ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 
«Ученый-гигиенист, — писал он, — должен соединять в себе эрудицию по своей науке и искусство применять эту эрудицию в практической области санитарной экспертизы». 
Важно подчеркнуть, что, руководствуясь данным принципом, Г. В. Хлопин сумел провести ряд законопроектов, касающихся школьно-санитарного надзора, санитарной охраны воздуха, воды и почвы населенных пунктов, обеспечения доброкачественности пищевых продуктов, благоустройства курортных местностей и т. д. 
Большое теоретическое и практическое значение имели его экспериментальные исследования, в особенности определение влияния умственного труда на газообмен и действия нефтяных продуктов на речных рыб и на качество воды. Педагогическая деятельность Г. В. Хлопина протекала в Юрьеве, Новороссийске и Петрограде, где с 1918 г. он заведовал кафедрой гигиены Военно-медицинской академии. 
Именно этот послереволюционный период явился периодом его наивысшего творческого расцвета, когда им были написаны наиболее ценные труды — «Основы гигиены», «Очерки профессиональной гигиены», «Военно-санитарные основы противогазового дела» и др.

До 30-х годов гигиена как наука и предмет преподавания была недифференцированной. Ведущие гигиенисты этого периода выступали как специалисты широкого профиля. К ним прежде всего следует отнести Г. В. Хлопина, которым были проведены фундаментальные работы в области гигиены воды и водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования различных объектов внешней среды и т. д. Под руководством Г. В. Хлопина выросла большая школа советских гигиенистов, написаны и многократно переизданы учебники и практические руководства по гигиене.

3.Развитие гигиены в советский период. Гигиенические учреждения. Виднейшие гигиенисты советского периода - Семашко Н.А., Соловьев З.П., Сысин А.И., Мольков А.В.

Среди наиболее видных деятелей в области гигиены в советский период следует назвать Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева, А. В. Молькова, , А. Н. Сысина, А. Н. Марзеева и др.
Николай Александрович Семашко (1874—1949) был первым народным комиссаром здравоохранения, соратником В. И. Ленина, крупнейшим теоретиком и организатором советского здравоохранения, основоположником социальной гигиены как самостоятельной научной дисциплины, автором более 250 работ по теоретическим и организационным вопросам здравоохранения, по школьной гигиене. В своем труде «Очерки по теории организации здравоохранения» (1947) Н. А. Семашко обобщил основные принципы советского здравоохранения.

Зиновий Петрович Соловьев (1876—1928)— один из первых организаторов советского здравоохранения, выдающийся теоретик. Много сделал по разработке вопросов профилактического направления советской медицины, диспансерного метода обслуживания населения, по организации военно-санитарной службы Советской Армии и др. По его инициативе организован пионерский санаторный лагерь «Артек» в Крыму.

Решающую роль в последующем развитии советского здравоохранения сыграло учреждение на Всероссийском съезде Советов в 1918 г. Наркомздрава РСФСР во главе с крупнейшим социал-гигиенистом и общественным деятелем Н. А. Семашко. Заместителем Н. А. Семашко был назначен 3. П. Соловьев — выдающийся гигиенист и организатор здравоохранения.

Большой вклад в развитие гигиенической науки и организацию здравоохранения в первый период становления Советского государства внесли такие выдающиеся ученые-гигиенисты, как Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин.

Н. А. Семашко — основоположник социальной гигиены как самостоятельной дисциплины. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены, которой он руководил в течение 30 лет. Н. А. Семашко писал: "Все болезни социальные, ибо все они зависят от тех условий, в которых живет человек". Как Нарком здравоохранения Н. А. Семашко много сделал для принятия законодательств по охране водоисточников, водоснабжению и канализации городов, гигиене питания, труда и др. Им написано много научных трудов по различным разделам гигиены и, в частности, "Очерки по теории организации советского здравоохранения", в которых были заложены основные принципы советского здравоохранения. Большую теоретическую и практическую ценность представляют и другие работы Н. А. Семашко.

Выдающимся гигиенистом был 3. П. Соловьев — руководитель и организатор Военно-санитарной службы Советской Армии. Он решал многие вопросы организации гигиенического обеспечения армии (питание, профессиональная гигиена, строительство казарм и др.).

Совместно с Н. А. Семашко 3. П. Соловьев внес большой вклад в разработку проблем социальной гигиены и организации здравоохранения.

Создание санитарного законодательства и санитарных органов Советской Республики во многом было связано с именем А. Н. Сысина, который написал ряд работ по дезинфекции и дератизации.

Под его непосредственным руководством изучались вопросы гигиены атмосферного воздуха, водоснабжения, планировки и благоустройства городов и рабочих поселков, больничной гигиены, акклиматизации и др. Его учебник по общей гигиене издавался несколько раз. B 1930-х гг. в Москве создается Научно-исследовательский институт санитарии и гигиены, переименованный в 1956 г. в Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР им. 
A. H. Сысина.

Видная роль в развитии школьной гигиены принадлежит А. В. Молькову (1870—1947). По его инициативе и при непосредственном участии были организованы, первые в СССР кафедры школьной гигиены. А. В. Мольков и его сотрудники впервые в СССР начали систематическое изучение динамики физического развития детей и подростков.

4.Принципы гигиенического нормирования.

Гигиеническое нормирование — установление в законодательное порядке безвредных (безопасных) для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия физических факторов и др. Отсутствие гигиенического норматива, как правило, приводит к неконтролируемому; скрытому воздействию на человека потенциально вредных факторов. В основе научной концепции гигиенического нормирования лежит всестороннее изучение общих закономерностей взаимоотношений организма человека и факторов окружающей среды различной природы, адаптационно-приспособительных процессов. При нормировании учитываются механизмы взаимодействия организма на различных уровнях (молекулярном, субклеточном, клеточном) органном, организменном, системном, популяционном) с комплексом благоприятных и неблагоприятных факторов антропогенного и естественного происхождения. Несмотря на то что при гигиеническом нормировании химических веществ в некоторых средах (воде, почве) наряду с медико-биологическими показателями учитываются и экологические критерии, гигиенические ПДК не могут гарантировать отсутствия биоэкологических изменений (нарушения экосистем, влияния на популяции и виды различных биологических объектов). В связи с этим в последние годы во многих странах ведутся научные разработки в области экологического нормирования химических веществ. В настоящее время наряду с гигиеническими ПДК в нашей стране существуют ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения. Нормируются химический состав ирригационных вод. содержание вредных веществ в кормах, устанавливаются ПДК химических соединений в сточных водах, подаваемые на сооружения биологической очистки. Разработаны ПДК химические соединений в воздухе, направленные на защиту древесных растений. Принципы гигиенического нормирования

1. Принцип гарантийности. Гигиенические нормативы при условии их соблюдения должны гарантировать сохранение здоровья человека.

2. Принцип комплексности. Этот принцип предполагает учет всего комплекса возможных неблагоприятных эффектов исследуемого фактора.


3. Принцип дифференцированности. В зависимости от социальной ситуаций (мирного, военного времени) для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько количественных значений или уровней.

4. Принцип социально-биологической сбалансированности. Гигиенический норматив вредного фактора должен регламентироваться с учетом пользы для здоровья при его соблюдении и вреда для здоровья, связанного с остаточным эффектом действия норматива и экономических затрат, с соблюдением этого норматива. Приоритет отдается указателям здоровья, а не экономическим выгодам.

5. Принцип динамичности. За установленными гигиеническими нормативами ведется наблюдение в динамике (в течение некоторого времени), периодически уточняются и, если необходимо, изменяются установленные пределы вредных факторов.

При соблюдении перечисленных принципов нормативы факторов не могут быть установлены в виде одной величины. Параметры того или иного фактора могут иметь дифференцированные количественные выражения, или уровни, укладывающиеся в некую зону с максимальными и минимальными значениями. Уровень I — оптимальный (уровень комфорта), гарантирующий при воздействии отрицательных факторов сохранение здоровья человека при неограниченном времени воздействия.

Уровень II — допустимый, гарантирующий сохранение здоровья, работоспособности человека при действии отрицательных факторов в течение определенного отрезка времени.

Уровень III — предельно допустимый, при котором допускаются некоторое снижение работоспособности и временное ухудшение самочувствия.

Уровень IV — максимальный} или предельно переносимый, допускающий стойкое снижение здоровья, работоспособности, выхода из строя до 10% личного состава. Это уровень аварийных ситуаций и военного времени.

5.Солнечная радиация, физиолого-гигиеническая оценка различных частей солнечной радиации.

Под солнечной радиацией понимается интегральный поток радиации корпу­скулярной и электромагнитной природы, испускаемой солнцем.

Лучистая энергия солнца представляет собой мощный профилактический и лечебный фактор. Помимо теплового эффекта и влияния на функции органа зрения она оказывает многообразное биологическое действие на весь организм.

Чрезвычайно большое биологическое значение солнечной радиации обуслов­ливает важность определения величины напряжения и спектрального состава солнечной радиации.


Эти характеристики особенно важны в практике гелиотерапии и закаливания, т.к. положительное действие воздушно-солнечных ванн проявляется лишь при определенных, оптимальных дозах солнечной радиации. Избыток радиации мо­жет нанести существенный вред, в том числе в виде отдаленных последствий со стороны нервной, сердечно-сосудистой и других систем и органов человека.

Наряду с лучистой энергией солнца, организм человека постоянно подверга­ется воздействию электромагнитного излучения от различных искусственных источников излучения. В зависимости от длины волны и биологического действия электромагнитные излучения подразделяются на:

радиоволновое - 30 км - 1 мм

инфракрасное - 346000 - 760 нм

видимые - 760 - 400 нм

ультрафиолетовые - 400 - 20 нм

рентгеновское - 20 - 0,071 нм

гамма-лучи - 0,071 - 0,019 нм

Как указывалось выше, действие этих лучей на человека может быть обусловлено природными или искусственными источниками. Причем, излучение может быть интенсивным (особенно в производственных условиях), и врачу необходимо в этих случаях разрабатывать мероприятия по защите рабочих от их неблагоприятного воздействия. Поэтому необходимо знать приемы и способы измерения всех источников излучения и приборы, с помощью которых они регистрируются. Измерение напряжения (интенсивности) лучистой энергии солнца и других источников производится с помощью приборов, называемых актинометрами. Они показывают напряжение радиации в малых калориях, получаемых в течение одной минуты на 1 см поверхности, расположенной перпендикулярно к источнику лучей.

Практически вся жизнь человека, кроме периода сна, проходит в световых условиях. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы, оптимальную общую работоспособность, благоприятствует здоровью и хорошему самочувствию человека. Недостаточное и нерациональное освещение ухудшает функцию зрения, уменьшает умственную и физическую работоспособность, понижает газообмен, азотистый, минеральный, суточный обмен веществ; изменяет кроветворение, ухудшает заживление ран, влияет на эмоциональное состояние, самочувствие; способствует развитию ряда заболеваний, в частности, близорукости у детей, создает повод к возникновению травм т.д.

Ультрафиолетовое излучение имеет длину волны в диапазоне от 0,4 до 0,02 мм или от 400 до 20 нм. Практическое значение имеют ультрафиолетовые лучи в диапазоне длин волн от 400 до 200 нм как естественные, так и искусственные. Ультрафиолетовые лучи солнечной радиации до земной поверхности доходят с длиной волны от 400 до 270 нм; более короткие лучи поглощаются слоем озона в верхних слоях атмосферы.