Файл: Теоретические основы контроля иноязычных грамматических навыков 1 Функции и виды контроля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические основы контроля иноязычных грамматических навыков 
1.1 Функции и виды контроля
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. М.В. Гамезо дает следующее определение контроля: контроль - проверка, а также постоянное нахождение в целях проверки или надзора. [5]

По мнению П.И. Пидкасистого, контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения. П.И. Пидкасистый говорит о том, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету. [23]

Методист Шатилов С.Ф. выделил следующие функции контроля:

Контрольно-корректирующая [выявление степени овладения новым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения]

Контрольно-предупредительная [обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю]

Контрольно-обобщающая [выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении]

Контрольно-стимулирующая [отметка в баллах является стимулом в обучении]

Контрольно-обучающая [содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер]

Контрольно-диагностическая [позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала и в зависимости от этого строится дальнейший процесс обучения]

Контрольно-воспитательная и развивающая. [31]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все вышеперечисленные функции, то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.

Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим [П.И. Пидкасистый дает название "периодический"] и итоговым. П.И. Пидкасистый объясняет виды контроля следующим образом:

Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.


Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. [26]

Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы контроля.

Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют такие формы контроля как:

Индивидуальная [ученика спрашивают в индивидуальном порядке]

Фронтальная [опрос всего класса]

Устная [опрос в устной форме]

Письменная [опрос в письменной форме]

Скрытая [учащийся не знает, что его контролируют]

Открытая [учащийся знает, что его контролируют]. [26]

Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те, знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения контроля.

При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля.

По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля:

Методы устного контроля

Методы письменного контроля

Наблюдение [методы училищного контроля]

Дидактические тесты

Рассмотрим подробнее характеристику основных методов контроля, которую дает П.И. Пидкасистый:

Методы устного контроля - беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.

Письменный контроль [контрольная работа, изложение, сочинение] обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

Выполнение практических работ [лабораторных опытов, в основе которых лежит наблюдение за процессом и результатом] можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Указанный метод больше подходит к профессиональной школе. [23]

Дидактические тесты являются методом проверки результатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбакова и Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: "В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа". [27]



Грамматические навыки играют важную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять речевую деятельность.

Знание грамматики изучаемого иностранного языка необходимо, но еще более важно уметь применять грамматические правила в своей речи, т.е. иметь грамматические навыки. Последние нужны не только для правильного построения предложений и выражения собственных мыслей, но и для понимания иностранной речи и текстов.

Знание только лексики недостаточно, она лишь называет предмет или действие, необходимо знать как связать слова между собой. За связь между ними и отвечает грамматика. Поэтому она – одно из главных средств овладения языком.

Формирование грамматических навыков является целью изучения грамматики в школе. Она может быть усвоена практически, без ознакомления с правилами, хотя их знание значительно помогает в овладении языком. Но этап ознакомления можно опустить, а вот без практики приобрести грамматические навыки невозможно, поэтому она особенно важна.

Контроль позволяет узнать, как идет процесс формирования умений, какие проблемы есть у учеников, и понять насколько эффективно обучение.

Одним из самых распространенных способов контроля знаний является тест. На начальной ступени обучения теста может быть вполне достаточно. Он позволит проверить знание слов, и знание грамматики. На старших же этапах одного знания недостаточно. Важно проверять и умение выполнять действия [умение использовать знания грамматики]. Здесь я бы использовала и другие способы проверки. Такие способы, которые направлены как раз на контроль грамматических навыков. Это может быть работа с текстом. Например, заполнить пропуски в тексте, найти и исправить ошибки или прочитать текст и ответить на вопросы. Это может быть аудирование, с последующим выполнением подобных заданий. Можно также использовать и тестовую форму контроля, но тест должен быть направлен на определение степени сформированности грамматических навыков и коммуникативной компетенции.

Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Контроль имеет семь разносторонних функций, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.

Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Также такая работа должна быть проведена самими учениками так, как в процессе развития у человека на основе сознания формируется самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления самим собой. Это происходит потому, что самосознание включает в себя и самооценку. Пассов Е. И. [4, с.104] выстраивает следующую цепочку логически закономерных оппозиций: сознание - самосознание; оценка - самооценка; контроль - самоконтроль. Также Е. И. Пассов высказывает предположение, что контроль в обучении является некой фазой, необходимой для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля. Между самоконтролем [обратной связи на себя] и контролем действий со стороны учителя существует тесная взаимосвязь: обе формы обратной связи совершенствуют и поддерживают друг друга.


Таким образом, в отечественной методике контроль рассматривается как система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составная часть обнаруживает те или иные функции. Функции контроля - это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно - сопоставительные действия контролирующего, в том числе и при обучении иностранному языку. [11, с.43] В этой связи имеет смысл проанализировать функции контроля, выделяемые некоторыми методистами [4, с.16]. На первый план выходит обучающая функция контроля, так как в ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Контроль решает и воспитательную функцию, так как он затрагивает эмоциональную сферу человека. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности [развивать волю, память и пр.], стимулируя их оценкой. [11, с.5].

Велика и развивающая функция контроля. Она заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: мотивационно - стимулирующей, которая была выделена Старковым А. П., Миньяр-Белоручевым Р. К. [5, с.20]. Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление. Проверочная функция является наиболее специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижение определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний [4, с.15]. Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений, навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции - способность произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения и планировать дальнейшую обучающую деятельность. [4, с.17]. В некоторых методических работах выделяется обобщающая функция. Контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечению учебного года [13, с.16]. Если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля. Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения. В дальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный результат. Анализ функций контроля показывает их зависимость от целей и задач контроля. Контроль своими средствами, в первую очередь контрольными заданиями, должен способствовать реализации задач обучения, поэтому назначение контроля в определенном этапе адекватно целям обучения иностранному языку.


Рассмотрим каждую из форм контроля. Опрос - широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Как считает А. Д. Клементенко [3, с.33], «применение устной проверки нужно приветствовать», так как контроль должен проводиться в том же плане, что и обучение, поэтому для того, чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные формы проверки. Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма - беседа. В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений. Комбинированный опрос - это опрос, сочетающий в себе индивидуальные и фронтальные формы работы. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, но и всем учащимся группы. Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся. Такая форма эффективна для развития диалогической речи.[7,с. 43]

Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков учеников. Данная форма является весьма экономичной в плане одновременного охвата проверкой всех учащихся за один и тот же отрезок времени. Однако основным недостатком письменной контрольной работы является относительно большое количество учебного времени, которое требуется для его проведения на уроке, проверки учителем и работы учащихся над ошибками [18, с.20]. Разнообразие форм позволяет привлечь внимание учащихся, что способствует лучшему усвоению языкового материала. Обобщая данные о разработке проблемы контроля в обучении иностранному языку, приходится признать, что многие вопросы требуют дальнейшего исследования. [5, с.11] К ним можно отнести: уточнение функций контроля; выявление специфики видов контроля при обучении иностранному языку; разработка способов контроля при овладении различными видами иноязычного общения; совершенствование процедуры подготовки и подведения итогов контроля.

При подготовке к контролю учитель должен иметь представление о том, какие требования предъявляются к организации контроля: индивидуальный характер, гласность, этичность, единство требований учителей, объективность, систематичность, разнообразие форм, всесторонность. [5, с. 23]