Файл: Электротехника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Студент при выполнении лабораторных работ должен выполнять следующие правила внутреннего распорядка и техники безопасности: К работе в лаборатории допускаются студенты, знакомые с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. После ознакомления с правилами внутреннего распорядка и инструктажа по технике безопасности каждый студент должен расписаться в специальном журнале. Приступая к работе в лаборатории, студенческая группа делится на бригады, которые затем распределяются по лабораторным столам. Электрические цепи собираются при отключенном источнике питания. При необходимости изменений в цепи в процессе работы нужно отключить источник питания. Сборку электрической цепи производят соединительными проводами в строгом соответствии со схемой, представленной в методических указаниях, обеспечивая при этом надежность электрических контактов всех разъемных соединений. При сборке необходимо следить, чтобы соединительные провода не скручивались петлями. Собранная электрическая цепь предъявляется для проверки преподавателю. Включение электрической цепи под напряжение производится после проверки её преподавателем с его разрешения и в его присутствии. При обнаружении неисправности в цепи, появления специфичного запаха, повреждения оборудования или приборов необходимо немедленно отключить электропитание стенда и известить об этом преподавателя. Перед включением регулируемого источника питания необходимо убедиться, что его ручка стоит в положении, соответствующем минимальному выходному напряжению. При работе с конденсаторами следует помнить, что на их зажимах, отключенных от сети, некоторое время сохраняется электрический заряд, который может быть причиной поражения электрическим током. При работе с мультиметром следует правильно выбирать род измеряемой величины, предел её измерения и гнезда для подключения щупов. При использовании электрических машин строго выполняйте правила и порядок их пуска. После утверждения преподавателем результатов лабораторной работы необходимо разобрать исследуемую электрическую цепь и привести в порядок рабочее место. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 «ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ» Цель работы Изучение характеристик электроизмерительных приборов, используемых в лабораторных работах. Получение навыков работы с аналоговыми и цифровыми измерительными приборами.Пояснения к работе Контроль работы электрооборудования осуществляется с помощью разнообразных электроизмерительных приборов. Наиболее распространенными электроизмерительными приборами являются приборы непосредственного отсчета. По виду отсчетного устройства различают аналоговые (стрелочные) и цифровые измерительные приборы. На лицевой стороне стрелочных приборов изображены условные обозначения, определяющие классификационную группу прибора. Они позволяют правильно выбрать приборы и дают некоторые указания по их эксплуатации. В цепях постоянного тока для измерений токов и напряжений применяются в основном приборы магнитоэлектрической системы. Принцип действия таких приборов основан на взаимодействии магнитного поля постоянного магнита и измеряемого тока, протекающего по катушке. Шкалы магнитоэлектрических приборов равномерные. Угол поворота стрелки прямо пропорционален измеряемому току : В измерительных механизмах электромагнитной системы, применяемых для измерений в цепях переменного и постоянного тока, вращающий момент обусловлен действием магнитного поля измеряемого тока в неподвижной катушке прибора на подвижный ферромагнитный якорь. Угол поворота стрелки здесь пропорционален квадрату тока: Поэтому шкала электромагнитных приборов обычно неравномерная, что является недостатком этих приборов. Начальная часть шкалы не используется для измерений. Для практического использования измерительного прибора необходимо знать его предел измерений (номинальное значение) и цену деления (постоянную) прибора. Предел измерений – это наибольшее значение электрической величины, которое может быть измерено данным прибором. Это значение обычно указано на лицевой стороне прибора. Один и тот же прибор может иметь несколько пределов измерений. Ценой деления прибора называется значение измеряемой величины, соответствующее одному делению шкалы прибора. Цена деления прибора С легко определяется как отношение предела измерений к числу делений шкалы : На лицевой стороне стрелочных прибора указывается класс точности, который определяет приведенную относительную погрешность прибора . Приведенная относительная погрешность прибора – это выраженное в процентах отношение максимальной для данного прибора абсолютной погрешности к номинальному значению прибора (пределу измерений) : Зная класс точности прибора, можно определить абсолютную и относительную погрешности измерения , а также действительное значение измеряемой величины : Нетрудно сделать вывод, что относительная погрешность измерения тем больше, чем меньше измеряемая величина по сравнению с номинальным значением прибора . Поэтому желательно не пользоваться при измерении начальной частью шкалы стрелочного прибора. В таблице 1.1 представлены некоторые условные обозначения, приводимые на лицевых панелях стрелочных измерительных приборов, определяющие их свойства и условия эксплуатации. Таблица 1.1Условные обозначения стрелочных измерительных приборов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

«ЛИНЕЙНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

«ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

«ТРЕХФАЗНАЯ ЦЕПЬ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ПО СХЕМЕ «ЗВЕЗДА»»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 «ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО ТРАНСФОРМАТОРА» Цель работы Ознакомиться с назначением и основными характеристиками однофазного трансформатора, работой трансформатора при различном характере нагрузки.Пояснения к работе Трансформатор – статический электромагнитный аппарат, преобразующий параметры электрической энергии переменного тока и передающий эту энергию из одной цепи в другую. С помощью трансформатора можно преобразовывать основные параметры электрической энергии переменного тока (ток, напряжение). Электрическая мощность при этом остается почти неизменной. В зависимости от соотношения номинальных напряжений у трансформатора различают обмотку высшего напряжения и обмотку низшего напряжения. Рис. 5.1 Конструкция трансформатора В простейшем случае (рис. 5.1) трансформатор имеет одну первичную обмотку 1, к которой подводится электрическая энергия, и одну вторичную обмотку 2, от которой энергия отводится к потребителю (нагрузке). Передача энергии из одной обмотки в другую производится посредством электромагнитной индукции. Для усиления электромагнитной связи между обмотками они обычно располагаются на замкнутом ферромагнитном сердечнике 3. Сердечник изготавливается из листов электротехнической стали. При частоте порядка 100 МГц и выше потери на вихревые токи и гистерезис в подобном сердечнике становятся чрезвычайно большими, и в этом случае применяют трансформаторы без ферромагнитного сердечника (воздушные трансформаторы). Коэффициент трансформации по напряжению показывает, как соотносятся числа витков в обмотках, а также ЭДС, индуктируемые в обмотках: Коэффициент трансформации можно определить с достаточной точностью, измерив при холостом ходе трансформатора (вторичная обмотка разомкнута) напряжения на зажимах первичной и вторичной обмоток. Так как первичная и вторичная обмотки трансформатора электрически не соединены, электрическая мощность из первичной обмотки во вторичную обмотку передается при помощи магнитного потока, замыкающегося по сердечнику трансформатора. Мощность, потребляемая трансформатором, больше мощности, отдаваемой трансформатором потребителю, на величину потерь в самом трансформаторе. Потери мощности в обмотках и сердечнике трансформатора относительно невелики. Полная номинальная мощность трансформатора обычно определяется как где - номинальное напряжение на вторичной обмотке трансформатора; - номинальный ток вторичной обмотки трансформатора. К предельным режимам работы трансформатора относят холостой ход и короткое замыкание. В режиме холостого хода нагрузка не подключена, сопротивление , потребляемая из сети электрическая энергия идет на потери в стали (из-за перемагничивания магнитопровода и вихревых токов). В режиме короткого замыкания выводы трансформатора замыкаются накоротко, сопротивление нагрузки , потребляемая из сети электрическая энергия идет на потери в меди (нагрев проводов обмоток). Подключение потребителей электрической энергии к трансформатору позволяет передавать им энергию, повышая или понижая напряжение. С увеличением тока нагрузки от холостого хода до номинального значения напряжение на зажимах вторичной обмотки понижается из-за увеличения падения напряжения на внутреннем сопротивлении трансформатора. Это иллюстрирует одна из основных характеристик трансформатора, которая, как и у любого источника электропитания, называется внешней характеристикой (рис. 5.2). Рис. 5.2 Внешняя характеристика трансформатора Наклон внешней характеристики зависит от коэффициента мощности потребителя (характера потребителя). При этом увеличивается и ток I1, потребляемый трансформатором из сети, а общий магнитный поток в сердечнике трансформатора остается практически постоянным при неизменном значении первичного напряжения. Работа трансформатора описывается также рабочими характеристиками, к которым относятся зависимости при , где - активная мощность трансформатора, отдаваемая нагрузке. Рабочие характеристики снимаются для выбора оптимальной зоны работы трансформатора. При расчетах электрических цепей трансформатор заменяют схемой замещения. Параметры простейшей Г-образной схемы замещения трансформатора (рис. 5.3) легко определяются по результатам опытов холостого хода и короткого замыкания трансформатора. Рис. 5.3 Г-образная схема замещения трансформатора При холостом ходе определяют параметры магнитопровода: . При коротком замыкании определяют параметры обмоток: По схеме замещения можно рассчитать величину тока короткого замыкания трансформатора I1к авар, которое может иметь место в эксплуатационных условиях Паспортные данные исследуемого трансформатора приведены в таблице 5.1. Таблица 5.1 Тип , В , В , ВА BV EI 481 1119 220 12 10 Порядок выполнения работы Ознакомиться с лабораторным оборудованием (модуль питания, модуль однофазного трансформатора, автотрансформатор, модуль мультиметров, измеритель мощности); Собрать электрическую цепь согласно схемы на рисунке 9.4. На измерителе мощности установить предел измерения тока 200 мА и предел измерения напряжения 300 В. Вольтметр перевести в режим измерения переменного напряжения. Представить схему для проверки преподавателю. Включить электропитание стенда (автоматический выключатель QF1 модуля питания и выключатель SA1 модуля автотрансформатора) и измеритель мощности (тумблер «Сеть»). Провести опыт холостого хода однофазного трансформатора. При отключенной нагрузке во вторичной цепи трансформатора, подать напряжение на трансформатор (переключатель SA1). Установить на выходе автотрансформатора напряжение 220 В. Провести измерения первичного напряжения , тока холостого хода , активной мощности трансформатора Р10 и коэффициента мощности в режиме холостого хода трансформатора. Результаты измерений занести в таблицу 5.2. Снять электропитание с трансформатора (переключатель SA1). Рис. 9.4 Схема для исследования режима холостого хода однофазного трансформатораТаблица 5.2Режим холостого хода Измерено Вычислено U10,В I10, А Р10, Вт U20,В cosφ10 Z0,Ом R0,Ом Х0,Ом К12 I2Н,А I1Н,А По результатам измерений рассчитать коэффициент трансформации К12 и параметры ветви холостого хода схемы замещения трансформатора (Z0, R0, X0). Рассчитать по паспортным данным номинальный вторичный ток трансформатора и с учетом коэффициента трансформации номинальный первичный ток Исследовать трансформатор в режиме короткого замыкания. Для этого установить ручку автотрансформатора в крайнее левое положение, замкнуть вторичную обмотку накоротко (рис. 9.5). Представить схему для проверки преподавателю и объяснить порядок проведения опыта. Включить питание стенда и плавно увеличивая величину выходного напряжения автотрансформатора, установить номинальное значение тока в первичной обмотке трансформатора в соответствии с рассчитанным в п.4 значением. Измерить величину напряжения короткого замыкания , первичного тока и активную мощность , потребляемую трансформатором в опыте короткого замыкания. Результаты измерения занести в таблицу 5.3. Выключить трансформатор, автотрансформатор, измеритель мощности и электропитание стенда. Рис. 9.5 Схема для исследования режима короткого замыкания однофазного трансформатораТаблица 5.3Режим короткого замыкания Измерено Вычислено U1К,В I1К,В РК,Вт UК,% ZК,Ом RК,Ом ХК,Ом I1К авар,% По результатам измерений рассчитать, напряжение короткого замыкания , %, параметры схемы замещения Zк, Rк, Хк и величину тока аварийного короткого замыкания I1кавар в процентах от I1Н (табл. 5.3). Исследовать трансформатор в рабочем режиме. Собрать электрическую цепь согласно схемы на рисунке.9.6; Рис. 9.6 Схема для исследования рабочего режима однофазного трансформатора Подать напряжение на трансформатор (переключатели SA1 на модулях автотрансформатора и однофазного трансформатора). Ручкой на модуле автотрансформатора необходимо поддерживать напряжение на первичной обмотке трансформатора


Различают реактивную индуктивную мощность QL и реактивную емкостную мощность QC.




Полная мощность , измеряемая в вольт-амперах (ВА), равна произведению действующего значения тока на действующее значение напряжения :

Соотношения этих мощностей иллюстрируются треугольником мощностей (рис. 3.5).



Рис. 3.5 Треугольник мощностей
Электрическая цепь синусоидального переменного тока с последовательным соединением резистора с активным сопротивлением , реальной катушки индуктивности с полным сопротивлением и конденсатора с емкостным сопротивлением (рис. 3.6а) описывается уравнением, записанным по второму закону Кирхгофа для мгновенных значений напряжений на этих элементах:

или в геометрической форме для векторов действующих значений этих напряжений:

Последнее соотношение говорит о том, что вектор действующего значения напряжения, приложенного к такой цепи, равен геометрической сумме векторов напряжений на отдельных её участках (рис. 4.6б).



а б в

Рис. 3.6 Последовательное соединением резистора, катушки индуктивности

и конденсатора
Из анализа векторной диаграммы для такой цепи следует, что величина входного напряжения
:

где , – соответственно активная и реактивная составляющие напряжения на катушке,

, – активное и реактивное индуктивное сопротивление катушки индуктивности.

Следовательно, действующее значение тока в этой цепи на основании закона Ома можно определить, как

где - полное сопротивление цепи с последовательным соединением резистора, катушки индуктивности и конденсатора, которое легко определяется из треугольника сопротивлений (рис. 4.6в):

Угол сдвига фаз между входным синусоидальным напряжением и потребляемым цепью током определяется из треугольника сопротивлений:



Если индуктивное сопротивление в цепи больше емкостного сопротивления ( ), тоугол , вся цепь ведет себя как цепь с активным сопротивлением и идеальной индуктивностью. Говорят, что в этом случае цепь носит активно-индуктивный характер.

Если индуктивное сопротивление в цепи меньше емкостного сопротивления ( ), то угол , вся цепь ведет себя как цепь с активным сопротивлением и емкостью. Говорят, что в этом случае цепь носит активно-емкостной характер.

Если в цепи реактивные сопротивления равны ( ), то угол . При этом реактивная составляющая напряжения на индуктивности и напряжение на конденсаторе полностью компенсируют друг друга.

Цепь ведет себя, как будто реактивные сопротивления в ней отсутствуют и ток достигает наибольшего значения, поскольку ток ограничивается только эквивалентным активным сопротивлением цепи .

Это означает, что в цепи имеет место резонанс, называемый в данном случае резонансом напряжений. Резонанс напряжений можно получить либо изменением частоты источника питания, либо подбором значения величины емкости конденсатора:



где - резонансная частота цепи.
Порядок выполнения работы


  1. Ознакомиться с лабораторной установкой (модуль питания, измеритель мощности, модуль резисторов, модуль реактивных элементов).

  2. В соответствии со схемой установки на рисунке 3.7 нарисовать электрическую схему исследуемой цепи.




Рис. 4.7 Схема лабораторного стенда


  1. Собрать электрическую цепь (рис. 3.7), установив значения сопротивления резистора и емкости конденсатора в соответствии с вариантом (табл. 3.1). Подсоединить параллельно конденсатору дополнительный проводник (исключив этим конденсатор из цепи). Предъявить схему для проверки преподавателю.


Таблица 3.1

Значения сопротивления резистора и емкости


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

, Ом

5

10

20

5

10

20

5

10

, мкФ

80

150

80

120

100

180

200

80




  1. Включить электропитание стенда (выключатель QF и SA1 модуля питания). Произвести измерения указанных в таблице 3.2 величин в цепи с последовательным соединением резистора R и индуктивной катушки ZK. Выключить источник переменного напряжения (SA1).

Таблица 3.2

Результаты измерений


Схема

U, B

I, A

±φ, град

UR, B

UK, B

UC, B

ZK, R
















-----

R, XC













-------




R, ZK, XC1



















R, ZK, XC2



















R, ZK, XC3






















  1. Удалить проводник, включенный параллельно конденсатору. Подсоединить дополнительный проводник параллельно индуктивной катушке (исключив этим вместо конденсатора индуктивную катушку из цепи). Предъявить схему для проверки преподавателю.

  2. Включить источник электропитания и произвести измерения указанных в таблице 3.2 величин для цепи с последовательным соединением резистора R и конденсатора С. Выключить электропитание, убрать дополнительный проводник.

  3. В цепи с последовательным соединением резистора R, индуктивной катушки ZK и конденсатора C, изменяя величину емкости конденсатора с помощью переключателя SA1 модуля реактивных элементов, добиться наименьшего угла сдвига фаз, т.е. обеспечить состояние цепи близкое к резонансу напряжений. Результаты измерений занести в таблицу 3.2.

  4. Уменьшая до наименьшего и увеличивая до наибольшего значения величину емкости конденсатора C (от резонансного значения) провести измерения указанных в таблице величин для двух состояний цепи. Результаты измерений занести в таблицу 3.2. Выключить электропитание стенда.

  5. Для цепи с последовательным соединением трех элементов (R,ZK, С) по результатам измерений рассчитать величины, указанные в таблицу 3.3.




Таблица 3.3

Рассчетные величины


S,

ВА

SR,

ВА

SK,

ВА

SC,

ВА

P,

Вт

PR,

Вт

PK,

Вт

QK,

ВАр

QC,

ВАр

RЭ,

Ом

XЭ,

Ом

Z,

Ом
















































































































  1. По результатам измерений построить для исследованных цепей в масштабе векторные диаграммы.

Содержание отчета
Отчет по работе должен содержать:

  1. Титульный лист.

  2. Цель работы.

  3. Схему исследуемой цепи.

  4. Таблицы с результатами измерений и вычислений.

  5. Расчетные соотношения.;

  6. Векторные диаграммы.

  7. Выводы по работе.


Контрольные вопросы


  1. Что такое активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного тока?

  2. Какая взаимосвязьмежду полной, активной и реактивной мощностями?

  3. Что такое «коэффициент мощности»?

  4. Как вычислить полное сопротивление катушки, если известны её активное сопротивление, индуктивность и частота сети?

  5. Как вычислить полное сопротивление цепи с последовательным соединением резистора, реальной катушки и конденсатора?

  6. От чего зависит угол сдвига фаз между напряжением и током на участке электрической цепи переменного тока?

  7. Что такое «треугольник сопротивлений»?

  8. Чему равны реактивное сопротивление цепи и реактивная мощность цепи при резонансе? Каков при этом характер цепи?