Файл: Методические рекомендации по изучению курса для студентов, обучающихся по направление подготовки40. 03. 01 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение зарубежного и отечественного опыта чрезвычайно важно. Объективное и беспристрастное изучение зарубежных криминологических школ, теорий и направлений показывает, что в каждой из них есть определенное рациональное «зерно». Кроме того, объективная и научно обоснованная оценка отрицательного влияния на развитие криминологии определенных взглядов позволяет отечественной криминологии избежать траты времени и усилий для изучения бесперспективного направления. При этом следует подчеркнуть, что в отличие от многих других криминологических программ изучение зарубежной криминологии, в данном случае, нацелено на ее современное состояние.

Необходимо подчеркнуть, что развитие отечественной криминологии в дореволюционный (до 1917 года) период не отставало от развития криминологии за рубежом. При этом студентам следует разобраться, почему до 1917 года в России в основном преобладало социологическое направление и не нашли сколько-нибудь серьезной поддержки антропологические взгляды Ломброзо о прирожденном преступнике. В то же время в двадцатые годы XX века, во многих городах (Москва, Петроград, Саратов и др.) были открыты криминологические кабинеты, одним из основных направлений, деятельности которых стало изучение личности преступника. Характерно, что в тридцатые годы многих криминологов обвинили в неоломброзианстве и подвергли репрессиям. Почему на долгие годы криминологические исследования фактически были приостановлены, на этот вопрос студентам также следует дать ответ. Возрождение криминологии и ее современное динамическое развитие связано с известными именами: профессором Г.А. Аванесовым, профессором Ю.М. Антоняном, профессором А.И. Алексеевым, профессором А.А. Герцензоном, академиком В.Н. Кудрявцевым, профессором И.И. Карпецом, профессором В.К. Звирбулем, профессором Н.Ф. Кузнецовой, профессором Г.М. Миньковским, профессором В.В. Лунеевым, профессором A.M. Яковлевым, профессором А.И. Долговой, профессором В.Е. Эминовым и многими другими.

История криминологии из-за нехватки академических часов освещается кратко. Рассматривая классическую школу, внимание студентов нужно сконцентрировать на работах Беккария, Говарда, Бентама и их последователей.

Студентам следует уяснить основные идеи классической школы: преступление - результат произвольного выбора человека; принятие решения носит рациональный характер; усиление наказания удерживает людей от совершения преступлений.


Особый интерес у студентов вызывает антропологический подход к изучению преступника, который прочно ассоциируется с именем Ч. Ломброзо. Следует раскрыть студентам предысторию антропологического направления, разобрать его сущность и проследить эволюцию ломброзианства.

Серьезное внимание должно быть уделено социологическому направлению. Желательно в рамках семинарского занятии рассмотреть теорию социальной дезорганизации Дюргейма, основы концепции контроля преступности и сущность концепции аномии.

Рассматривая криминологические теории ХХ столетия, следует остановиться на психоаналитических концепциях причин преступности, теории стигмы, дифференциальной ассоциации и виктимологической теории.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему возникла наука криминология и какие потребности социальной жизни обусловили ее существование и развитие?

  2. Каковы основные положения классического направления криминологической теории?

  3. В чем состоит главный постулат антропологического направления криминологической теории?

  4. Какое значения для развития криминологии имеют социологические школы?


Тема3. Основные характеристики преступности.

  1. Понятие преступности как вида негативного поведения людей.

  2. Соотношение негативного поведения, правонарушений, преступности. Преступность и преступление.

  3. Основные характеристики преступности: состояние, структура, уровень динамика, коэффициенты преступной активности различных социальных групп. Латентная преступность и методы ее оценки. Региональные различия преступности («география» преступности).

  4. Виды преступности - насильственная, корыстная; преступность несовершеннолетних и молодежи; женская преступность; преступность в городах и сельской местности; рецидивная и профессиональная; групповая и организованная; преступность в сфере экономической деятельности.

  5. Социальные последствия преступности как реальный вред, причиняемый обществу. Социальные издержки реагирования на преступность («цена» преступности).

При изучении данной темы следует обратить внимание на признаки преступности, вызывающие дискуссии в криминологической литературе, обязательно указать на их практическое значение, рассмотреть вопрос о социальной природе преступности, на котором нужно остановиться подробнее. При этом необходимо раскрыть диалектическое взаимодействие преступности и преступления по законам общего и единичного, целого и части.


За последние десять лет в различных средствах массовой информации регулярно появляются статистические данные о преступности. Без умения разбираться с этими данными, в частности с учетом латентности, невозможно понять, что и как происходит с преступностью. Выборочные данные о зарегистрированной преступности за последние годы приведены в нижеследующей таблице и могут быть использованы при подготовке к зачетам, экзаменам и при выполнении самостоятельных контрольных заданий.

Следует подробнее остановиться на количественных и качественных показателях преступности; состоянии, динамике, структуре и характере.

Студенты должны научиться рассчитывать коэффициенты преступности, анализировать статистические показатели, давать им объективную оценку.

Для закрепления таких навыков преподаватель может выделить время на семинарском занятии для решения задач. При рассмотрении латентной преступности следует уделить внимание ее видам, причинам, а также методам ее исчисления.

Нельзя обойти вопрос о цене преступности, определение которой необходимо для характеристики опасности преступности, а также для расчетов бюджетных ассигнований для борьбы с преступностью.

В рамках семинара важным для преподавателя является правильное определение студентами современного состояния преступности в Российской Федерации, используя интерактивный прием «круглый стол».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Изложите криминологическое понятие преступности.

  2. В чем состоит характеристика преступности как социального явления?

  3. Какова криминологическая сущность такой характеристики преступности, как массовость?

  4. Раскройте уголовно-правовую сущность преступности.

  5. В чем состоит криминологическая сущность соотношения преступления и преступности?

  6. Каково назначение показателей преступности?

  7. Назовите основные источники информации о преступности.

  8. Раскройте понятие латентной преступности.

  9. Назовите основные способы выявления латентной преступности.

  10. Каковы основные тенденции современной преступности



Тема 4. Причины и условия преступности.

  1. Теория причинности в криминологии. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность.

  2. Причины и условия преступности, их классификация.

  3. Характеристика основных факторов преступности.

  4. Механизм действия различных факторов преступности.

  5. Детерминанты преступности на различных этапах развития общества.

  6. Причины различных видов преступности.

  7. Факторы, способствующие преступности, в виде различных социальных аномалий:

  8. пьянства, наркомании, бродяжничества, проституции и др.


Понятию и системе причин и условий преступности следует уделить серьезное внимание. Студентам важно понять, что служит методологией познания причин и условий преступности (законы детерминизма, единства и борьбы противоположностей, историзма, системности). Необходимо раскрыть содержание и механизм действия причин преступности.

Студенты испытывают трудности при разграничении причин и условий преступности. Для лучшего усвоения теоретического материала преподавателю следует привести примеры из реальной жизни. Также необходимо разъяснить, что между причинами и условиями существует тесное взаимодействие, но между ними всегда сохраняется различие и в содержании, и в механизме детерминации.

Детерминизм и причинность в криминологии - это проблемы, которые решались при возрождении отечественной криминологии. Подходы при этом кардинальным образом отличаются в отечественной и в зарубежной криминологии. Почему у нас преобладают концепции всеобщей взаимосвязи (диалектические методы), а в других странах превалируют более простые и прагматические взгляды (позитивистское направление) на причинность в криминологии, - на этот вопрос и предстоит ответить студентам.

Классификация причин и условий преступности проводится по многим критериям. Особое внимание необходимо сконцентрировать на классификации причин по их содержанию. Для более четкого усвоения материала следует представить студентам таблицу с подразделением причин преступности по содержанию.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о причинах и условиях преступности в России, особое внимание при этом нужно уделить обострению социальных противоречий, а также кризису в системе борьбы с преступностью. Данный вопрос можно проанализировать с помощью интерактивного метода «экспертная оценка».


Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие причин и условий преступности.

  2. Какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности?

  3. Соотношение причин и условий преступности с другими видами криминологической детерминации.

  4. 5. Какова взаимосвязь причин и условий преступности с социальными противоречиями?

  5. Назовите основные причины и условия преступности на современном этапе развития нашего общества.

  6. Как влияют на преступность противоречия и недостатки в основных сферах жизнедеятельности общества?

  7. Назовите основания для классификации причин и условий преступности.


Тема 5. Личность преступника.

  1. Понятие личности преступника.(Основные подходы к проблеме личности преступника в отечественной криминологии).

  2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления.

  3. Антисоциальная направленность, потенциальная и реальная общественная опасность.

  4. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

  5. Типология и классификация лиц, совершивших преступления.

  6. Криминологическая характеристика основных типов этой категории.

Рассмотрение данной темы необходимо начать с определения личности преступника, при этом следует указать студентам о недопустимости отождествления личности преступника и преступной личности, а также на то, что о личности преступника можно говорить лишь применительно к лицу , уже совершившему преступление.

Одним из главных вопросов, на который ищет ответ не только сообщество криминологов, но и все человечество, является вопрос, почему одни люди совершают преступления, а другие люди, находящиеся в тех же самым социально-экономических условиях, преступления не совершают. Кроме того, несмотря на неоднократные и публичные высмеивания взглядов Ломброзо, значительная часть криминологов, в том числе и отечественных (например, профессор И.С. Ной), утверждали и утверждают, что недооценивать роль биологических факторов при становлении личности преступника нельзя.