Файл: Тема практического занятия 1 Сущность целостного педагогического процесса Вопросы для обсуждения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. В чем состоит отличие традиционных (дидактоцентричных) технологий от технологий деятельностного типа? На что они ориентированы главным образом? Заполните таблицу
Параметры | Традиционные технологии | Технологии деятельностного типа |
Характерные особенности | | |
Результаты обучения | | |
Тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе | | |
Стиль педагогического взаимодействия | | |
Деятельность педагога | | |
Позиция и деятельность ребенка в образовательном процессе | | |
Специфика контроля и оценивания результатов обучения | | |
Потенциал полезности при применении | | |
Практическое занятие №8
Тема: Педагогическая технология как системная категория.
Цель: формировать умение ориентироваться в представленных в современной научной литературе педагогических технологиях; раскрыть сущность основных и дополнительных элементов педагогической технологии.
1) Письменно ответьте на один из вопросов:
1. Основные и дополнительные элементы педагогической технологии.
2. Технология педагогического общения.
3. Технология педагогического требования.
4. Технология педагогической оценки.
5. Технология информативного воздействия.
6. Технология педагогического конфликта.
2) Разработайте план тренингового занятия, направленного на установление педагогически целесообразного общения.
Практическое занятие №9
Тема: Технологии диагностики, коррекции и регулирования педагогического процесса.
Цель: раскрыть понятие «технология контроля», «технология диагностики», выявить специфику применения современных технологий диагностики, коррекции и регулирования педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие технологий контроля и диагностики педагогического процесса. Понятие регулирования и коррекции образовательного процесса. Саморегулирование и самокоррекция.
2. Технологии педагогической диагностики в учебном процессе.
3. Диалог «педагог – воспитанник» как технология педагогической коррекции.
Практическое задание:
1) Предложите несколько упражнений для работы с обучающимися (их родителями, коллегами-педагогами), позволяющих корректировать и/или регулировать педагогический процесс (предупредить возникновение конфликтов).
Практическое занятие №10.
Тема: Технологии обучения.
Цель: формировать представление о современных технологиях обучения, особенностях их применения в образовательном процессе в рамках реализации новых образовательных стандартов.
1) Письменно ответьте на один из вопросов:
1. Понятие о технологии обучения. Репродуктивные и продуктивные технологии. Технологии деятельностного типа.
2. Рефлексивное управление обучением.
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология проектного обучения. Технология организации самостоятельной работы обучающихся.
5. Техн
ология модульного обучения.
6. Технология адаптивного обучения.
7. Технология дидактической игры.
2) Практическое задание:
Провести сравнительный анализ современных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию задач новых образовательных стандартов общего образования в табличной форме.
Структура таблицы:
1. Наименование технологии.
2. Краткое описание сущности технологии.
3. Направленность.
4. Сложность или простота в применении.
5. Ресурсоемкость (включая временной ресурс).
6. Оценка потенциальной полезности при применении.
Практическое занятие №11.
Тема: Технологии воспитания.
Цель: формировать представление о современных технологиях воспитания, особенностях их применения в воспитательном процессе в рамках реализации новых образовательных стандартов.
1) Письменно ответьте на один из вопросов:
1. Понятие о технологии воспитания.
2. Технология воспитательных дел. Виды воспитательных дел.
3. Технология коллективных творческих дел.
4. Технология «Справедливые сообщества» (Л. Колберг), технология «Саммерхилл» (А. Нилл).
5. Технология педагогической поддержки (О.С. Газман).
Практические задания:
1) Найдите ошибочные утверждения:
№ п/п | Утверждение | Да/нет |
1. | Форма воспитания - это оболочка для упаковки содержания, внешнее выражение процесса | |
2. | Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации | |
3. | Воспитательное дело - это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного дела - необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел | |
4. | В основе воспитательных дел два подхода - деятельный и комплексный | |
5. | В любом деле выделяются следующие этапы: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) непосредственное осуществления дела; 5) анализ достигнутых результатов. | |
6. | Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо | |
7. | Среди наиболее распространенных причин, мешающих организовать эффективные воспитательные дела дисциплинарной направленности, выделяются следующие: слабая постановка учебно-воспитательной работы в школе, когда остро ощущается дефицит знаний, умений, навыков; односторонность в воспитательной работе, когда дисциплинированность отрывается от других качеств или когда пытаются прививать их поочередно; кампанейщина в воспитательной работе, когда нет надлежащего ритма, размеренности, плавности | |
8. | Проведению продуктивных воспитательных дел мешают: недостаток педагогической культуры, выдержки, такта в обращении воспитателей с учениками; формализм, когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучии; неправильный подход к использованию дисциплинарных средств воздействия, их недооценка или переоценка | |
9. | Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально ориентированными. Условно, ибо цели любого воспитательного дела имеют комплексный характер | |
10. | Этические воспитательные дела реализуют основные задачи нравственного воспитания: 1) формирование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения | |
11. | Эстетические (художественные) дела - общее название дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению | |
12. | В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль - форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки - свои и других людей | |
13. | Система поступков ведет к формированию нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки | |
14. | Необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать - привычкой говорить только правду) | |
15. | Основной смысл экологических воспитательных дел - конкретная практическая природоохранная деятельность | |
16. | Для организации целенаправленного воспитания крайне важны и нужны массовые формы | |
17. | Часть молодежи объединяется в неформальные движения | |
2) Распределите названия предложенных ниже курсов в соответствии с направлениями внеурочной деятельности по ФГОС ООО. Предложите названия разделов программы для одного из кружков, внесенных в таблицу.
Направления | Названия курсов внеурочной деятельности (выберите из предложенных ниже) | Названия курсов внеурочной деятельности Вашей школы |
1) спортивно-оздоровительное | | |
2) духовно-нравственное | | |
3) социальное | | |
4) общеинтеллектуальное | | |
5) общекультурное | | |
«Расти здоровым», «Календарь здоровья», «Шахматный всеобуч», «Подвижные игры русского народа»… «Терапия
творчества», «Кукольный театр», «В мире музыки», «Традиции моего народа», «Народные сказки» … Начальное техническое
творчество, «Я познаю мир», «Памятные места нашего края», «Природа родного края» … «Отечество – моя малая Родина»,
«Следопыт родного края», «Музеи моего города», «Семейный архив», «Моя родословная» …
Практическое занятие №12
Тема: Авторские педагогические технологии.
Цель: вывить особенности авторских педагогических технологий, специфику их реализации в практической деятельности учителя.
Вопросы для обсуждения:
1. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера
2. Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем).
3. Технология Дальтон-план.
Практическое задание:
1) Какие идеи выдающихся педагогов прошлого (Р. Штайнера, С.Н. Лысенковой, Е. Паркхерст, А.С. Макаренко и др.) по организации образовательного процесса актуальны для современной школы, а какие устарели? Письменно обоснуйте свое мнение.
2) Посмотрите видео Вальдорфская педагогика, выразите свое мнение.
Практическое занятие №13
Тема: Дополнительные формы обучения.
Цель: раскрыть понятие «дополнительная форма обучения», специфику дополнительных форм обучения.