Файл: Методическая разработка для проведения практического занятия по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
епловизоры предназначены для обнаружения подвижных целей на большом расстоянии. Они позволяют четко наблюдать самые затемненные объекты и совершенно не подвержены воздействию ярких источников света, даже если они направлены прямо в объектив. С помощью таких приборов можно вести наблюдение при тумане и задымлении.
По 2 вопросу:

В зависимости от способа совершения преступления, вида и особенностей скрываемых материальных объектов, они утаиваются, маскируются, помещаются в специальное хранилище.

Сущность утаивания состоит в помещении искомых объектов в укрывающую материальную среду, препятствующую их визуальному восприятию. При этом орудия и средства преступления, предметы преступного посягательства и другие объекты могут укрываться в транспортных средствах, в предметах домашнего обихода, одежде человека, а также помещаться в материальные среды, недоступные для непосредственного восприятия субъектом поиска (сливные бачки в туалетах, горшки с цветами, водоемы, колодцы, выгребные ямы и т.д.).

Под маскировкой следует понимать специальное и целенаправленное воздействие на конкретный материальный объект для создания у него внешних признаков, дезинформирующих субъекта поиска относительно местоположения искомого объекта в окружающей или укрывающей среде, а также о действительном его назначении или содержании.

Различают естественную и искусственную маскировку.

В отдельных случаях для сокрытия материальных объектов могут использо­ваться физиологические особенности тела человека, например, предмет может быть проглочен, вшит в кожу, спрятан в коронке зуба и т.д.

Помещение объекта в специальное хранилище является более квалифициро­ванным способом сокрытия.

Специальные хранилища могут быть четырех типов:

  • приспособленные конструктивные емкости и полости, имеющиеся в предме­тах и окружающей обстановке;

  • реконструированные емкости и полости, имеющиеся в предметах и окру­жающей обстановке;

  • специально созданные в предметах емкости и полости - тайники;

  • специально созданные предметы с емкостями – контейнеры.

Применение поисковой техники при проведении осмотра помещений, транспортных средств, обыска задержанных и арестованных, личного досмотра.

Для понимания вопроса следует определить, что при применении поисковой техники ее потенциальные возможности не всегда реализуются в полной мере.


Эффективность применения поисковых приборов при современном уровне их развития в большой степени определяется мастерством оператора, знанием принципов действия прибора и опытом его использования.

Магнитные искатели-подъемники предназначены для обнаружения и извлечения из жидких, полужидких, сыпучих укрывающих сред (водоемов, колодцев, выгребных ям, болота, песка, снега, золы и т. п.) предметов, изготовленных из черных металлов. Тактика применения этих поисковых приборов определяется общей тактикой производства осмотра местности или помещения.

Поиск в стогах сена, сугробах снега, кучах зерна и т. п. рекомендуется производить ощупыванием, т. е. погружением подъемника в эту массу с последующими плавными перемещениями в разные стороны, а поиск в жидких средах–путем сканирования. После чего подъемник извлекают на поверхность для проверки результатов поиска. Поиск мелких предметов (обломки лезвия ножа, зубьев пилы, стружки и т. п.) в песке, золе целесообразно производить осыпанием этими материалами полюсов магнита.

Магнитный искатель–подъемник позволяет поднять предмет общей массой до 45 кг. при условии касания двумя полюсами.

На вооружение органов внутренних дел поступают портативные металлоискатели типа «Гамма». Их применяют для производства личного досмотра и обыска, а также в случаях, когда наличие металлического предмета выявлено стационарными металлоискателями типа "Флокс".

Такие работы, как личный досмотр, осмотр посылок, упаковок и багажа требуют от оператора освоения определенных приемов, а также предварительной подготовки. Например, для проведения личного досмотра необходимо знать такие области тела человека, вероятность использования которых для укрытия наибольшая. Это позволяет определить наиболее оптимальный маршрут досмотра с помощью ручного металлоискателя, который начинается, как правило, с головного убора и заканчивается обувью: прическа, головной убор, горло, грудь, живот, подмышечные впадины, внутренняя сторона рук, область половых органов, внутренняя сторона ног, ступни ног, шея, плечи, спина, поясница, внутренняя сторона бедер, кисти рук, сжатые в кулак.

Осмотр небольших неметаллических упаковок, стеклянных банок с продуктами (мука, крупа, варенье и т. п.), а также личный досмотр удобно производить, используя ручной металлоискатель «Гамма». В тех случаях, когда чувствительность прибора «Гамма» недостаточна, можно применять металлоискатель «Ирис–Э». В этом случае контролируемый объект, если это возможно, подносят к заранее настроенному прибору. Заметим, что в этом случае на руках оператора не должно быть часов, колец и других металлических предметов.


Поиск переносными металлоискателями на местности рекомендуется производить по следующей методике:

  • участок местности, где будет производиться поиск, разбивается веревочным шнуром на зоны шириной 120–150 см, в зависимости от роста оператора (при большой площади поиска местность рекомендуется разбивать на квадраты);

  • производится сканирование поисковым элементом на расстоянии 1–5 см над поверхностью земли со скоростью 10–50 см/сек;

  • при обнаружении металлического предмета по срабатыванию индикации металлоискателя обозначается это место, и оператор останавливается;

  • не сходя с места, рядом отыскивается точка на поверхности, где нет металла, и в этом месте прямо на землю кладется поисковый элемент прибора;

  • помощник оператора начинает откапывать искомый предмет, насыпая грунт на поисковый элемент, чем исключается выбрасывание с грунтом искомого предмета;

  • по мере откалывания периодически обследуется место поиска для обнаружения и уточнения расположения искомого предмета.


Организовать обсуждение и решение следующих задач:

Задача № 1. Уходя от преследования, преступник выбросил нож в глубокий колодец с водой.

Какой поисковый прибор следует применить для поиска и извлечения орудия преступления?
Задача № 2. На лесной поляне были обнаружены следы преступления с применением огнестрельного оружия.

Какой поисковый прибор следует применить для поиска стреляных гильз и других улик?
Задача № 3.В жилом помещении совершено изнасилование и убийство.

Какие следы этого преступления могут иметь значение для следствия? Какие поисковые приборы могут обнаружить эти следы?
Задача № 4.Вы участвуете в поиске преступника, скрывающегося в лесном массиве.

Какие следы оставляет срывающийся преступник? Какие поисковые приборы могут обнаружить эти следы?
Задача № 5. Вы находитесь в засаде и наблюдаете за объектом, на котором должны появиться преступники.

Какие поисковые приборы могут использовать для наблюдения за объектом?

Задача № 6. Во время несения службы Вы вынуждены были применить специальные средства для прекращения правонарушения и задержания нару-шителя. Правонарушитель выкинул нож в сугроб.

Какой поисковый прибор можно использовать в данной ситуации?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов занятия:

  • преподаватель проводит анализ ответов и служебных документов обучающихся, указывает на допущенные ошибки;

  • объявляет и аргументирует выставленные оценки;


  • подводит итог занятия (отмечает достижение поставленных целей, задач и активности группы;

  • отвечает на вопросы обучающихся.

  • определяет тему и круг вопросов, которые будут рассмотрены на следующем занятии;

  • дает задание на самоподготовку и рекомендации по более глубокому изучению темы; Назначение, основные характеристики средств визуального контроля, металлодетекторов, рентгено-досмотровой техники, обнаружителей оптических устройств, обнаружителей пустот, газоанализаторов, локаторов нелинейностей

  • преподаватель предлагает в случае возникновения каких-либо вопросов, обращаться к нему на кафедру для проведения индивидуальной консультации, объявляет об окончании занятия.


ЛИТЕРАТУРА:

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года]. – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 ииюня 1996 г. № 63-ФЗ. – URL: http:// www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 28.11.2021). – Текст : электронный. 

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ. – (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).

  4. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021). – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2021). – Текст: электронный.

  5. О связи : Федеральный закон от 07 июля 2003 г. №126-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).

  6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021). – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).

  7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).



Основная литература:

  1. Быстряков, Е. Н. Специальная техника: учебное пособие / Е. Н. Быстряков, М. В. Савельева, А. Б. Самушкин. – 2–е изд., стер. – Москва: Юстиция, 2018. – Текст : непосредственный.

  2. Поезжалов, В.Б. Основы применения специальной техники и информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудника полиции : учебно-практическое пособие / В. Б. Поезжалов[и др.]. – Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2020. – ISBN 978-5-7247-1026-8 – Текст : непосредственный.

  3. Кочетков, М. В. Специальная техника : учебное пособие для СПО / М. В. Кочетков. — Саратов : Профобразование; Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 100 c. — ISBN 978-5-4488-0831-9, 978-5-4497-0514-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/96853.html(дата обращения: 28.11.2021).

  4. Дубинин, А. С. Специальная техника органов внутренних дел: учебное пособие / А. С. Дубинин, В. А. Шипицин. — Омск : Омская академия МВД России, 2018. — 60 c. — ISBN 978-5-88651-687-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/93846.html (дата обращения: 28.11.2021).

  5. Основы применения специальной техники и информатики в профессиональной деятельности сотрудника полиции: учебное пособие / авторский коллектив С. А. Винокуров [и др.]; Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Москва: ДГСК МВД России, 2017. – 191, [1] с. : ил., схемы, табл. – Текст : непосредственный.

  6. Кемпф, В. А. Специальная техника органов внутренних дел: технические средства защиты информации : учебное пособие / В. А. Кемпф, Л. М. Осинцева. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. – ISBN 978–5–94552–264–0. – URL:http://ruslan.ufali.ru/elib/Электронная библиотека/79.pdf. (дата обращения: 28.11.2021). – Текст : электронный.

  7. Цымбаленко, С. В. Основы специальной техники: учебное пособие / С. В. Цымбаленко. – Ставрополь: Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, 2018. – 124 с. – URL:http://ruslan.ufali.ru/elib/Электронная библиотека/270.pdf. (дата обращения: 28.11.2021). – Текст : электронный.


Дополнительная литература:

  1. Баумтрог, В. Э. Специальные средства органов внутренних дел и средства индивидуальной бронезащиты: учебное пособие / В. Э. Баумтрог. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. – ISBN 978–5–94552–265–7. – Текст : электронный // Уфимский ЮИ МВД России : [сайт]. – URL:http://www/ufali.mvd.ru /Электронная библиотека/77.pdf. (дата обращения: 28.11.2021).

  2. Тимофеев, В. В. Специальные технические средства визуального наблюдения и документирования : учебное пособие / В. В. Тимофеев. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. – ISBN 978–5–94552–268–8. – Текст : электронный // Уфимский ЮИ МВД России : [сайт]. – URL:http://www/ufali.mvd.ru /Электронная библиотека/80.pdf. (дата обращения: 28.11.2021).

  3. Тимофеев, В. В. Специальная техника: технические средства и системы связи органов внутренних дел : учебное пособие / В. В. Тимофеев; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт .— Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2019. – ISBN 978–5–94552–363–0. – Текст : электронный // Уфимский ЮИ МВД России : [сайт]. – URL:http://www/ufali.mvd.ru /Электронная библиотека/790.pdf. (дата обращения: 28.11.2021).

  4. Виды и порядок применения в различных ситуациях специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел: учебно–практическое пособие / сост. А.Е. Олейник, В.О. Сытников : Дальневосточный юридический институт МВД России. – Хабаровск : РИО ДВЮИ МВД России, 2018. – 92 с. – Текст : электронный // Уфимский ЮИ МВД России : [сайт]. – URL:http://www/ufali.mvd.ru /Электронная библиотека/634.pdf. (дата обращения: 28.11.2021).