ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка
Учитель: Махонина Татьяна Владимировна
Тема: "Именительный падеж" 3 класс
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.
Формировать умение находить имена существительные в именительном падеже в тексте.
Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать.
Воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс, карточки с текстами для индивидуальной работы, схема – опора, презентация.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Поприветствовали гостей, настроились на урок, мысленно пожелали успеха товарищам.
II. Минута чистописания.
- Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.
- Перед вами буквы. Прочитайте их. (а, е, о, р, у, э)
- Буква, написание которой мы будем повторять, лишняя в этом ряду. Назовите эту букву.
- Почему он лишняя? Охарактеризуйте её.
- Внимательно посмотрите, как пишутся прописная и строчная буквы Р,р.
-Запишите эти буквы в тетради.
Словарная работа.
- Какое слово зашифровано на доске? Р1А (Родина)
- Объясните его лексическое значение. (Это страна, в которой человек родился и гражданином которой является; место рождения кого-либо)
Прочитайте слова, записанные на доске.
(Родина, страна, Россия, столица, Москва)
- Что это за слова? (Имена существительные)
- Какие орфограммы в этом слове вы должны запомнить? Запишите слова в свои тетради и подчеркните орфограммы.
Актуализация знаний.
- Работа в парах .Составить пословицу
(Кто за Родину горой, тот истинный герой.)
- Объясните смысл этой пословицы.
- Какие орфограммы в ней встретились? Объясните их написание.
- Внимательно прочитайте пословицу ещё раз и запишите.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте написанное.
III. Повторение пройденного материала
-
Игра «Договори правило»
-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);
-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;
- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);
-Перечисли падежи и падежные вопросы. (Один называет падеж, а остальные хором вопросы).
IV. Постановка учебной задачи.
- А теперь отгадайте загадку:
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
- О каком падеже идёт речь? Почему вы так решили?
- На основании вышесказанного, кто попробует определить тему урока? (Именительный падеж имён существительных)
-Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?
( узнать и запомнить особенности существительных в И. п., правильно определять И.п.).
Заполнить таблицу
Именительный падеж
Вопросы Кто? Что?
Предлоги Нет
Роль в предложении Подлежащее
V. Изучение нового материала.
1. -Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.
Ударил мороз.
Падает снег.
- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)
-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).
-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).
Запишите в тетради эти предложения. Укажите падеж. Подчеркните подлежащее.
Физминутка
-
Работа по учебнику Упр. 74, стр. 42
А) Работа в парах.
- В парах читаем текст, объясняем орфограммы (Учитель контролирует).
-Прочитаем и разберем задания к данному упражнению.
-Первое предложение запишем в тетрадь, вставив пропущенные буквы (Учащиеся комментируют с места)
-Проверим это предложение (слайд).
-Самостоятельно допишем текст.
-Проверим вписанные орфограммы (слайд).
Б) -Перечисли имена существительные, которые стоят в именительном падеже. Есть ли перед ним предлог? Каким членом предложения они являются? (Учащиеся сначала в 1м предложении указывают падеж и подчеркивают, как подлежащее).
-Проверим 1е предложение (слайд).
Далее дети работают самостоятельно, но после каждого предложения следует проверка (слайд)
В) -Назовите синонимы (буран, вьюга; ветер, вихрь)
Сделайте вывод об именах существительных в И.п.
-
Знакомство с правилом в учебнике.
- Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42.
-Расскажите по очереди это правило соседу по парте.
-Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами).
VI. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа.
-Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности :
1 вариант- сделаю все сам без подсказок и помощи;
2-вариант– воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант– воспользуюсь подсказкой – выберу один из
предложенных падежей.
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
3-вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Давайте обобщим то, о чём шла речь на уроке.
- Что нового узнали об именах существительных в именительном падеже?
Рефлексия.
Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке…
Оценочный лист _____________________________________________
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по критериям, указанным в таблице. Закрасьте нужный вариант.
Материал усвоен | Моя активность на уроке | Мое настроение на уроке |
5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
- Сегодня на уроке я поставила такие отметки..
Домашнее задание.
Стр.42 упр.75, правило