Файл: Тема практического занятия 1 Сущность целостного педагогического процесса Вопросы для обсуждения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание практических занятий по дисциплине «Теории и технологии обучения и воспитания»

Тема практического занятия №1: Сущность целостного педагогического процесса Вопросы для обсуждения:

  1. Целостный педагогический процесс (ЦПП), его структура, функции и движущие силы.

  2. Характеристика закономерностей и принципов ЦПП как проявление должного.

  3. Цели и результаты образования.

  4. Обучение и воспитание как факторы развития личности.

5. Концептуальные основы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.

7. Условия и средства успешности современного образования.

Практическое задание:

1. В рабочей тетради по педагогике выполните следующие тестовые задания.

1. Дополните понятия.

А. Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы – это есть……………………………………………………………………

Б. Целостность педагогической системы представляет собой совокупность…………………………………………., направляющих и преобразующих детскую жизнь.

2. Установите соответствие компонентов педагогического процесса.

1. Цели. А. Целевой.

2. Задачи. Б. Содержательный.

3. Содержание. В. Деятельностный.

4. Методы. Г. Результативный.

5. Формы взаимодействия.

6. Результат.

Ответ: А…….., Б…….., В………, Г……….

2. Творческое задание.

Изучить принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации.

Образец самостоятельного изучения.

Принцип доступности.

Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Правила (по Я. Коменскому):

-         переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);


-         переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.

Тема практического занятия №2: Дидактика как общая теория и методика обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Условия реализации современной дидактической концепции.

2. Сущность и структура обучения и учебного процесса (репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности).

3. Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов, приемов и средств обучения.

4.Формы организации учебного процесса.

5. Виды и стили обучения и их характеристика.

6. Носители содержания целостного педагогического процесса и их характеристики: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты.

7. Учебный предмет, его специфика и место в учебном процессе.

Практическое задание:

№1. Напишите 5-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

№2.Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предполагаемых тем.

Гносеологические основы процесса обучения.

Развитие представлений о дидактике как науке.

Общение в процессе обучения.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (С указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№3. Напишите рецензию на одну из статей.

3.1. Усова А.В.Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика.-2000.-№4-С.30-34.

3.2. Орлов А.А., Петровичев В.М. Дети Чернобыля: опыт психолого-педагогической реабилитации//Педагогика.-1997.-№4.-с.17-24.

3.3. Статья, посвященная актуальным проблемам дидактики, на выбор студента.

Тема практического занятия №3: Структура и развивающий потенциал обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о развивающем обучении. Развитие личности в обучении.

2. Таксономия (систематизация, классификация) учебных целей (Б. Блум).

3. Закономерности и принципы процесса обучения, классификация и характеристика.


4. Система принципов обучения. Интегративные характеристики системы принципов обучения.

5. Принципы и критерии отбора учебного материала ( И.Я. Лернер, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, Ю.К. Бабанский и др.).

Практическое задание:

I. Проанализируйте ситуацию учебного процесса и письменно ответьте на вопрос

«Какие дидактические принципы отражены на данном уроке?». В 1-м классе учащиеся посадили в воду лук и вели наблюдение за его ростом. Когда лук вырос, учительница на уроке русского языка предложила детям на основе наблюдений письменно ответить на следующие вопросы: «Когда посадили лук? Что приготовили для посадки? Что мы заметили через несколько дней после посадки лука? Почему вырос зеленый лук? Для чего нужен зеленый лук?».

Ученики коллективно составляли ответы. Трудные слова проговаривались по слогам, возможные ошибки предупреждались, а запись велась самостоятельно. В результате в тетрадях учащихся появился рассказ.

«Лук на воде»

Пятого апреля мы посадили лук в стаканах с водой. Воду накрыли картоном с отверстием. Через два дня меняли воду. Прошло пять дней, и луковица пустила корни в воду. Корни пили воду, и вырос лук. Лук едят. Он полезный.

II. Письменно. Определить дидактические принципы, лежащих в основе следующих домашних заданий, обосновывая ответ:

-         Начертить план пути от школы до дома.

-         Сделать самостоятельно термометр по образцу.

-         Определить, при какой температуре происходит превращение жидкого состояния воды в твердое.

-         Собрать гербарий.

III. Укажите слева (А) закономерности, справа (Б) основанные на них принципы обучения.

1. Процесс обучения соответствует уровню развития науки.

2. Принцип сознательности и активности в обучении школьников.

3. Потребность в обеспечении единства теории и практики, подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

4. Принцип научности в обучении.

5. Потребность в обеспечении единства обучения, воспитания и развития.

6. Принцип воспитывающего обучения.

7. Взаимосвязь преподавания и уровня интенсификации обучения школьников.

8. Принцип связи обучения с жизнью, практикой.

Ответ: А……………………… Б…………………

Тема практического занятия №4:
Сущность воспитания и его место в целостной структуре формирования человека

Вопросы для обсуждения:

1. Общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

2. Взаимосвязь понятий «развитие», «воспитание», «социализация» и «культура».

3. Понятие «воспитательная система». Воспитательная система образовательного учреждения.

4. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

5. Закономерности воспитательного процесса.

6. Современные проблемы воспитания личности как субъекта среды.

Практическое задание:

1. Письменно ответьте на вопросы:

1.1. Почему различные модификации концепций воспитания, лежащие в русле теорий «свободного воспитания» (антропоцентрический подход), несмотря на их привлекательность, не являются распространенными в нашей массовой школе?

1.2. Определите, в чем проявляется двойственный характер воспитания в узком смысле?

1.3. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания?

Тема практического занятия №5: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимодействие педагога и воспитанника в условиях воспитательного процесса.

2. Значимость воспитания во внеучебной деятельности. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

3. Проблема цели и целеполагания в деятельности воспитателя.

4. Понятие и особенности педагогической ситуации. Анализ педагогической ситуации.

5. Нравственно-эстетические формы работы. Игровые формы работы. Коллективные творческие дела.

Практическое задание:

Дайте психолого-педагогическую характеристику знакомого вам ребенка с позиций новообразований возраста, в котором он находится, укажите, на что надо обратить внимание воспитателям: какие качества формировать, какие нейтрализовать, какие способы взаимодействия с ним наиболее целесообразны и т.д.

Тема практического занятия №6: Методы и приемы организации воспитательного процесса.


Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация методов воспитания (Ложные методы воспитания).

  2. Приемы воспитания.

  3. Принципы воспитания.

  4. Сравните и проанализируйте схемы классификаций методов обучения и методов воспитания.

  5. Понятия «коллектив» и «группа». Структура коллектива.

  6. Этапы формирования коллектива.

  7. Теория самовоспитания. Психолого-педагогические условия самовоспитания.

Практическое задание:

1. Найдите решения в педагогических ситуациях, используя различные методы и приемы воспитания:

1.1. Вы несколько раз повторили свою просьбу – ребенок повторяет «сейчас», но не двигается с места – он что-то с увлечением рисует.

1.2. Ученик из урока в урок испытывает ваш профессионализм, задавая каверзные вопросы. Вас эта ситуация изматывает. Было уже несколько случаев, когда вы попадали впросак.

1.3. Учитель литературы в порыве негодования (ученики не приготовились к уроку) сказала, что она намерена от них отказаться. На следующий день учитель ждет класс на урок, а ученики все собрались в холле и не идут на урок.
Практическое занятие №7

Тема: Сущностные характеристики педагогических технологий.

Цель: раскрыть сущность и соотнести понятия «педагогическая технология», «педагогическое мастерство», формировать представление о педагогическом процессе как технологическом.

1) Письменно ответьте на один из вопросов:

  1. История изучения вопроса.

  2. Сущность педагогических технологий. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе.

  3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

  4. Соотношение педагогической технологии и мастерства учителя.

Практическое задание:

1. Приведите примеры традиционных технологий и технологий деятельностного типа

Традиционные технологии

Технологии деятельностного типа