Файл: Книга будет интересна как специалистампсихологам, педагогам, так и широкому кругу читателей. Оглавление введение 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Андреева Т. В. Сельская семья. Материалы 3-го съезда Общества психологов. СПб.: СПбГУ. 2003.

Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных от­ношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Матери­алы 3-й межвуз. научи, конф. СПб., 1999.

Андреева Т. В., ТолстоваА. В. Темперамент супругов и совместимость в браке //Анань-евские чтения-2001. Тез. научн. конф. СПб; СПбГУ, 2001.

Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье // Ананьевские чте-ния-2002. Психология и политика. Тез. научн.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 2002.

Арутюнян М. Ю. Вариант возможной типологии стилей отношений в семье // Соци­альные и демографические аспекты исследования брака, семьи и репродуктивных установок. Ереван, 1983.

Аугустинавичюте А. Исследование психологической совместимости в семье // Семья и личность. М., 1981.

Бузина О. В., Новосельцева Е. Е. Удовлетворенность браком в «молодых» семьях // Ана­ньевские чтения-2002. Психология и политика. Тез. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 2002.

Галкина Т. В., Ольшанский Д. В. «Адаптационная модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы //Личность в системе общественных отно­шений. Ч. 4. М., 1983.

ГозманД. Я., Алешина Ю. Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре. М.: изд-во Московского университета, 1987.

Голод С. И. Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты. Л., 1984.

Голод СИ. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.

Гроздова Е. В., Лидере А. Г. Комплсмснтарность супругов и удовлетворенность браком // Семейная психология и семейная терапия. № 2.1997.

Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабиль­ности. Дис.... канд. философ, наук, М., 1983.

Гурко Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Се­мья и социальная структура. М., 1987.

КратохвилС. Психотерапия семе йно-сексуальных дисгармоний/Пер. с чешского/Под ред. Васильченко Г. В. М.: Медицина, 1991.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.; Воронеж: Московский пси­холого-социальный институт. НПО «МОДЭК», 1999.


Обозов Н. И., ОбозоваА. Н. Диагностика супружеских затруднений //Психологический журнал. 1982. Т. 3. №2.

Обозов И. Н., ОбозоваА. И. Факторы устойчивости брака //Семья и личность. М., 1979.

Обозова А. Н. Супружеская сопместимость — фактор устойчивости брака //Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983.

Обозов Н. Н. Совместимость и ерлбатыппемость людей. СПб.: Облик, 2000.

Олейник Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологи­ческий журнал. 1986. № 2. С. 59-67.

Реан А. А. Локус контроля дел инквен гной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2.

Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПбГУ, 2001.

Скиннер Р., КлиизД. Семья и как н ней уцелеть / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1995.

Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической ди­агностики. М., 1997.

ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.

Lewis R & SpanierG The rising about the quality and stability of marriage // Contemporary theories about the family. Vol 2. Eds W Burr о N. Y.; 1971.

Toman W. Family constellation. 3"1 ed. New York: Springer, 1976.


Тема VIII

СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

По мнению специалистов, изучающих семью, совместимость брач­ных партнеров достигается не всегда и обычно не сразу (Ковалев С. В., Сысенко В. А.). Любой, даже самый частный аспект внутренней, глу­бинной несовместимости неизбежно проявится на поверхности в виде поведенческих конфликтов.

По определению Н. В. Гришиной (2000, с. 18), конфликт — это би­полярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, при­чем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как есте­ственный фрагмент человеческой жизни. Конфликт может быть при­нят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных про­цессов, служащих сохранению целого.

Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфлик­те, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непрео­доления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей (там же, с. 40).

С. В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсут­ствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и срав­нительной безболезненностью и беспоследственностью.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

В социальной психологии в качестве составных элементов конф­ликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной сторо­ны, и ее образы у участников разногласий — с другой. В связи с этим

американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следую­щие типы конфликтов:

  1. Подлинный конфликт, существующий объективно и восприни­маемый адекватно (жена хочет использовать свободную комна­ту как кладовку, а муж — как фотолабораторию).

  2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

  3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрыва­ется нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, су­пруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

  1. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о ко­тором она уже прочно забыла.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно су­ществует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различ­ных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте ра­циональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психо­логически защищены в глубине подсознания и проявляться на повер­хности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) семейных отношений, который проявляется и в супружеских конфликтах.

Существует три аспекта межличностных отношений:

  • когнитивный (как мы их видим и понимаем);

  • аффективный (как мы к ним относимся);

  • поведенческий (как мы в них поступаем).

Согласно закону многоуровневой круговой каузальности, пусковым
моментом конфликта могут быть любые звенья замкнутой цепи «зна­ния — эмоции — поведение», отчего уровень, на котором возникли разногласия, и, соответственно, их причины, определить оказывается не так уж и просто, ибо все вышеперечисленные аспекты межличност­ных отношений стремятся к согласованию.

Например, на фоне полного взаимопонимания и прекрасных вза­имоотношений супруги столкнулись с чисто внешними трудностя­ми, связанными, например, с рождением первого ребенка. В случае, если эти трудности по своей интенсивности и длительности превы­сят некий пороговый уровень, опухоль конфликтности неизбежно распространится и на другие уровни взаимоотношений. Раздражен­ность и усталость друг от друга супруги начнут рассматривать как упрек в свой адрес, и, не желая нести на себе бремя ответственности, они решатся в конце концов явно и недвусмысленно указать другому на его собственные ошибки в возникшей сложной ситуации (С. В. Ко­валев).

Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам обычно приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлет­воренность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов со­противляться стрессу. Поэтому, решая похожие проблемы, актуально не столько регулиропать разногласия, сколько обучить умению сопро­тивляться психической напряженности, умению организовать общий семейный отдых и постоянные положительные переживания (Навай­тис Г., 1999).

Тот же автор указывает на то, что похожие кризисы в некоторых молодых семьях как бы запланированы. Часть молодых супругов (19,6%) среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали бере­менность. Хотя добрачная беременность не является безусловной при­чиной будущего семейного кризиса, она может подтолкнуть к юриди­ческому оформлению интимной связи и те пары, которые недостаточ­но подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей, а также нередко не подготовлены к браку материально (Навайтис Г., 1999).

Может быть и так, что взаимопонимание и вполне корректное по­ведение начинают сопрягаться с эмоциональным неприятием (разлю­била). Признаться себе в этом порой невозможно, зато не столь слож­но бессознательно спровоцировать другого супруга на поведение, ко­торое можно будет рационально осудить («Я не просто его не люблю, а потому что он такой-то и такой-то»). Таким образом, на поведенчес­ком уровне эмоциональные и когнитивные аспекты отношений при­дут в полное соответствие, но при этом в весьма конфликтное.

Наконец, бывает и так, что чисто когнитивный, по своей сути, кон­фликт представлений о характере выполнения семейных функций про­явится весьма неприятными эмоциями, для ликвидации которых мы

прибегаем к прямым поведенческим акциям, опять-таки добиваясь согласованности между тремя уровнями межличностных взаимоотно­шений.

Именно из-за действия принципа «многоуровневой круговой кау­зальности» даже опытным психологам бывает довольно трудно опре­делить, где (на каком уровне) и из-за чего именно начался конфликт. Это возможно при длительном, внимательном и беспристрастном са­монаблюдении и соответственном наблюдении за действиями друго­го. Для этого следует знать основные причины супружеских конфлик­тов (Ковалеве. В., 1988).

Причины супружеских конфликтов

В. А. Сысенко (1981) причины всех супружеских конфликтов под­разделяет на три большие категории:

  1. конфликты на почве несправедливого распределения труда (раз­ные понятия прав и обязанностей);

  2. конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребнос­тей;

  1. ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в рас­пределении семейных обязанностей является именно их согласован­ность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованнос­ти могут быть сопряжены с конфликтами. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять свою семей­ную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, или более широко, о конф­ликте представлений.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соот­ветствующие им требования, семья является заведомо малосовмести­мой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуаль­ным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвеча­ющее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное.


С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потреб­ности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если пред­ставления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рас­согласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сна­чала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится пре­пятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов дру­гого.

Известно, что семейно-брачные потребности мужчин и женщин сильно различаются (Харли У., 1994). Обнаружены также возрастные различия семейно-брачных потребностей: если в молодом возрасте (20—30 лет) для женщин наиболее важна эмоциональная, сексуальная, душевная сторона отношений (искренность и открытость в общении), то на отрезке 30-40 и 40-50 лет наряду с коммуникативной стороной все более значимой становится посвященность мужа семье (выполне­ние мужчиной отцовских обязанностей по отношению к детям), а после 50 лет — финансовая поддержка со стороны мужа и помощь по дому (АндрееваТ. В., ПипченкоТ. Ю., 1999, 2000).

На конфликты в семье влияют также неадекватные и противоречи­вые семейно-брачные представления и ожидания. В психологической литературе выделяются три основные причины несовпадения семей­но-брачных представлений молодежи (Ковалев С. В., 1988). Первая из них связана с тем, что наши представления о браке и семье чем даль­ше, тем больше уточняются, насыщаются подробностями, поскольку семья все меньше соответствует сложившейся в веках схеме функцио­нирования.

Ранее действующая схема передачи семейного опыта от родителей к детям стала все чаще давать сбои. Так, по данным опроса, проведен­ного в Эстонии еще » середине 1970-х годов, только 12% молодоженов были намерены полностью следовать в своих взаимоотношениях при­меру родителей, около 60% собираются делать это частично, а осталь­ные видят свою семью совсем другой, нежели семью родителей (цит. по: Ковалев С. В., 1988, с. 177).

Вторая причина заключается в том, что семейно-брачные представ­
ления в настоящее время весьмадалеки от идеала. Исследования, про­веденные в Вильнюсе, показали, что эти представления часто ограни­чены какой-либо одной стороной жизни, преимущественно хозяй-

ственно-бытовой или сексуальной. Оказалось, что в большинстве слу­чаев более подробно обсуждались обязанности не того пола, к которо­му принадлежал опрашиваемый, а противоположного. Наибольшее расхождение между молодыми мужчинами и женщинами выявилось в представлениях о том, каким образом можно поддерживать хорошие отношения в семье. Представители сильного пола свою основную за­дачу видели в ее материальном обеспечении, забывая о моральной и эмоциональной поддержке, которую муж обязан оказывать жене. В от­личие от них, представительницы слабого пола подчеркивали значе­ние этой поддержки и детально ее обсуждали.

Третья причина состоит в том, что конфликт представлений моло­дых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Это происходит, во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они предпочитают обсуждать любые темы, кроме тех, которые непосредственно относятся к семей­ным отношениям. Во-вторых, выяснить представления друг друга им мешает весьма короткая продолжительность этого предбрачного уха­живания.

При опросе 266 американских семейных консультантов выясни­лось, что в 9 из 10 обращающихся за помощью семейных пар обнару­живаются сложности в общении. Проблемы расположились следую­щим образом:

  • трудности коммуникации — 86,6%; .:,

  • проблемы, связанные с детьми и их воспитанием, — 45,7%; .

  • сексуальные проблемы — 43,7%;

  • финансовые проблемы — 37,2%;

  • досуг — 37,6%;

  • отношения с родителями — 28,4%; *(

  • супружеская неверность —26,6%;

  • домашнее хозяйство—16,7%;

  • физические оскорбления — 15,7%;

  • другие проблемы — 8,0%.

Следовательно, в супружеских взаимоотношениях очень велика роль супружеских коммуникаций, навыков и культуры общения (цит. по: Ковалеве. В., 1988). На иллюзии и ловушки в общении, часто при­водящие к конфликтам, обращала внимание В. Сатир (1992).

Американские исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович выделя­ют 10 наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами.