ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет и задачи гигиены. Значение знания гигиены для врача лечебного профиля. Методы исследования, применяемые в гигиене. Гигиена и санитария.


Гигиена – это медицинская профилактическая дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды (природных, антропогенных, социальных) на организм человека и общественное здоровье и разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и создание оптимальных условий для жизнедеятельности человека.

Идеал гигиены – здоровый, сильный, жизнерадостный человек, с высокой работоспособностью.

Предметом гигиены, объектом ее исследования является, в отличие от клинических дисциплин, здоровый человек, отдельные коллективы или общество в целом, которые подвергаются действию совокупности факторов окружающей среды.

Основными задачами гигиены, как науки, являются:

  1. Выявление и изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека, их качественная и количественная характеристика, режим воздействия на организм человека или коллектива.

  2. Изучение влияния, выявление закономерностей действия факторов среды на организм человека и здоровье:




ф актор организм заболеваемость


  1. На основе выявленных закономерностей неблагоприятного действия факторов гигиена научно обосновывает мероприятия (рекомендации, правила, нормы) по уменьшению, снижению или исключению отрицательного воздействия вредных факторов и усилению положительно действующих факторов на здоровье населения и условия их жизни, труда и быта, т.е. гигиена проводит гигиеническую регламентацию, нормирование факторов окружающей среды.

  2. Научное прогнозирование санитарно-гигиенической ситуации для отдельных коллективов, регионов и страны в целом на ближайшую и отдаленную перспективу.

Для решения задач, указанных выше, гигиена пользуется различными методами исследований, основными из которых являются:

  1. Метод санитарного обследования и описания – позволяет дать качественную характеристику состояния окружающей среды. Это – специфичный для гигиены, как научной дисциплины, метод.

  2. Физические методы – используются для количественной характеристики физических факторов (например, интенсивности теплового излучения, шума, вибрации, СВЧ-излучения, ионизирующих излучений и т.д.)

  3. Химические методы – для количественной оценки (т.е. определения концентраций) химических веществ в воде, воздухе, почве, продуктах питания и т.д.).

  4. Микробиологические и биологические методы.

  5. Экспериментальные методы (например, токсикологический эксперимент).

  6. Клинические методы – медицинские обследования.

  7. Эпидемиологические методы – используются для выявления закономерностей распространения неинфекционных заболеваний (злокачественных новообразований, эндемических заболеваний и т.д.).

  8. Статистические методы.


При решении конкретных гигиенических задач одновременно используется группа различных методов, т.е. применение их (методов исследования) носит комплексный характер.

Практическое претворение в жизнь гигиенических правил и мероприятий называют САНИТАРИЕЙ (от лат. sanitas – здоровье). Если гигиена – это наука о сохранении здоровья, то санитария – практическая деятельность, с помощью которой достигаются цели гигиены.

Достижения гигиены внедряются в практику путем проведения гигиенических мероприятий, которые должны соблюдаться и выполняться всеми организациями, учреждениями и частными лицами.

Для проведения гигиенических мероприятий необходимо законодательство, которое обязывало бы их осуществлять. Таким основным законом в РФ является принятый в 1999 году Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с ним «под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условияЗнание гигиены как одной из профилактических дисциплин важно для врачей лечебного профиля, которые в своей деятельности помимо оказания лечебной помощи должны и будут проводить и профилактические мероприятия. Профилактическое направление является одним из ведущих принципов медицины.

Под профилактикой в широком смысле понимается комплекс государственных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, воспитание здорового молодого поколения, увеличение трудового долголетия.

В основе профилактики лежит принцип единства и взаимосвязи организма и окружающей среды.

По содержанию и задачам профилактика может быть первичной и вторичной.

Первичная профилактика ставит задачу предупреждения заболеваний у здоровых людей, т.е. предупреждение самих условий, непосредственных причин возникновения болезней (предупреждение воздействия факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме человека). Гигиена как раз и осуществляет первичную профилактику.

Вторичная профилактика

проводится среди заболевших людей. Её целью является ранняя диагностика и своевременное лечение возникшего заболевания на начальной стадии его развития, а также предупреждение прогрессирования болезни и ее последствий (осложнений, перехода в хроническую форму и т.д.). Именно эту профилактику проводят врачи лечебного профиля.

его жизнедеятельности».
2. Развитие гигиены в дореволюционной России. Доброславин А.П., Эрисман Ф.Ф., Хлопин Г.В. и их роль в развитии гигиены.
А. П. Доброславин правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены, овладел новыми методиками гигиенических исследований и широко их применял. Однако, исходя в основном из тех же естественнонаучных предпосылок, что и современные ему западноевропейские гигиенисты, из успехов физики, химии и физиологии, А. П. Доброславин ставил перед гигиеной в первую очередь широкие общественные задачи. Он писал: «Гигиена дает свои советы и предписания общине, целым группам народонаселения. Таким образом, помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болезнетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народонаселение».

Кроме педагогической деятельности, А. П. Доброславин проводил сам, организовывал и руководил исследованиями по многим разделам гигиены: питания, коммунальной, школьной, военной. А. П. Доброславин много занимался вопросами охраны здоровья больших групп населения, крестьянства и малообеспеченных слоев населения городов, изучал продукты питания, составлявшие главную пищу этих групп населения (грибы, кислая капуста, каши из круп, квас). Он провел исследование по оздоровлению населенных мест—водоснабжению, канализации,   жилищам,   участвовал в противоэпидемических и общесанитарных мероприятиях, усовершенствовал дезинфекционную аппаратуру.

А. П. Доброславин допустил серьезную ошибку в понимании взаимоотношения гигиены и лечебной медицины. Основной организационной мыслью его было признание необходимости разделения лечебной медицины и гигиены. Он писал: «Здравоохранение (т. е. в понимании А. П. Доброславина гигиена. — М. М.) .. .вовсе не должно быть причисляемо к порядку медицинских знании. Это невольная связь с медициной едва ли приносит здравоохранению много пользы... «Здравоохраненный (т. е. санитарногигиенический) персонал должен быть строго отделен от медицинского и нет безусловной надобности для прочного гигиенического образования быть медиком». Противоположной была позиция Ф. Ф. Эрисмана, настаивавшего на необходимости тесной связи лечебной медицины и гигиены.


Ф. Ф. Эрисман правильно понимал сущность, цели и задачи гигиены Он писал: «Пользу могут принести только мероприятия, улучшающие санитарные условия целых групп населения или всего народонаселения... Здоровье отдельной личности представляет собой лишь часть общественного здоровья... В природе человека не заключается никаких оснований к тому, чтобы признать болезнь человека неотвратимой роковой необходимостью... Человеческая смертность находится в теснейшей связи с несовершенством нашего жизненного строя». Исходя из этих положений, Ф. Ф. Эрисман указывал на недостаточность предложений возглавлявшейся С. П. Боткиным комиссии по вопросу уменьшения смертности в России (1887). Он писал: «Нам неизвестно никаких таких средств, никаких специальносанитарных панацей, которые сами по себе, без благоприятных условий прогресса культуры и даже вопреки им могли бы разом и значительно улучшить народное здоровье в стране, тем более такой обширной и малонаселенной, как Россия с ее известным крайне низким уровнем народного достатка, слабо развитой производительностью, сильной подавленностью населения и пр.». «Нищета — наиболее генеральное бедствие русского народа, и как ни важны те или иные санитарные влияния на здоровье нашего населения, но они весьма часто подавляются влиянием еще более мощного экономического фактора».
Ф. Ф. Эрисман настаивал на тесной органической связи научной гигиены и практической санитарной деятельности. «Научный характер общественной гигиены нисколько не страдает от того, что она до некоторой степени привлекается и к практической деятельности, если только эта практика основывается не на произвольных действиях отдельных личностей, а на прочной научной и объективной почве». Со стороны Ф. Ф. Эрисмана встречали решительное возражение попытки противопоставить гигиену научную (экспериментальную) и общественную, как якобы не носящую научного характера. «Я не разделяю этого взгляда: я не допускаю отделения общественной гигиены от научной, а понимаю только разделение гигиенической науки как одного целого на экспериментальную и общественную гигиену, причем за второй признаю такое же научное значение, какое имеет гигиенический эксперимент. Очевидно, что это две стороны одной и той же науки, взаимнодополняющие друг друга, а в сущности составляющие одно целое».


Ф. Ф. Эрисман возражал против высказываний А. П. Доброславина об отделении гигиены от лечебной медицины. Спор между этими крупнейшими представителями гигиенической науки имел большое принципиальное значение и не потерял своей актуальности до настоящего вреvemi. А. П. Доброславин писал: «Для идеально полного образования специалиста по гигиене необходимо изучение такого количества предметов, что совместить все это с изучением не меньшей массы предметов медицинской области знаний нет возможности... Правда, лучшим гигиенистом мог бы быть, соответственно пополнив свое образование, врач, но из этого не следует, чтобы не могли быть гигиенистами люди, не получившие предварительной медицинской подготовки». Других взглядов придерживался Ф. Ф. Эрисман: «Я положительно не могу согласиться на совершенное отделение гигиены от медицины и на противопоставление гигиены в медицине в качестве отдельной отрасли знания, не имеющей, так сказать, родовой связи с медициной и стоящей особняком и параллельно с последней... Если же признать гигиенистами тех физиков и химиков, которые временами, между прочим, занимаются вопросами, близкими санитарной науке, то этим совершенно нарушится принцип, положенный нами в основание всех гигиенических исследований и гигиены вообще, — связь изучаемых явлений со здоровьем человека, ибо едва ли может судить о влиянии какоголибо внешнего фактора на организм лицо, не получившее медицинского образования... Следовательно, отделение гигиены от ее исходной точки, от человеческого организма, уничтожение органической связи с медициной было бы, в моих глазах, крайне опасной операцией, могущей иметь весьма печальные последствия для дальнейшего правильного развития гигиенического знания. Поэтому я считаю гигиену самостоятельной наукой, имеющей свои собственные задачи и цели и нераздельно связанной с медициной».

Говоря о крупнейших русских гигиенистах, нельзя не сказать о Григории Витальевиче Хлопине (1863 — 1929), стоявшем во главе отечественных гигиенистов в течение первой четверти XX века. Из учителей Г. В. Хлопина особое влияние на него оказали И. М. Сеченов и Ф. Ф. Эрисман. 
Пожалуй, именно сочетание отличной подготовки в области физиологии и гигиены позволило ему стать великолепным экспериментатором и написать ценнейшее четырехтомное руководство по методике гигиенических исследований. 
Другим примечательным фактом в биографии Г. В. Хлопина является его участие в социал-демократическом кружке Д. И. Благоева, за что он был арестован царским правительством и выслан из Петербурга. Это характеризует прогрессивность научных взглядов Г. В. Хлопина, продолжившего лучшие традиции русской гигиенической школы — ее общественной направленности и связи с практикой.