Файл: Именительный падеж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок русского языка

Учитель: Махонина Татьяна Владимировна

Тема: "Именительный падеж" 3 класс

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.

Формировать умение находить имена существительные в именительном падеже в тексте.

Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать.

Воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.

Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс, карточки с текстами для индивидуальной работы, схема – опора, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Поприветствовали гостей, настроились на урок, мысленно пожелали успеха товарищам.

II. Минута чистописания.

- Запишем число, классная работа.

Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.

- Перед вами буквы. Прочитайте их. (а, е, о, р, у, э)

- Буква, написание которой мы будем повторять, лишняя в этом ряду. Назовите эту букву.

- Почему он лишняя? Охарактеризуйте её.

- Внимательно посмотрите, как пишутся прописная и строчная буквы Р,р.

-Запишите эти буквы в тетради.

Словарная работа.

- Какое слово зашифровано на доске? Р1А (Родина)

- Объясните его лексическое значение. (Это страна, в которой человек родился и гражданином которой является; место рождения кого-либо)

Прочитайте слова, записанные на доске.

(Родина, страна, Россия, столица, Москва)

- Что это за слова? (Имена существительные)

- Какие орфограммы в этом слове вы должны запомнить? Запишите слова в свои тетради и подчеркните орфограммы.

Актуализация знаний.

- Работа в парах .Составить пословицу

(Кто за Родину горой, тот истинный герой.)


- Объясните смысл этой пословицы.

- Какие орфограммы в ней встретились? Объясните их написание.

- Внимательно прочитайте пословицу ещё раз и запишите.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте написанное.

III. Повторение пройденного материала

  1. Игра «Договори правило»

-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);

-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);

-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;

- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);

-Перечисли падежи и падежные вопросы. (Один называет падеж, а остальные хором вопросы).

IV. Постановка учебной задачи.

- А теперь отгадайте загадку:

Он – начинающий  падеж,
Вопросы – КТО?  и  ЧТО?
В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,
И  школа,  и  пальто.

- О каком падеже идёт речь? Почему вы так решили?

- На основании вышесказанного, кто попробует определить тему урока? (Именительный падеж имён существительных)

-Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?

( узнать и запомнить особенности существительных в И. п., правильно определять И.п.).

Заполнить таблицу

Именительный падеж

Вопросы Кто? Что?

Предлоги Нет

Роль в предложении Подлежащее

V. Изучение нового материала.

1. -Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.

Ударил мороз.

Падает снег.

- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)

-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).

-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).

Запишите в тетради эти предложения. Укажите падеж. Подчеркните подлежащее.

Физминутка

  1. Работа по учебнику Упр. 74, стр. 42

А) Работа в парах.

- В парах читаем текст, объясняем орфограммы (Учитель контролирует).

-Прочитаем и разберем задания к данному упражнению.

-Первое предложение запишем в тетрадь, вставив пропущенные буквы (Учащиеся комментируют с места)

-Проверим это предложение (слайд).


-Самостоятельно допишем текст.

-Проверим вписанные орфограммы (слайд).

Б) -Перечисли имена существительные, которые стоят в именительном падеже. Есть ли перед ним предлог? Каким членом предложения они являются? (Учащиеся сначала в 1м предложении указывают падеж и подчеркивают, как подлежащее).

-Проверим 1е предложение (слайд).

Далее дети работают самостоятельно, но после каждого предложения следует проверка (слайд)

В) -Назовите синонимы (буран, вьюга; ветер, вихрь)

Сделайте вывод об именах существительных в И.п.

  1. Знакомство с правилом в учебнике.

- Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42.

-Расскажите по очереди это правило соседу по парте.

-Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами).

VI. Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа.

-Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности :

1 вариант- сделаю все сам без подсказок и помощи;

2-вариант– воспользуюсь небольшой подсказкой;

3 – вариант– воспользуюсь подсказкой – выберу один из

предложенных падежей.
1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )
2 –вариант:

Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
3-вариант:

Спиши. Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

VII. Итог урока. Рефлексия.
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Давайте обобщим то, о чём шла речь на уроке.

- Что нового узнали об именах существительных в именительном падеже?

Рефлексия.

Работа с оценочным листом.

-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:

1) Материал усвоен

2) Моя активность на уроке…

3) Мое настроение на уроке…


Оценочный лист _____________________________________________

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по критериям, указанным в таблице. Закрасьте нужный вариант.

Материал усвоен

Моя активность на уроке

Мое настроение на уроке



5


4



3



2


1



1

2

3

4

5




1

2

3

4

5




- Сегодня на уроке я поставила такие отметки..
Домашнее задание.

Стр.42 упр.75, правило