Файл: Книга будет интересна как специалистампсихологам, педагогам, так и широкому кругу читателей. Оглавление введение 7.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СЕМЬЕ
И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
Социализацию рассматривают как процесс становления личности и субъекта деятельности. В этом смысле значимым является вопрос о роли институтов социализации в становлении субъекта деятельности. Как известно, семья является основным институтом социализации.
В нашем исследовании профессионального и творческого становления архитекторов на выборке из 517 человек рассматривались институты социализации личности (Андреева Т. В., 1989). Выяснилось, что 57,6% опрошенных архитекторов указывают, что на выбор профессионального самоопределения оказала роль семья, еще у 7,6% — дру-
гие родственники. Часть из них (35,3%) отмечают, что родители активно старались пробудить интерес к живописи, архитектуре, фотографии. В таких семьях было принято совместно с детьми посещать выставки графики, живописи, заниматься фотографией, макетированием и т. д., а также помогать советом в выборе кружков, художественных школ. 22,4% архитекторов указывают на то, что родители направляли развитие их навыков в рисовании, но в самих семьях не было атмосферы интереса к искусству. Причем «направляющая активность» семьи в отношении развития способностей ребенка в этом случае частично превосходит таковую в остальных семьях. Активность родителей носит отчасти императивный характер.
Роль учителей общеобразовательных и художественных школ оказалась незначительна — 12%. Большее влияние (самим фактом развития художественных склонностей) оказали внешкольные детские организации — художественные студии (у 36%), школы (у 20%) и подготовительные курсы при вузе (у 47%).
В рамках этого исследования ставилась задача соотнесения условий развития ребенка и его творческих результатов во взрослом возрасте. Как правило, соотносятся только факторы и результаты на сравнительно коротком отрезке жизненного пути — например, младенчество и первый класс школы. Нами рассматривался (на выборке из 237 человек) отрезок пути от детства (обычно 4—5 лет) до профессиональной зрелости.
Стратегия исследования заключалась в выделении с помощью кластерного анализа типов направленности и активности личности взрос
лых архитекторов (проектировщиков, научных сотрудников, реставраторов, педагогов в детских кружках и т. д.). Типология производилась на мужской и женской подвыборке раздельно с помощью кластеризации ценностей-целей. У мужчин было выделено пять типов направленности личности:
-
на творчество; -
на познание; -
на работу; -
гармонический тип; -
свободолюбиво-гедонистический тип.
Ретроспективно, с помощью биографического метода у представителей выявленных типов направленности изучалось влияние расширенного круга семьи, роль школы, внешкольных учреждений и сверстников на их становление как личности и субъекта деятельности. Фиксировались, в частности, все кружки и секции, в которых человек
занимался с дошкольного возраста, а также ДПШ, спецшколы и студии. Был введен показатель «число направлений развития» как обобщенный индекс различных видов обучения с детства до окончания школы. Опрошенные сильно отличались по числу направлений развития — от 1 до 6 направлений. Влияние родителей сказывалось как в количестве направлений, так и в том возрасте, когда ребенок начинал заниматься спортом, иностранным языком, рисованием в организованном порядке (в детском учреждении или с репетитором). В одних семьях принято приводить детей в детские образовательные учреждения в очень раннем возрасте «по воле родителей», собственно, не спрашивая согласия самого ребенка и не учитывая его желаний и способностей. В других семьях дети сами выбирали направления развития в основном в младшем подростковом возрасте или даже позже, что больше соответствовало уже их проявившимся склонностям. Между этими крайностями располагались все семьи, различающиеся по векторам «сроки начала организованного обучения» и «соотношение инициативы родителей и детей в развитии детей».
На Западе в 1980-е годы было введено понятие «тепличные дети».
«Тепличное восп итание было определено как "деятельность взрослых, принуждающая ребенка приобретать знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития"» (Sigel, 1987, р. 212).
Детей с младенчества учили чтению, с 1,5—2 лет — японскому языку, игре на скрипке. Г. Доман, автор ряда книг типа «Как научить вашего младенца читать», считал, что систематическое стимулирование
и регулярные занятия с самого раннего возраста ускоряют развитие мозга ребенка. В дальнейшем оказалось, что, несмотря на то, что 3-4-летние дети научаются читать на уровне школьников 2—3-го класса, на успешность обучения в школе эти успехи влияния не оказывают, отмечен даже отрицательный эффект в виде отвращения к познанию (цит. по: Крайг Г., 2002). >
В СССР в 1980-е годы также был популярен лозунг «Плавать раньше, чем ходить», а чуть позже — «Читать раньше, чем говорить». И хотя плавание и закаливание играло свою положительную роль, каких-то особых результатов на дальнейшую жизнь молодых людей (которым сейчас около 20 лет) это не оказало. С конца 1990-х годов в России тенденция раннего развития детей усилилась благодаря коммерциализации детских образовательных учреждений (обучение дошкольников — важная статья доходов) и уменьшению детности практически до одного ребенка в семье (при суженном воспроизводстве населения на одного ребенка приходится больше взрослых опекунов).
Другие авторы отмечали, что матери, которые всю жизнь посвящают детям, занимаясь с ними, не достигают каких-то особых результатов. И наоборот, работающие матери чаще оказывают вдохновляющее творческое воздействие на ребенка (чаще, если это дочь) своим примером.
Исследование взрослых людей (25-40 лет) с помощью биографического метода позволило сопоставить направленность личности (интересов и сфер активности) с особенностями становления в детстве и школьном возрасте и с ролью семьи (в частности, с числом направлений в развитии ребенка).
Тип направленности на творчество
Ведущие ценности — творчество, работа, любовь, познание; дифференцирующие — творчество и познание; отвергаемые — семья, материальная обеспеченность, равенство. Представители этого типа происходили в основном из семей ученых, проектировщиков (то есть творческой интеллигенции).
С детства мальчики проявляли склонность к изобразительному искусству (рисованию, лепке, моделированию). Влияние семьи было развивающим, а не направляющим. Это подразумевало совместные с родителями интересы, -занятия, лаже посещение работы родителей (на
пример, проектной мастерской). Однако не отмечалось организован* ного взрослыми раннего образования вне семьи; детские кружки и секции представители данного типа начинали посещать не ранее 10-11 лет. Не было также большой разносторонности в развитии. Как правило, у мальчиков за весь дошкольно-школьный период наблюдалось два направления: рисование и спорт. Характерна очень основательная специальная подготовка к рисунку: кроме кружков по рисованию большинство посещало еще и художественные школы, меньшинство училось рисовать непосредственно у родителей и закончило подготовительные курсы при вузе.
Характерен самостоятельный, осознанный выбор профессии, после выбора между рядом других (физикой, биологией, историей).
Для женщин с направленностью на творчество характерен полностью самостоятельный (без контролирующего влияния родителей) выбор профессии под влиянием сестры, подруг, преподавателей художественной школы и тернистый путь в вуз. У части женщин с творческой направленностью были творческие эмансипированные матери, кото-
рые в течение подросткового возраста своих дочерей постоянно сами совершенствовались в профессии. Возможно, как и по данным Текэкс, на творческое становление женщин и на российской выборке большое влияние оказывает пример успешной и увлеченной своей профессией матери.
На стадии ранней взрослости (в нашей выборке 28—40 лет) представители типа направленности на творчество отличались большой творческой активностью и эффективностью (победы на международных конкурсах, проектирование частных домов). Мужчины этого типа отличались эмоциональной стабильностью в сочетании с мягкостью, утонченностью.
Тип направленности интересов на познание (на мужской подвыборке)
Ведущие ценности — свобода, познание, самостоятельность, равенство. Особенность — снижены ценности интересной работы, творчества и семьи.
Представители этого типа выросли в основном в семьях инженерно-технических работников (отцы). Матери, как правило, имели гуманитарные профессии (филологи, учителя). Мужчины с направлен
ностью на познание в детстве получили очень серьезное разностороннее образование: их учили музыке, иностранным языкам, рисованию, шахматам и т. д. Обычно каждый из представителей типа развивался в двух—четырех направлениях, как правило достаточно престижных. Начало занятиям в этих кружках было положено родителями в дошкольном возрасте. Часто, по признанию опрошенных, они занимались в кружках и спецшколах без особого интереса и успеха. В дальнейшем была очень серьезная подготовка по рисунку — все учились в художественных школах и на подготовительных курсах при вузе. Профессиональное самоопределение осуществлялось под воздействием следующего: поиск специальности, в которой пригодились бы изобразительные склонности, а также советы родителей (в основном матерей) и некоторых взрослых знакомых, рациональные соображения о вероятности поступления в вуз. Характерна неопределенность планов в старших классов, вмешательство хорошо информированных о профессии архитектора матерей, которое часто осуществлялось в императивной форме.
Общим для представителей типа направленности на познание являются невысокие ранги при распределении на выпускном курсе вуза, неблестяще выполненные дипломные работы (в среднем на «хорошо»). В дальнейшем представители типа занимались либо научно-исследовательской деятельностью, либо планировкой городов.
Из личностных черт характерны — самодостаточность, необщительность (холодность аффекта), настороженность, несколько сниженный уровень ответственности.
Спецификой этого типа можно считать наиболее разностороннее для выборки мужчин развитие, серьезную подготовку в детстве, направляющее влияние матерей, пассивность и неопределенность планов при выборе профессии, среднюю успешность при обучении профессии, во взрослом возрасте — переход к деятельности, подразумевающей меньшую непосредственную ответственность (для сравнения: научные исследования, а не ответственность за строительство здания).
Тип направленности на работу
Ведущие ценности типа — «интересная работа», «творчество», «друзья», «равенство», «познание». Представители типа выросли в различных по профессиональному и образовательному уровню семьях (ра