характер этих проблем, заслоняет стратегическое значение местного самоуправления, которое, начиная со средневековья, имело решающее значение для развития демократии, гражданских свобод, цивилизационной эффективности общества и государства.
После восстания Пугачева появилась необходимость проводить реформы. Существующая система управления не позволяла управлять страной и подчинять её полностью. В тоже время была необходимость укрепить опору самодержавия, которую Екатерина II в лице дворянства.
Данная тема является актуальной, так как ее результат во многом повлиял на ход российской истории. В ходе губернской реформы были затронуты и другие стороны жизни, такие как организация судов и полиции, приказ общественного призрения - курирующий вопросы устройства школ, богаделен, приютов и т.п.
1 РАЗРАБОТКА ГУБЕРНСКОЙ РЕФОРМЫ
В историографии, особенно советской, закрепилось мнение, что губернская реформа 1775 года вызвана событиями Пугачёвщины, некой главной ответной мерой правительства на крестьянскую войну. Действительно, преступная бездеятельность, халатность и коррумпированность местных органов власти показали свою неисправность, не сумев ни предупредить, ни вовремя погасить пугачевского пожара. Кстати, императрица осуждала не систему, а её недостойных представителей, отличавшихся злоупотреблениями властью. Однако реформа готовилась заранее - еще в инструкции губернаторам 1764 г. она признала губернии такими частями государства, "которые более всего исправления требуют", и обещала со временем приняться за это дело. Определяющая мысль устава - губернатор - высшая ступень областной администрации, он представитель верховной власти на месте и является "хозяином" и "опекуном" вверенной ему губернии. Притом все представленные в Комиссии 1767 г. сословия так настойчиво и единодушно заявляли желание ведать свои дела своими выборными. Этими двумя основными причинами и было вызвано обнародование 7 ноября 1775 года "Учреждение для управления губернии".
"Учреждения" состоят из 2-х актов, или из 2-х частей, изданных в разные годы, но включённых в Полное собрание законов Российской империи под одним номером. Первая часть была издана в 1775, вторая - 4 января 1780 году - впервые стали единым полноценным законодательным актом, который подробно регламентировал всю систему местных органов управления и суда, их формирование, компетенцию, деятельность; кроме того, он был тесно связан с реалиями, намечает конкретные пути и методы реализации устанавливаемых норм. С заявлением Екатерины II, что "Учреждения" составлены ею одной, можно согласиться наполовину. Действительно, весь законодательный акт в оригинале написан рукой императрицы. Не отрицая авторства императрицы
, надо отметить, что идейную, теоретическую
направленность нормативного акта она заимствовала из 2-х источников: наказов дворянских депутатов в Уложенную Комиссию и записок прожектеров, рекомендовавших "умножить" сеть учреждений и "полицейских надзирателей". Но сколь бы многочисленны ни были источники, которыми она пользовалась, сколь бы велико ни было число её советников (к ним относят: Я.Е. Сиверс, А.А. Вяземский, П. Завадский, Г. Ульрих и др.), основная предварительная работа по институциализации реорганизации местных и административных судебных органов была проведена Екатериной II.
2 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ
Коренные преобразования в территориальном управлении были произведены при Екатерине II. Печальный опыт торопливости, проявленной при проведении петровской реформы, был учтен, поэтому осуществление преобразований растянулось на десятилетие, с 1775 до 1785 г. Губернская реформа Екатерины II стала крупнейшим шагом вперед в развитии четкой и осмысленной структуры управления территориями. Сильнейшими сторонами екатерининской реформы были:
а) учет объективных факторов при формировании губерний;
б) поощрение децентрализации управления, передача полномочий из центра на места;
в) поощрение местного самоуправления;
г) создание зачатков гражданского общества, контроль общества за территориальным управлением.
Представления о необходимости преобразований в сфере территориального управления сформировались у Екатерины II уже в начале 1760-х
Важным критерием выступало развитие путей сообщения. Необходимо было иметь прямые дороги, во-первых, из столицы в губернские центры, а во-вторых, из губернских центров – в уездные, чтобы можно было достаточно быстро отмобилизовать войска в случае войны или мятежа. Как указывал уже в советское время М.Ф. Владимирский, «тогдашнее деление было приспособлено к путям сообщения и к численности населения. Каждый управитель должен был иметь нужное число людей и команду, передвигаемых по путям сообщения, и управлять таким числом жителей, с которыми он мог справиться из единого центра». Различные варианты устройства губерний и уездов рассматривались в комиссиях Сената под председательством императрицы. Новые губернии получились значительно мельче петровских, и фактически они заменили собой прежние провинции, ликвидированные согласно реформе; сходным было и количество новых губерний с бывшими провинциями: всего к 1785 г. насчитывалось 44 губернии, а к 1796 г. число губерний возросло до 51. В итоге сложилось двухчленное административно-территориальное деление «губерния – уезд», с примерно одинаковым количеством уездов на каждую губернию. Во главе уезда стоял капитан-исправник, а главным исполнительным органом был так называемый низший земский суд, который, вопреки названию, выполнял не судебные, а административные функции. Для выборов кандидатов на многочисленные должности на этом уровне управления собирались уездные дворянские собрания, руководимые уездным предводителем дворянства.
Немаловажно и то, что екатерининская реформа исходила из того, что во главе каждого уезда должен быть уездный город, чем в немалой степени подтолкнула образование новых городов, в значительной степени созданных волевым административным напором. Не случайно, что многие современные российские города имеют дату своего рождения вокруг 1780 г., когда осуществление губернской реформы спустилось на уездный уровень.
По реформе город стал самостоятельной административной единицей. Во главе города стоял городничий, которому принадлежала большая власть, но назначался городничий Сенатом из числа дворян. Основными учреждениями в городе были: городской магистрат и ратуша в посадах. Компетенция городового магистрата с городским головой во главе была аналогична компетенции уездного суда, а состав городового магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. В 1789 г. были введены городские полицейские управы. Общей тенденцией реформы было освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы. Система власти согласно реформе была сформирована таким образом, что реальные полномочия стягивались как на самый верх – к императрице, так и на места. Впервые перед органами местного управления была поставлена задача не только быть проводниками указов центральной власти, но и оказывать населению социальные услуги. Иначе говоря, государство впервые в истории России открыто взяло на себя социальные функции.
Безусловно, реформа Екатерины II не была свободна от недостатков. Принцип регулярности и упорядоченности, проводимый в жизнь с немецкой педантичностью, нередко возводился в абсолют. Требуя примерного соответствия губерний друг другу по территории и населению, Екатерина II зачастую включала в состав губернии земли, исторически не связанные между собой. Не принимались во внимание и этнические, конфессиональные особенности территорий.
Кроме того, губернские центры очень часто располагались эксцентрически. Изучая карту административно-территориального деления Российской империи, мы увидим, например, что Новгород располагался на самой западной границе подведомственной ему губернии, но вместе с тем управлял уездами (в частности, Череповецким), расположенными возле самой Вологды. В свою очередь, Вологда, не контролируя западные окрестности, простирала свои владения вплоть до Уральских гор на востоке. Классическим образцом неудачного территориального размежевания стала Тамбовская губерния с крайне изрезанными и изломанными границами, растянутыми с юго-запада на северо-восток почти на 500 км вплоть до сегодняшних Нижегородских земель (Дивеево).
3 ИТОГИ РЕФОРМЫ
Легко заметить, прежде всего, необычайную сложность созданного Екатериной губернского правительственного механизма. Мы видим здесь, прежде всего сильное влияние, какое оказали на эти учреждения идеи, распространявшиеся тогдашней политической литературой Запада, преимущественно идея разделения властей. Без строгого разделения властей - законодательной, исполнительной (административной) и судебной - тогдашний передовой публицист не мыслил правильного государственного устройства. Екатерина заплатила очень щедрую дань этой идее в своих губернских учреждениях. Пересматривая наказы дворянских депутатов в Комиссии 1767 г., легко заметить этот источник. Многие наказы выражали решительное желание сословия - устроиться в уездные сословные корпорации и принять деятельное участие в местном управлении и суде. Для выбора депутатов в Комиссию дворянство собиралось по уездам и выбирало уездных предводителей; теперь дворяне заявляли в Комиссии желание, чтобы оставлено было за сословием право выбирать этих уездных предводителей, собираться в известные сроки и контролировать ход местного управления. Некоторые наказы даже требовали, чтобы уездные управители - воеводы избирались местным дворянством. Порядок этого участия дворянства в управлении особенно точно определен был в наказе боровских дворян: наказ требовал, чтобы уездное дворянство собиралось на съезд каждые два года и выбирало от всего уезда кандидата, который бы действовал с помощью выборного комиссара от каждого стана, или дистрикта. Уездный ландрат производит суд и расправу над людьми всех состояний; становой, или дистриктный, комиссар помогает ему, производя предварительное следствие. В губернских учреждениях 1775 г. заметно отразились высказанные в дворянских наказах желания. Очевидно, мысль об уездных ландратах была осуществлена в лице уездного исправника. Только мысль о дистриктном комиссаре, или становом приставе, была отсрочена и осуществлена потом уже, в царствование императора Николая I.
Итак, источником противоречия, заметного в строе губернских учреждений, были желания, выраженные дворянством. Законодательница, руководясь западноевропейскими публицистами, столкнулась с дворянством, которым руководили практические восточноевропейские интересы. Разбирая личный состав созданных Екатериной административных и судебных учреждений, легко заметить, что это противоречие было внушено интересами одного сословия. Мысль о том, что