Файл: Методические рекомендации по изучению курса для студентов, обучающихся по направление подготовки40. 03. 01 Юриспруденция.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
Институт права, экономики и финансов
Кафедра Уголовного права, процесса и криминалистики
«КРИМИНОЛОГИЯ»
Методические рекомендации по изучению курса
для студентов, обучающихся
по направление подготовки40.03.01 Юриспруденция
НАЛЬЧИК 2021
Рецензент:
Составители: доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики к.э.н. Шогенова Ф.О., доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики к.ю.н. Залиханова Л.И.
Методические указания по дисциплине «Криминология» составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» декабря 2016 г. №1511
Обсуждена и рекомендована на заседании кафедры уголовного права и УИП. Института права, экономики и финансов.
Протокол №____ «___» __________2021 г.
Заведующий кафедрой___________ /Жиров Р.М./
«___» __________2021 г.
Согласовано:
Заведующий отделом
Комплектования научной библиотеки_____________/_________________/
«___» _________2021 г.
© Шогенова Ф.О., Залиханова Л.И 2021
© ФГБОУ ВО КБГУ, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели и задачи курса:
Криминология тесно связана с другими науками уголовно-правового комплекса и дисциплинами, преподаваемыми на юридическом факультете, способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права и других юридических дисциплин.
Изучение учебной дисциплины «Криминологи» в КБГУ на кафедре уголовного права и криминологии, обусловлено необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции.
Методические указания по дисциплине включают Общую и Осо
бенную части. Каждая часть содержит основные блоки проблем, изложенных в соответствующих темах курса.
Ведущую роль в изучении курса играют лекции, семинарские занятия, самостоятельная подготовка. Лекции определяют основное содержание, сущность и тематическую направленность курса. При изучении особое внимание следует обращать на специальные криминологические термины, понятия и определения. Важной формой самостоятельной подготовки и определения уровня знаний является также написание студентами заочной формы обучения контрольных работ по одной из предложенных тем.
При изучении данного предмета следует использовать основную и дополнительную литературу, публикации по криминологической проблематике, журнальные статьи и газетный материал.
Конечной формой контроля по дисциплине является экзамен с выставлением оценки по пятибалльной шкале.
Целями дисциплины:
Дать студентам знание теоретических и практических проблем предмета криминологии. Сформулировать систему знаний о закономерностях возникновения, существования и сдерживания преступности.
Задачами дисциплины:
- достижение четкого представления обучающихся:
-
об основных положениях, принципах и понятиях криминологии; -
о соотношении карательных и предупредительных средств противодействия преступности; -
о причинах преступности и ее отдельных видов; -
о методах их выявления в масштабах отдельных объектов и административно-территориальных единицах; -
о значении мер предупреждения преступности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К
ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практические занятия являются важной формой учебного процесса и преследуют цель содействовать более глубокому усвоению студентами курса «Криминология», научить самостоятельно, работать над учебным материалом и отрабатывать навыки применения законодательства.
На практические занятия выносятся только те вопросы, которые предусмотрены учебным планом и программой курса. Метод занятий – решение задач по правильному применению норм законодательства и закрепление теоретических вопросов по предлагаемым темам.
Криминология - самостоятельная наука, изучение которой сопряжено с определенными трудностями. Некоторые разделы криминологии предполагают использование не только знаний юридических дисциплин, но и знаний других наук, не связанных напрямую с юриспруденцией. В частности, это касается психологии, психиатрии, судебной медицины и др.
Понятие преступности невозможно понять и объяснить без знаний философии, социологии, политологии и экономической теории. При этом причинный комплекс преступности - это, в основном, философские категории, а экономическая теория помогает строить профилактику не только преступлений в сфере экономики, но и профилактику социального расслоения в обществе, максимально допустимый разрыв которого (между богатыми и бедными), давно пройден. Что касается социологической науки, то без использования ее методов, криминология вряд ли смогла бы провести те исследования, на основе которых, в числе прочего, была создана теория предупреждения преступности.
Самое главное, что следует уяснить студентам в процессе изучения курса криминологии, это то, что без учета объективных процессов, протекающих в обществе и связанных с преступностью, невозможно не только построить правовое государство, где права человека должны занимать главенствующее место, но и невозможно провести действительно сколько-нибудь эффективные социальные и экономические реформы.
Между тем, еще никто не подсчитал, во сколько раз было бы эффективнее предупредить то или иное преступление, чем после его совершения тратить огромные материальные и физические силы и средства для изобличения и последующего наказания виновного.
Приходится признать, что существовавшая в советский период система профилактики правонарушений (особенно среди молодежи и несовершеннолетних) в значительной степени разрушена. Взамен же не предложено, по сути, ничего.
Таким образом, актуальность криминологии, знания, даваемые этой наукой, востребованы. Ставился вопрос о необходимости постоянного проведения криминологической экспертизы разрабатываемых правовых актов, касающихся самого разнообразного спектра жизни общества и государства. В последнее время все чаще говорится о том, что нужна даже не только криминологическая, а комплексная правовая экспертиза каждого законопроекта.
Исходя из этого, предполагается, что студенты, изучив курс криминологии, смогут самостоятельно анализировать уголовную, социальную и экономическую статистику, правильно и умело владеть социологическими методами изучения как преступности в целом, так и отдельных ее видов, а также личности преступника, причин и условий преступности.
Изучив курс криминологии, студенты могут самостоятельно составлять криминологические правовые акты и, в частности, профилактические разделы обвинительных заключений, приговоров и определений судов, представлений следователей (прокуроров) об
устранении причин и условий преступности, делать обобщения судебной практики, давать оценку, по материалам архивных и опубликованных уголовных дел, эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами, предлагать свои варианты постановлений и предостережений органов прокуратуры и внутренних дел о недопустимости нарушений требований закона.
Особое внимание предполагается уделить самостоятельной работе студентов. Им предложены варианты заданий, которые должны быть решены во внеаудиторное время, с последующим разбором правильности решения на семинарских занятиях.
Самое главное, к чему следует стремиться студентам в ходе решения заданий и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях, - это использовать методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности органов прокуратуры, внутренних дел, судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям по проблемам преступности и ее предупреждения как в целом, так и по отдельным категориям дел, и. прежде всего, связанных с преступностью несовершеннолетних, насильственной, экономической, организованной и коррупционной преступностью, а также с терроризмом.
На семинарских занятиях по криминологии закрепляются и углубляются знания студентов, полученные на лекциях и при самостоятельном изучении учебной и научной литературы. Семинарские занятия проводятся в соответствии с планом программы для студентов определенной формы обучения. Для эффективности занятий следует пользоваться программой курса и планами семинарских занятий. Для подготовки к занятиям нужно пользоваться не только литературой, рекомендованной к каждому семинару, но и дополнительными источниками, которые можно рекомендовать к каждой теме отдельно. В соответствии с этим планом выносятся на обсуждение вопросы на семинаре. По многим темам дисциплины криминологии учеными высказываются различные точки зрения, о чем студенты узнают из лекций и научной литературы. Поэтому на семинарских занятиях целесообразно обсуждать дискуссионные вопросы. По отдельным темам целесообразно заранее предложить студентам подготовить небольшие сообщения по наиболее интересным и актуальным вопросам. Сообщения могут завершаться дискуссией, что позволяет выработать у студентов навыки выступать перед аудиторией, вести полемику и аргументировать свою точку зрения. Итогом изучения курса является прием экзамена. Примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен, приводится в методических рекомендациях. |
Тема 1. Криминология как наука, ее предмет и методы.
-
Понятие криминологии. -
Предмет криминологии. -
Общая характеристика четырех групп исследуемых криминологией социальных явлений: преступности, ее детерминант, личности преступника, предупреждения преступности. -
Задачи и функции криминологии, диалектические и историко-материалистические методы как методологическая база криминологии. Методы криминологии.
Рассматривая эту тему, студентам необходимо ответить на несколько важных вопросов. Прежде всего, следует показать, является ли выделение криминологии в качестве самостоятельной науки действительно оправданным. Определение криминологии также вызывает некоторые споры.
Распространенная точка зрения заключается в том, что криминология - междисциплинарная отрасль знаний, однако существуют и другие позиции. Методы, используемые криминологами при проведении исследований, как правило, заимствованы из других наук, и поэтому также возникают вопросы, насколько подобное заимствование обоснованно.
Кроме того, студентам предстоит разобраться, в полной ли мере используются достижения криминологии в борьбе с преступностью на современном этапе и почему знания криминологии используются в настоящее время именно так.
Особое внимание следует уделить предмету криминологии и краткой характеристике его основных элементов. При рассмотрении вопроса о системе криминологии необходимо обратить внимание на несовпадение системы Особенной части УК РФ с системой Особенной части криминологии. Также следует обратить внимание студентов на понятие и систему методов криминологических исследований.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что изучает криминология? -
В чем состоит специфика криминологического знания? -
В каких направлениях развивался предмет криминологии? -
Каковы цели и задачи криминологии? -
Раскройте содержание функций криминологии. -
Что представляет собой система криминологии?
Тема 2. История развития криминологии.
-
Развитие криминология в дореволюционный период. Социологическое направление в науке уголовного права. -
Развитие криминологии в 20-х- 30-х годах. Петроградский криминологический кабинет, образованный в 1917г., Саратовский губернский кабинет криминальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы (1922г.), Московский криминологический кабинет (1923г.) и т.д. -
Развитие криминологии в 60-х годах. Ее современное состояние. -
Общая характеристика преступности в индустриально развитых зарубежных странах. Основные школы и теории в зарубежной криминологии. -
Предупреждение преступлений в зарубежных странах. Разработка национальных (государственных) и местных программ по предупреждению преступлений, участие в международном антикриминогенном сотрудничестве. -
Рационалистическая концепция причин преступности. Представители данной концепции: Г.А. Фрейгер, Г. Мэйхью, Чезарре Беккарриа, А. Коллинз и др. -
Антропологические концепции причин преступности как объяснение биологических (человеческих) примитивных свойств, качеств, унаследованных преступником от родителей. -
Концепция социальной детерминации преступного поведения. Теория социальной физики в криминологии (A.Ж. Кетле, И. Бентам). Структурно-функциональный анализ в криминологии (Э. Дюркгейм).