Файл: Самостоятельная работа Томиловой Дарьи. Задание Заполните таблицу "Основные направления в современной философии".odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы философии. Самостоятельная работа 1.5.
Томиловой Дарьи.
Задание 1.Заполните таблицу
"Основные направления в современной философии"
Задание 2.
Выберите одно произведение: Э. Фромм «Душа человека» или В.С. Соловьев «Русская идея». Проанализируйте его. Определите этическую позицию автора.
Задание 3.Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы
Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.
3.1
Почему философское учение А. Шопенгауэра (1788—1860) можно охарактеризовать как волюнтаризм? Что понимает мыслитель под волей и представлением и почему его «афоризмы житейской мудрости» имеют сегодня определенный успех? Прокомментируйте, изложите свою точку зрения- согласны ли Вы с автором и почему:
«Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понять его лишь в меру своего собственного интеллекта».
«Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и насущного мотива».
«Жизнь — коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду!».
«То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека».
«”Почему” можно назвать матерью всех наук».
3.2
В чем, по Вашему мнению, состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше (1844—1900)? Почему он назвал свою философию антихристианской и что она есть «заступнический инстинкт жизни»? С позиции абсолютной ценности человеческой жизни (цель человека — это жизнь) объясните суждения философа:
«Человек есть нечто, что должно преодолеть».
«К независимости способны очень немногие — это преимущество сильных».
3.3
Как решается проблема взамосвязи существования и сущности в философском учении Ж. П. Сартра (1905—1985)? Что он понимает под свободой личности? Как и каким образом эта проблема проявилась в его отношении к политике и морали, к философии и эстетике, к поведению человека и художественной практике? Как Вы понимаете тезис Ж. П. Сартра:
«Человек, приговоренный быть свободным, возлагает тяжесть всего мира на свои плечи»?
3.4
Прокомментируйте следующее высказывание : «Психоанализ хорош, если он — орудие просвещения и цивилизации, хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты, — словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяния, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму» (Томас Манн, "Волшебная гора")
Определите историко-культурное значение психоаналитической философии и укажите, что в ней есть ненаучного и иллюзорного.
3.2.
В чем состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше?
Во-первых, переоценка всех прежних, и, прежде всего христианских ценностей. Ницше считал религию (христианство) виновницей искажения в культуре подлинно человеческих ценностей.
Почему? Христианство разрушило инстинкт жизни, оно отрицало земную жизнь во имя жизни загробной, прославляло потусторонний мир, чтобы "лучше оклеветать этот". Воля христианства, писал Ницше, это "воля к гибели", это болезнь, упадок, когда жизнь ни во что не ставится.
Во-вторых, христианство (александрийская, или византийская культура, в отличие от эллинской) породило сознание раба, покорность, смирение, страх наказания за грехи.
В-третьих, христианство с его догматами основало доктринерскую мораль, навязывающую ответы на все вопросы, которые не имеют столь простых решений, поскольку жизнь невозможно уложить в простую схему.
В-четвертых, христианство способствует вырождению человечества, ибо это "скрытый инстинкт уничтожения".
Свою же философию Ницше назвал "заступнический инстинкт жизни" и антихристианской. Антихристианство Ницше было, по существу, протестом против всякой косности, обывательщины, порождающих сознание зависимости и несвободы.
В произведении "Так говорил Заратустра" Ницше, как известно, провозгласил смерть Бога. Зачем?
Человек должен быть независим от любого авторитета. Осознание смерти Бога необходимо для формирования свободного ума, свободного духа и "свободной смерти". Одна из глав этого произведения так и называется "О свободной смерти". В отношении к смерти Ницше видел проявление свободы и заявлял: "Умри вовремя!" Люди слишком серьезно относятся к смерти, она не стала для них праздником. "Я показываю вам смерть, — говорил Ницше, — в которой обретается полнота и завершенность, — смерть, которая станет для живущих жалом и священным обетом". Умирающий свободной смертью, считает Ницше, уходит победоносно.
Однако свободная жизнь и свободная смерть — не для человека обычного, живущего в мире обыденном, мещанском, — а для того, кто смог преодолеть себя, "человеческое, слишком человеческое", т.е. для сверхчеловека.